Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подготовка и защита диссертации


Служба Рассылок Subscribe.Ru
За защиту диссертации!

Выпуск №6

ПРОСТО О ГЛАВНОМ

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА



Логико-математическое выражение системный подход получил в кон-цепциях общей теории систем Л. Берталанфи. Будучи междисциплинарной ме-тодологией, он находит сегодня свои конкретные приложения в методиках тра-диционных общественных, естественных и технических наук. Для целого ряда сформировавшихся в последние десятилетия междисциплинарных наук кон-цепции системного подхода являются основой методологии. К этим наукам, в частности, относится кибернетика, системотехника, теория информации, эколо-гия, системный анализ, исследование операций. Вследствие общности объектов и применяемых методов многие из этих научных направлений долгое время вполне обоснованно не различались. Однако прогресс в общественном произ-водстве привел к существенным изменениям социально-экономических объек-тов, требовал развития методов их исследований. Поэтому уже утвердившиеся названия стали применяться для обозначения различных научных направлений, имеющих определенные объекты и методы.

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая органи-зация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель при принятии управлен-ческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей ор-ганизации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стре-миться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь ее целей. Притом, что достижение целей всех подсистем организации явление же-лательное, но почти всегда не реальное.

Ценность системного подхода для управления предприятием можно по-нять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы своей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организа-ционной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели. Для реализации нового принципа нужно было уметь находить, оценивать и сравнивать возможные альтернативы вооружения. По словам разработчиков системного подхода в военной экономике США Ч. Хитча и Р. Маккина: «Стра-тегия, техника и экономика - взаимосвязанные элементы одной общей пробле-мы... Суть экономической проблемы состоит в том, чтобы избрать такую стра-тегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наибо-лее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затра-тах)».

Традиционный и системный подходы в управлении используют и анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит сле-дующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что пред-стоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по от-дельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого.

В системном подходе также можно выделить три ступени: 1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объ-яснение поведения или свойств этого целого (системы); 3) объяснение поведе-ния или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является. Т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.
При аналитическом подходе объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит разложить на части. При системном подходе, объяс-няемый предмет рассматривается как часть некоторого целого.
Существуют серьезные различия между тем, что называют аналитиче-ским и системным управлением. Одно из них основано на следующем принци-пе системности: если каждую часть системы заставить функционировать с мак-симальной эффективностью, система как целое еще не будет в результате этого функционировать с максимальной эффективностью. (Целое не равно сумме его составляющих.) Традиционный подход к управлению исходит из предпосылки, что наилучшего функционирования предприятия можно достичь простым сум-мированием его частей в режимах наилучшего их функционирования. Принцип системности утверждает, что для сложных систем это условие не выполняется.

Система определяется заданием системных объектов, свойств и связей. Cистемные объекты – это вход, процесс и выход. Входом называется то, что изменяется при протекании данного процесса. Во многих случаях компонента-ми входа являются «рабочий вход» (то, что «обрабатывается») и процессор (то, что «обрабатывает»). Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Процесс переводит вход в выход. Способность переводить данный вход в данный выход называется свойством данного процесса. Связь определя-ет следование процессов, т.е. что выход некоторого процесса является входом определённого процесса. Всякий вход системы, является выходом этой или другой системы, а всякий выход – входом. Выделить систему в реальном мире значит указать все процессы, дающие данный выход. Искусственные системы это такие, элементы которых сделаны людьми, т.е. являются выходом созна-тельно выполняемых процессов человека. (Следует учитывать, что в этом слу-чае получаемый выход не всегда соответствует запланируемому именно из-за отсутствия системного подхода в разработке искусственных систем.)

Выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жестко фиксированные границы, ее действия относительно неза-висимы от среды, окружающей систему. Часы, как и большинство механизмов - типичный пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в ча-сах имеется источник накопленной энергии, эта система независима от окру-жающей среды.
ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней сре-дой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообес-печивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступаю-щих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливать-ся (адаптироваться) к изменениям во внешней среде и должна это делать для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части систем называются подсистемами. Любая система становится подсистемой, когда ее рассматрива-ют как составляющую системы более высокого уровня. Системы отделов в ор-ганизации и различные уровни управления ими – каждый из этих элементов иг-рает важную роль в управлении в целом. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку они все взаимозависимы, не-правильное функционирование даже самой маленькой подсистемы влияет на систему в целом. Обрыв контакта на аккумуляторе останавливает работу всего автомобиля. Такая же ситуация может сложиться и на непрерывно действую-щем производстве.

Организация как открытая система находится в двустороннем постоян-ном взаимодействии с окружающей средой. Она забирает из внешней среды ряд видов ресурсов, перерабатывает и поставляет их обратно в виде товаров и услуг. Деятельность организации представляет собой согласованный во време-ни поток различных ресурсов (запасы, деньги, люди, информация). Они дви-жутся не в одном направлении, а образуют контур с положительными и отрица-тельными обратными связями. Открытость организации как системы обуслов-лена двумя причинами: 1) непрерывное выживание организации зависит от ее способности обеспечить поступление ресурсов из внешней среды, которое воз-мещает ресурсы, потребленные в процессе переработки; 2) непрерывное под-держание организацией своего социального статуса. Последнее требование обусловлено тем, что в дополнение к своим товарам и услугам организация оказывает побочное воздействие на окружающую среду и общество, например, загрязнение атмосферы, забастовки рабочих и организованные протесты раз-личных групп потребителей.
Внутри организации в общем случае имеется две подсистемы: 1) матери-ально обеспечивающая подсистема, которая занята переработкой поступающих ресурсов в товары и услуги; 2) управляющая подсистема, задача которой состо-ит в руководстве и контроле деятельности организации. В то время как мате-риально обеспечивающая подсистема обычно имеет дело с различным набором ресурсов (физические материалы, деньги, информация и людские ресурсы), ра-бочим материалом подсистемы управления является только информация, кото-рая может значительно отличаться от информации, используемой материальной подсистемой.

Применение системного подхода на практике может происходить в двух направлениях: когда исходным пунктом является появление новой проблемы и когда исходным пунктом является новая возможность, найденная вне непо-средственной связи с данным кругом проблем. Использование новой возмож-ности имеет также две ситуации – наличие и отсутствие актуальных проблем нуждающихся для своего разрешения в такой возможности. Применение воз-можности в отсутствии проблем может привести, как минимум, бесполезную растрату ресурсов. Реализация возможностей при наличии проблем, но игнори-рующая эти проблемы, превращающаяся в самоцель, может способствовать обострению существующей проблемы и появлению новых проблем. Развитие как социально-экономических систем, так и науки и техники приводит к неог-раниченному росту новых возможностей социальных и технологических изме-нений. Отсутствие проблемно-ориентированного подхода и каких-либо объек-тивных критериев оценки результатов использования возможностей и ответст-венности за них приводит к снижению эффективности, как подсистем, так и разрушению существующих систем.



СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАНДИДАТАМ В ДОКТОРА

от постановки проблемы (…обработка и анализ результатов,… разработка ма-тематической модели,… подготовка автореферата) до доклада на защиту.
Опишите свою проблему - что у Вас есть и, что Вы хотите получить - и, может быть, мы совместно найдём её решение.


Пишите: althesis@lycos.ru

Обратите внимание на смену адреса!

Предыдущие выпуски в архиве: http://subscribe.ru/archive/job.education.thesis/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное