Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вопросы тифлопедагогики

[Edu-tiflo] ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА <Доступная среда>

Доброго времени суток!

В интернете опубликована ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА <Доступная среда> на 2011-2015
годы
http://www.rehabin.ru/lib/?IBLOCK_ID=33&ELEMENT_ID=2512

Ознакомившись с программой я поймал себя на мысли, что исходя из проведённой
подготовительной работы данная программане очень сильно затрагивает инвалидов
по зрению. Конечно, с одной стороны, организуй доступную среду и инвалид по зрению
окажется практически в равных условиях с "условноздоровым". Однако, если сравнить
некоторые освещённые позиции, то складывается впечатление, что группой инвалидов
по зрению особо и не занимались.
Судите сами:
"Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически
доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата: почти 60% из них приходится преодолевать
барьеры при пользовании общественным транспортом, 57 - 58% - при посещении учреждений
культуры и государственных учреждений, 48% - при совершении покупок. Две трети
респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность
посещения спортивных сооружений и мест отдыха."

Складывается впечатление, что две трети инвалидов по зрению имеют только две
проблемы - невозможность или ограниченность посещения спортивных сооружений и
мест отдыха. Следовательно, оставшаяся одна треть либо не имеет проблем посещения
вышеназванных спортивных сооружений и мест отдыха, либо не нуждается в их посещении.
В остальном, видимо, проблем нет. Видимо инвалиды по зрению без труда посещают
магазины, государственные учреждения, пользуются общественным городским транспортом
и т.д.

Читаем далее:
"К числу непосредственных результатов реализации Программы относятся:
- увеличение количества зданий и сооружений социальной и транспортной инфраструктур,
дооборудованных с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- увеличение жилого фонда и прилегающих территорий, адаптированных, дооборудованных
с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- увеличение количества средств общественного транспорта, а также специализированных
транспортных средств, дооборудованных с учетом потребностей инвалидов и иных
маломобильных групп населения;
- увеличение числа инвалидов, получающих доступ к телевизионному и радиовещанию;
- увеличение числа инвалидов, получающих доступ к Интернету, в том числе на базе
пунктов коллективного пользования;
- увеличение числа инвалидов, получающих доступ к информации на базе учебных
заведений, учреждений культуры (кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки),
учреждений социальной защиты;
- увеличение числа инвалидов, получающих доступ к спортивным сооружениям/объектам
и мероприятиям;
- увеличение числа инвалидов по слуху, получающих доступ к информационно-справочным
услугам и экстренным службам;
- увеличение числа подготовленных (повысивших квалификацию) сурдопереводчиков
и тифлосурдопереводчиков, а также специалистов, оказывающих государственные
услуги населению русскому жестовому языку на базовом уровне;
- увеличение числа квотируемых рабочих мест для инвалидов, дооборудованных с
учетом требований доступной среды;
- создание информационной системы персонифицированного учета потребностей инвалидов
и иных маломобильных групп населения в обеспечении доступности среды (единый
федеральный регистр инвалидов).

К числу конечных результатов реализации Программы, по предварительным экспертным
оценкам, относятся:
- снижение уровня вторичной инвалидности;
- повышение средней продолжительности жизни инвалидов;
- повышение уровней занятости и образования инвалидов;
- рост уровней участия инвалидов в культурных и спортивных мероприятиях и программах;
- внедрение в общественную практику принципов разумного приспособления и универсального
дизайна."

Надо сказать, что в программу включены и такие пункты:
"оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов
по зрению и слуху"
"установка указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха
и зрения"
"адаптация официальных сайтов органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной
сети <Интернет> с учетом потребностей инвалидов по зрению"

Есть в программе пункты, направленные на повышение квалификации учителей-дефектологов
для работы - "подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов
к работе в новых условиях интегрированного обучения".

В выбранной государством линии социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями
здоровья, на мой взгляд, наблюдается перекос в сторону обеспечения инвалида
чем-нибудь, лишь бы этому инвалиду было бы хорошо.
В программе говорится о реабилитации, но я не увидел за написанным реальных шагов
к реализации этой самой реабилитации инвалидов.
Где создание реабилитационных центров для инвалидов по зрению, с целью обучения
инвалидов по зрению социально-бытовой ориентировке, ориентированию и мобильности
и т.д.? Где создание тифлопедагогических кадров, которые будут работать с данной
категорией инвалидов? Где пропаганда рельефно-точечного шрифта Л. Брайля?

Не знаю кто и с кем обсуждал данные вопросы, но, боюсь, что Всероссийское общество
слепых, если и принимало участие в подготовке данной программы, то очень и очень
своеобразно.

Жители Москвы уже три года получают неописуемое удовольствие от наземных тактильных
указателей, которые разработаны при участии Института РЕАКОМП и внедрены соответствующей
программой Московского правительства. Наземные тактильные указатели, которые
расположены на тратуарах и проезжих частях города, которые мешают "условноздоровым"
и иным маломобильным категориям граждан, которые вводят в заблуждение слепых
и могут привести к получению травм несовместимых с жизнью и т.д.

Боюсь, что реализация опубликованной программы, при всей её положительности,
может так усложнить жизнь слепых и слабовидящих, что никому и не снилось. Ведь
по той же самой статистике, две трети инвалидов по зрению нуждаются только в
полноценном доступе к спортивным сооружениям и местам отдыха.

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

Ответить   Алексей Любимов Mon, 1 Nov 2010 05:39:07 +0300 (#1264420)