Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 28


В выпуске: Вперёд, за Гарри Поттером! Репортаж с факультатива по ТРИЗ (3-4 класс)

Начитавшись книг о Гарри Поттере, о волшебствах и чудесах, о замечательной игре «квиддич», мы решили, что и в наши современные игры можно внести что-то необычное и удивительное. За основу возьмём игру в футбол. Как можно изменить мяч, сделать его волшебным? Первая идея – мяч невидимый! (применили приём «Фантастическое вычитание». «Вычли» одно из свойств мяча – то, что он видимый. Могли бы и другие свойства вычесть, например, вес или шарообразную форму, или наполненность его воздухом, или упругость, прыгучесть. Получили бы другие направления для фантазирования)

Допустим, что мы сумели сделать такой невидимый мяч, но ведь игрокам надо его как-то обнаруживать? Придумали: мяч может быть звучащим (месторасположение обнаруживаем на слух) или очень холодным (горячим) - пролетающий рядом мяч чувствуем буквально кожей. Кроме этого, катящийся по полю мяч можно обнаружить по приминающейся траве, по шелесту травы.

Да, интересно, но как сделать мяч невидимым? Придумать не смогли и решили, наоборот, сделать игроков невидящими, т. е. придумать футбол для слепых. Тут возникли другие проблемы: слепые люди не только мяч не видят, но и всё остальное. Вот игрок на слух обнаружил мяч, перехватил его, а куда вести, как ориентироваться на поле, где ворота противника? Идеи ребят:

 – поле имеет разную температуру, у одних ворот тепло, к другим – постепенно охлаждается;

– от одних ворот музыка раздается одного стиля, от других – другого.

Конечно, для слепых надо сделать ограждение поля со всех сторон, чтобы не ушли за границу, мягкое покрытие поля, размеры поля уменьшить, и ещё наверняка проблемы возникнут, но их также можно решить.

 Возвращаемся к обычным зрячим игрокам. Разнообразить игру можно приёмом «Дробление»: наружная оболочка мяча не очень прочная и в какой-то момент она лопается, и… из неё выкатываются несколько маленьких мячей. Цель игры остаётся прежней – забить мяч в ворота, но игра намного усложняется, а вратарям вообще придётся несладко, им придётся отбивать по несколько мячей!

Вспомним волшебные мячи из «квиддича», которые летали САМИ! Чувствуете, это один из сильнейших приёмов ТРИЗ – Идеальный Конечный Результат – мяч летит САМ! Если наш футбольный мяч иногда ВДРУГ полетит САМ (или без помощи игроков САМ изменит направление своего движения), то это сможет оживить и усложнить игру. Как же это сделать? Первые идеи были, конечно, типа «внутри двигатель, а кто-то сидит на трибуне с дистанционкой в руках и…» Но ведь это наверняка будет подыгрывание какой-нибудь команде! Надо, чтобы мяч САМ в какой-то момент начинал двигаться или САМ поворачивал в сторону! Ресурсы:

∙ мяч и пространство у него внутри;

∙ поле;

∙ игроки;

 ∙ воздух.

Идеи ребят:

 ∙ форма мяча не шарообразная, а с выступами, поэтому мяч может сам собой повернуть;

∙ поле не строго горизонтальное, а с некоторыми наклонными участками, мяч покатится под уклон;

∙ движение мяча могут сбивать струи воздуха из-под земли, от стоек ворот, с купола над полем;

∙ мяч может состоять из отдельных секций, накачанных воздухом. Из каждой секции есть выход наружу. Открывается этот выход тогда, когда игрок случайно ударит по кнопке на поверхности мяча. Струя воздуха из мяча направит его в другую сторону.

 Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с продуктами на моём сайте: http://www.triz-v-shkole.ru

Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни! До следующей встречи, Бояркина Валентина Ивановна


В избранное