"В
странах, где творческая
деятельность зачастую
перестает быть
результатом внутреннего
импульса, а превращается в
средство социального
престижа (на это жаловался
выдающийся американский
ученый Н. Винер),
создаются ситуации, когда недостаток
дарования в искусстве и
науке люди возмещают тягой
к административной
деятельности.
Перенося
унижения, они карабкаются
вверх, преодолевая
препятствия, которые и
таланту не всегда под силу.
Благополучные
карьеры делают отнюдь не
самые одаренные и
подававшие надежды: люди,
лишенные таланта,
отличаются куда большей
карьерной активностью.
Самое
поразительное, что,
добившись желаемого, эти
"вершители судеб" не изживают
ущербность и не
становятся добряками.
Наоборот,
общаясь с людьми
одаренными, испытывая
зависимость от них - потому что
добиваются успехов чужими
руками - они
постоянно находятся во
власти зависти и злобы.
В
них сильна потребность
"давить" и унижать
тех, чье превосходства все
же приходится признать,
хоть и неохотно. Они
настороженно относятся ко
всякой шутке и не понимают
юмора.
Им присущ
страх перед
психологическими тестами,
особенно тестами на
сообразительность, они под
любым предлогом
уклоняются от решения
логических задач и
головоломок, называя их
ерундой и пустой тратой
времени.
Как
правило, у них отмечается
пристрастие к внешним
атрибутам власти:
огромнейшие кабинеты,
любовь к мундиру и
регалиям, чинам и званиям,
нетерпимость к
возражениям, садистская
требовательность к
обслуживающему персоналу,
чувствительность к лести.
Отношение
к творческим работникам у
них подвержено колебаниям;
для получения ощутимых
результатов они вынуждены
подчас оказывать
подчиненным знаки
почтения и даже заискивать
перед ними. Однако периоды
"смирения" сменяются вспышками
злобного третирования, желания
"показать этим
умникам", поставить их
на место"
А.Н.Лук ''Юмор, остроумие,
творчество. - М.: Наука, 1978; с. 166-171.
(Цитируется по
"Рапацевич Е.С.
Словарь-справочник по
научно-техническому
творчеству. - Минск: ООО ''Этоним'', 1995, с. 11).
Рекомендации
1.
Расширяйте свой кругозор -
идеи и сведения могут быть
найдены в сферах, далеких
от научных, строгих
подходов к явлениям мира.
2. Не
страдайте, если не можете
получить новые факты, - для
открытия иногда
достаточно новыми глазами
посмотреть на старые.
3.
Становясь старше, все
больше внимания обращайте
на преодоление своих
возрастных и
профессиональных
стереотипов, изыскивайте
ля этого пригодные для
себя способы. Опыт говорит
— это возможно!
4.
Отдавайте себе отчет в том,
что самая правильная идея,
даже важная для жизни
всего человечества, очень
медленно завоевывает себе
право на общее признание.
Непризнание идеи ничего не
говорит о ее
неправильности.
5.
Поддерживайте в себе
мужество - изобретение,
открытие требуют подчас
пересмотра и перестройки
своей модели мира, а это
мучительный процесс.
Однако многим он оказался
по силам! Почему бы и вам не
попытаться?
6. Не падайте
духом, если чьи-то
эксперименты опровергают
вашу теорию - еще
неизвестно, кто прав. Опытные
данные не абсолютны.
Значение факту придает
видение теории.
7. Пытайтесь
строить теорию, делая
выводы по неполным
данным так как. полнота
принципиально
недостижима. А что, если
уже сейчас представить закономерность?
8. Торопитесь!
Идея висит в воздухе. Это
значит, что условия для её решения уже
созрели. Решение надо
только найти и
сформулировать.
9. Не
огорчайтесь, если все
считают вас еретиком
или чудаком. Не вы первый. Это
можно пережить, если
компенсировать огорчения
от непризнания радостями
творчества.
10.
Учитесь отстраняться от
своего привычного взгляда
и смотреть на проблему
беспристрастно; это
достижимо при помощи
специальных тренировок.
11.
Предпринимайте попытки
выйти за рамку данной
науки, системы, законов.
Невозможно то, что
заключено в этих рамках. А
вне их?
12.
Упражняйтесь в переконструировании
имеющихся (накопленных по
проблеме) материалов, но представляющихся
пока не связанными, не
полными. При некотором
виде трансформации
картина может оказаться
целостной.
13.
Стремитесь относиться с
иронией к величине и
значимости своей персоны в
науке. Играйте с идеями.
Эксцентричная идея,
немыслимое решение
несовместимы с излишней
серьезностью и постоянной
заботой о том, чтобы быть
рациональным.
14. Балуйтесь на
досуге фантастикой,
взвешивайте перспективы
“диких” гипотез.
15. Не
страдайте от того, что не
все упорядочено, строго и
закономерно в области
задачи. Таковы условия
творческого приложения
сил, и из этого хаоса
вырастают цветы ваших
идей.
Из книги
известного психолога Рады
Михайловны Грановской
"Защита личности"
(Грановская Р.М.,
Никольская И.М. Защита
личности: психологические
механизмы. - СПб.: Знание,
1999. - 352 с.; с. 191-192.).
Дорогие читатели! Вы можете стать и писателем, жду
Ваших писем.
Ведущий
- Александр Кондратьев.