Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В этом выпуске рассмотрены вопросы, интересующие большинство начинающих аспирантов:


 : : : :    : : :   : :  Подготовка и защита диссертации  : :   : : :    : : : : 
ВОПРОС  | |  ОТВЕТЫ  | |  ЮМОР  | |  ДИСК. ЛИСТ  | |  ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Рассылка формируется на основе материалов
Золотого дискуссионного листа "Аспирант и Соискатель"
http://subscribe.ru/catalog/job.education.aspirant

:.  ВОПРОС || 

Сегодня в выпуске мы рассмотрим вопросы, интересующие  большинство начинающих аспирантов:

- как выбрать тему диссертационного исследования;

- как организовать работу над диссертацией;

- как подобрать первоисточники для работы над диссертацией

Рассылка подготовлена по материалам и с разрешения владельца сайта «Аспирант Украины» www.aspirant.com.ua

Выбор темы диссертационного исследования.

Выбор темы диссертационного исследования является ответственным этапом для начинающего соискателя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы в процессе подготовки и защиты. Замена же "неудобной" темы - потеря времени и сил.

Исключительная важность рационального, обоснованного выбора темы диссертационной работы обусловлена также тем, что тема во многом определяет содержание работы, воплощает в концентрированном виде главенствующие атрибуты диссертации - актуальность, новизну, научную ценность.

Лучше всего выбирать тему, которая не вызовет больших сложностей у диссертанта или такую, по которой у него уже имеются определенные наработки. С другой стороны, следует определить, на что сегодня есть спрос, что достаточно актуально, перспективно, но и не слишком проблемно, не вызовет ненужных споров. При этом, однако, не стоит выбирать проблему, которая активно обсуждается в прессе, требует незамедлительного решения. Вполне возможно, она будет решена до того, как пройдет защита, и время будет потрачено впустую. Рекомендуется также избегать неоднозначных проблем, которые имеют своих сторонников и противников. Неизвестно, кем окажется оппонент, вполне возможно - противником, как и члены диссертационного совета.

В большинстве случаев не стоит выбирать тему, над которой уже работали ранее. В связи с этим целесообразно обратиться к каталогам защищенных диссертаций или каталогам авторефератов. Вместе с тем, диссертация может содержать и новое решение уже рассмотренной ранее проблемы, ведь наука никогда не стоит на месте.

Название диссертации не должно быть слишком длинным или слишком коротким. Иногда к нему добавляют небольшой подзаголовок (обычно до 5 слов). Название должно адекватно отображать содержание исследования и, вместе с тем, не выходить за рамки паспорта специальности. Окончательное название диссертации может быть впоследствии уточнено, откорректировано.

После фактического выбора темы диссертации составляется пояснительная записка о выборе темы диссертационного исследования. В такой записке, помимо прочего, указывается: актуальность темы; цель исследования; задачи исследования; структура (предварительный план) исследования. Пояснительная записка подается в диссертационный совет, на заседании которого происходит утверждение темы, а также назначается научный руководитель.

Организация труда аспиранта.

Работа над диссертацией представляет собой поистине огромный труд, который требует от его автора затрат сил и времени, методичного и упорного труда, причем не только во времена "творческого вдохновения", а на протяжении всего периода подготовки диссертации.

Эффективность работы, ее скорость и качество зависят от рациональной организации труда. Чем лучше аспирант организует свой труд, тем больших (и более качественных) результатов он сможет достичь за определенный промежуток времени.

Во время выполнения диссертационной работы целесообразно по мере возможности ограничить другую работу, домашние заботы, все то, что отвлекает.

Ускорить работу поможет правильная организация рабочего места; использование оргтехники. Если позволяют возможности, необходимую оргтехнику (если ее нет) следует приобрести еще в начале исследования. Свой компьютер, принтер, сканер, которые во время работы будут у вас под рукой, позволят сэкономить время и больше сосредоточиться на творческой работе.

Не забывайте осуществлять резервное копирование важной для Вас информации с жесткого диска компьютера на другие носители.

В процессе труда придется делать много пометок в ксерокопиях, личных записях, других материалах. Эти пометки могут быть разного характера, относиться к разным главам работы, наконец, их может быть настолько много, что они просто будут сливаться. Чтобы пометки были выразительными, легко впоследствии находились и понимались следует подготовить набор разноцветных маркеров или фломастеров, гелевых ручек, закладки, наклейки и пр.

Как правило, аспиранту бывает довольно трудно сочетать чисто техническую (рутинную, механическую) работу с творческой. Например, вычерчивание на ПК сложной схемы, ранее составленной на бумаге (механическая работа) прерывает творческий мыслительный процесс. То же самое касается и посещения библиотеки в середине рабочего дня. Для повышения скорости и качества подготовки диссертации подобную работу следует разграничивать во времени. Если механическую и творческую работу все-таки приходится выполнять параллельно в течении дня - начинать лучше с творческой работы. В конце рабочего дня, когда наступает утомление можно погрузиться в механическую работу.

Известно, что многим аспирантам довольно сложно начать работу, сделать первые шаги, написать первые страницы диссертационного исследования. С одной стороны, может беспокоить сам объем предстоящей работы. С другой стороны, еще не прошел процесс "втягивания" в работу, не выработалась привычка работать планомерно, сосредоточенно и достаточно долго. Между тем, универсальных способов преодолеть эту проблему нет. Как минимум, целесообразно определить время суток, когда работа продвигается с максимальной творческой производительностью.

Неэффективно браться за написание всех глав и подпунктов одновременно. Следует писать свой труд поэтапно. Это замечание не относится к подбору литературы: с целью экономии времени и сил подбирать первоисточники гораздо лучше сразу для всей работы, особенно если вы проживаете вдали от крупных научных библиотек.

Для более размеренной работы, а особенно в условиях сжатых сроков можно рекомендовать составить календарный план выполнения диссертационной работы и стараться его придерживаться. Составленный план можно детализировать, ставя себе более конкретные задачи на месяц, на неделю, на предстоящий день.

Подбор первоисточников. Работа с информацией.

Работу с источниками оптимально разбить на несколько этапов:

- предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы;

- поиск самих источников в соответствии со сформированным списком;

- анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование, конспектирование.

Помимо монографий, публикаций, статей следует ознакомиться с авторефератами уже защищенных диссертаций, а еще лучше - с оригиналами этих диссертаций. Просмотр уже завершенных диссертационных исследований целесообразен по нескольким причинам:

- можно более четко определить, по каким направлениям вели исследования ваши предшественники, чтобы не повторять их работу;

- можно значительно быстрее изучить различные точки зрения на вопросы, связанные с темой исследования;

- появится более четкое представление, как выглядят "живьем"  диссертация;

- можно изучить и переписать библиографический список литературы - как правило, 150…250 источников в каждой диссертации, а иногда значительно больше.

Для составления наиболее полного предварительного списка литературы необходимо просмотреть каталоги, реферативные журналы, диссертации, сборники научных трудов, периодические издания.

Начинать просмотр периодических журналов лучше всего с последнего номера за каждый календарный год. Как правило, в последнем номере публикуется содержание опубликованных статей за весь предшествующий год.

Библиографические издания-указатели содержат упорядоченные библиографические записи; в них указывается, что издано по тому или иному вопросу в той или иной области знаний. Библиографические указатели состоят из перечня библиографических записей, часто без аннотаций и рефератов. Реферативные издания содержат также рефераты, где в сжатом виде отображены основные моменты оригинала публикации. Их недостаток - появление информации с некоторым опозданием; кроме того, не исключены определенные пробелы в перечне публикаций.

Помимо перечисленного, информация о литературе может быть найдена во внутрикнижных и пристатейных списках литературы.

Имея на руках сформированный список литературы, можно начинать ходить по библиотекам и собирать информацию: смотреть, выбирать необходимую, делать аннотации, заметки, выписки, ксерокопии. Не забывайте при этом подписывать ксерокопии, иначе впоследствии будет неизвестно, кому принадлежит отснятый текст.

Если Вы живете не в столице и даже не в крупном городе, процесс сбора первичной информации может усложниться. В таком случае, попытайтесь извлечь максимум информации из местных библиотек, а потом приезжайте в "творческую командировку" в столицу.

В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования. Часто объем литературы по теме может быть такой, что для его полного прочтения необходимы годы, по истечении которых выяснится, что за это время вышли новые труды и т. д. Поэтому следует сосредоточиться на главном. И хотя в большинстве методических указаний даны рекомендации начинать с общих работ, постепенно продвигаясь к материалам, непосредственно касающимся тематики диссертационного исследования, такой способ нельзя признать оптимальным. Чрезмерное увлечение чтением первоисточников приводит к сбору излишней информации, способствует засорению ума второстепенными проблемами, тормозит процесс работы над диссертацией. Для экономии времени анализ целесообразно начинать с самых "перспективных" (пусть и на первый взгляд) источников, знакомство с которыми в наибольшей мере может пригодиться в работе.

