Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 25


В выпуске:

∙ «Верёвочка» Агнии Барто и развитие изобретательского мышления

∙ Льготный набор на дистанционный курс «ТРИЗ в школе»

Я думаю, многие помнят это стихотворение Агнии Барто: «Весна, весна на улице…»

 А помните, как там Лидочка скакала через верёвочку?!

- Я и прямо,

 Я и боком,

 С поворотом

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами Вместе…

 Доскакала до угла.

 - Я б не так ещё могла!

Такое весёлое, бодрое, весеннее стихотворение! Как можно работать на уроке с этим стихотворением? В зависимости от целей, которые ставит учитель.

Традиционно это:

∙ обратить внимание детей на автора (знакомство с творчеством поэтов и писателей)

∙ показать пример ритма в стихотворении (выразительное литературное средство)

∙ выучить наизусть и прочитать «с выражением» (тренировка памяти и артистических способностей)

Можно развернуть разговор на что-нибудь не совсем традиционное, используя РЕСУРСЫ этого стихотворения:

∙ данная ситуация – это знакомство с увлечением мам и бабушек (ценность традиций и передача их новому поколению):

∙ можно поговорить о пользе движения вообще, и о пользе весёлого движения в частности. И провести в классе соревнование на прыгание через верёвочку (направление на здоровый образ жизни).

 ∙ Можно поговорить о внимании к окружающим: «Тут прохожим не пройти: тут верёвка на пути». И т.д.

А теперь рассмотрим, как поработать на РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Выявляем из текста задачу на изобретательность. Это не сложно, есть прямые слова Лидочки: «Я б не так ещё могла!». Интересно, как же ещё можно прыгать? Рассмотрим, что изменяется каждый раз при переходе к новому способу прыганья?

 ∙ Положение тела (Я и прямо , я и боком)

 ∙ Способ прыганья (с поворотом и с прискоком)

∙ Начало прыганья (И с разбега и на месте)

 ∙ Движение ног (ноги по очереди перепрыгивают верёвочку или «двумя ногами вместе»)

Что ещё могло изменяться в этом весёлом занятии? Какие ресурсы не использованы?

 ∙ Движения рук

∙ Скорость вращения верёвки

 ∙ Интересно, а можно сразу две верёвочки вращать? Или три?

 ∙ Прыгали обычно на ровном месте. А можно на лестнице, с каждым прыжком вверх или вниз? (Т.е. изменять поверхность, на которой прыгают. )

А теперь давайте придумаем совершенно новый способ прыганья через верёвочку с помощью приёма «объединение», например:

Прыгание через верёвочку + вода? У меня идея такая: когда прыгаешь, в тебя брызгают водой из пластиковой бутылки, надо увернуться, тогда получаешь дополнительный балл.  А у вас какая идея возникла?

Прыгание через верёвочку + цветок?  На земле нарисован цветок с крупными лепестками. Когда прыгаешь, надо по очереди попадать ногами на разные лепестки. А ваша идея?

А если представить фантастический, волшебный способ прыгания через верёвочку? Волшебным может стать любой ресурс этого процесса: например, верёвочка. Придумаем для этого сначала Идеальный Конечный Результат (ИКР): что-то волшебное происходит САМО:

∙ Волшебная верёвочка САМА вращается, САМА меняет свой цвет, длину и толщину.

 Задайте своим детям, ученикам, членам семьи такие задачки:

 ∙ Как сделать, чтобы верёвочка вращалась САМА?

 ∙ Как верёвочка может менять свой цвет? Длину? Толщину?

∙ Как поверхность для прыгания может превращаться из твёрдой в упругую и наоборот?

 Рекомендую при поиске вариантов решений поискать аналогии (есть ли уже что-то похожее в окружающем мире?). Объявляю заочный мозговой штурм по этим задачам! Главные правила:

1. никакой критики во время выдвижения идей!

2. записывать ВСЕ идеи, какими бы нелепыми они вам не казались! (Иногда от такой идеи можно прийти к оригинальному и эффективному решению).

Все решения присылать до 6.02 11. на мой адрес matchem@mail.ru. Обсуждение идей в следующем выпуске рассылки.

 Со 3.02.11 по 10.02.11. объявляется льготный набор на дистанционный курс «ТРИЗ в школе» (модуль 1) для учителей, родителей и учащихся 7-11 классов. Стоимость льготного обучения 600 руб. (скидка 50% в честь моего семейного праздника!) Заявки присылать на адрес matchem@mail.ru .

 До встречи! Бояркина Валентина Ивановна. 03.02.11.


В избранное