К счастью, в эпоху ксероксов, сканеров и принтеров работать с информацией стало намного легче. Вряд ли оптимально конспектировать (как это делалось раньше) каждый труд. К тому же при таком двойном редактировании (когда вначале пишется краткий конспект, а затем при использовании материала на основании этой уже неполноценной редакции делается новая редакция) неизбежно искажается первоначальный смысл. Подобные методы постепенно уходят в прошлое. Гораздо быстрее и удобнее нужную информацию снимать на ксерокс, причем сразу для всего исследования. Часть из этой "необходимой" информации впоследствии может оказаться ненужной, но зато диссертанту не будет необходимости лишний раз отвлекаться на посещение библиотеки, заполнение требований, ожидание очереди на ксерокс и т.п.

Еще более прогессивным (но и более дорогим) способом является получение оцифрованных копий библиотечных источников дистанционно через интернет. При таком подходе службы электронной доставки документов (ЭДД) получают от читателя заказ и выполняют перевод библиотечного источника (например, книги или диссертации) в электронную форму, а затем высылают оцифрованную копию в виде файла (файлов) по электронной почте или размещают на FTP-сервере. Полученные копии заказчик может как распечатать на принтере, получив полный аналог ксерокопии, так и распознать в программе FineReader (или аналогичных) и получить в результате текст в редактируемом формате .doc (Microsoft Word).

Имея на руках подборку материала диссертант может приступить к целенаправленным исследованиям, меньше отвлекаясь на рутинную работу. Кроме того, при наличии достаточного для исследования материала может наступить момент психологической уверенности и труд над диссертацией, возможно, уже не будет казаться таким непосильным, а сроки, отведенные на научную работу, такими маленькими.

Следует однако заметить, что работа с собранным материалом может быть неэффективной и трудной, если этот материал не систематизировать.

Способы систематизации могут быть разные. Например, можно систематизировать материал, разложив его по стопкам (папкам, скоросшивателям, ящикам стола) в соответствии с подпунктами плана. При таком подходе в каждый конкретный день работы над диссертацией Вы будете работать не со всем материалом, а, например, с 1/10 его частью, что очень удобно. Наиболее важные моменты в собранном материале вместо утомительного конспектирования можно выделить маркером, разноцветными ручками, закладками, сделать пометки на полях, записав лишь краткие памятки в рабочем блокноте.

 

Уважаемые аспиранты, если у вас после прочтения выпуска возникли какие-либо вопросы по теме выпуска, будем рады ответить на них, поможем решить молодым аспирантам возникшие практические сложности. Обращайтесь с вопросами на e-mail dis@aspirant.su Мы готовы помочь подобрать литературу, помочь выбрать и обосновать тему, помочь составить план.

 

В наших следующих ближайших выпусках мы рассмотрим вопросы составления плана исследования, написания введения, оформления диссертации, подготовки научных публикаций и другие.

 


 


:.  ДИСК. ЛИСТ ||  Как задать свой вопрос и принять участие в дискуссии... || 

Что такое дискуссионный лист?

Дискуссионный лист -- это специальный формат почтового форума, в котором все участники общаются между собой исключительно при помощи электронной почты. Это удобно, т.к. все сообщения Дискуссионного Листа автоматически доставляются в почтовый ящик участников!

Каждый участник может писать в Дискуссионный лист, а также принимать участие в обсуждении ранее поднятых тем. В последнее время данный формат общения становится все более и более популярным в Рунете, т.к. позволяет профессионалам общаться между собой, а кроме того экономит время и расходы на доступ к Интернету (достаточно лишь одной электронной почты)!

Чтобы получить возможность задавать свои вопросы на многотысячную аудиторию специалистов, участников
Золотого дискуссионного листа "Аспирант и Соискатель" необходимо:

зарегистрироваться на сайте:
http://subscribe.ru/catalog/job.education.aspirant
либо
отправить любое (даже пустое) письмо на адрес:
job.education.aspirant-sub@subscribe.ru


  :: РЕКОМЕНДУЮ ПОДПИСАТЬСЯ ::
Золотой дискуссионный лист
Аспирант и Соискатель

Подписка по e-mail:

job.education.aspirant-sub@subscribe.ru
Серебряный дискуссионный лист
ЛАЙФ-менеджмент: путь к успеху!

Подписка по e-mail:

job.education.lifemanagement-sub@subscribe.ru

Присылайте свои вопросы на адрес: job.education.aspirant-owner@subscribe.ru
Автор рассылки: Славников Дмитрий http://subscribe.ru/author/9810
Выпуск #39 :: от 2010-02-17 :: Подписчиков: 4259  

В избранное