Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подготовка и защита диссертации


Служба Рассылок Subscribe.Ru
За защиту диссертации!

Выпуск №4

С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ

ЧТО ОБЯЗАН ДАТЬ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ТЕМА И ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ

Научным руководителям законы не писаны - этот постулат определяет природу большинства проблем, связанных с подготовкой и защитой диссертации. Рассмотрим коллизии, возникающие в связи с этим на самом первом этапе работы над диссертацией.

При первом разговоре с ещё потенциальным руководителем он может предложить (или выдвинуть условие) Вам самим определить направление исследований, которое Вас интересует и/или тему исследований. Что стоит (можно поставить ударение на "о") за этим изящным демократическим жестом для аспиранта/соискателя?
Положение ВАК даёт единственное, конкретное требование к сущности диссертации: "Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".
Тема диссертации обычно в короткие сроки утверждается на заседании кафедры (отдела), которое проходит доброжелательно (или фактически не проходит совсем) и сотрудники легко соглашаются со всем, что предлагает сделать аспирант/соискатель: "Да, ради Бога!". Вы совершенно счастливы и горды своими научными задатками. Выписка из протокола заседания является обязательным документом к защите. Хотя это чётко не прописано, но непосредственно формулировка названия темы (ещё точнее - набор составляющих её терминов) должны строго соответствовать паспорту на специальность. Изменение формулировки темы сложная бюрократическая процедура. И любой неудачный термин в названии может привести к тупиковой ситуации при попытке сдать готовую диссертацию в Совет для защиты: "Тема не соответствует паспорту на специальность и, ради Бога… ".

Таким образом, человеку (ещё) даже не аспиранту/соискателю, его потенциальным научным руководителем предлагается: а) выявить научную задачу, имеющую существенное значение для конкретной отрасли знаний или производства и б) дать чёткую формулировку темы, строго соответствующую паспорту на специальность. Можно высказать гипотезу о корреляции или вероятности на уровне 0,6 - 0,8, что руководитель предлагающий такое…. будущему аспиранту/соискателю не будет корректировать предложенный последним … набор слов, описывающий тему диссертации, с позиции требований ВАК.

Это мы рассмотрели ситуацию "ужасного конца", а теперь посмотрим, как происходит в этом случае "ужас без конца" в процессе подготовки диссертации по теме в невольно вольной формулировке аспиранта/соискателя. Определяющим моментом является сущность диссертации. В прикладных исследованиях здесь возможны две ситуации - решение конкретной народнохозяйственной проблемы и реализация возможностей. Ситуацию "диссертация - решение проблемы", мы коротко опишем несколько позже. Косность царского и последующих правительств сформировала в российском научном сознании определяющую ("мичуринскую") концепцию выбора направления прикладных исследований: "А, чо будет? Интересно!".
Схема "НИР (диссертация) - реализация возможностей" подкупает своей простотой. Никаких проблем в прямом и переносном смысле. Есть какой-то объект - жидкость, растение, смесь чего-то, государство и т.п. - и есть возможность на него воздействовать - электромагнитным полем, чаем с кофе, низкой температурой, реформами и т.д. - и посмотреть результат, оформив его отчётом о НИР или диссертацией. Судьба объекта исследований или отчёта о НИР нас сейчас не интересует, а вот подготовка диссертации в этом случае может стать "ужасом без конца". Хотя и температуры ограничены снизу, а скорость электромагнитных волн - сверху, и реформы в государстве без народа тоже не могут проходить, тем не менее, возможные вариации (плюс повторности) опытов имеют огромный диапазон, ограничением которого может стать только естественная/неестественная смерть/гибель субъекта исследований, так и не приступившего к оформлению своей диссертации.

Как сказал классик мировой литературы: "Все засмеялись, а Филиппок - заплакал". Только Филиппком можете оказаться или уже оказались лично Вы. Причем оказаться в этой ситуации Вы можете и когда "с лёгкостью необыкновенной" тему Вам дал руководитель, сумевший в своё время оформить и защитить диссертацию, так и не поняв сущности научно-исследовательской работы. (Вам тоже может повезти, как и ему, но у нас здесь рассылка ужасов…). То есть и руководитель может Вам дать тему по обоснованию вечного двигателя или, более реальную, - строительства мостов вдоль рек, но защищать диссертацию надо будет Вам.

Определив "кто виноват?", перейдём к решению вопроса "что делать?" или не делать. (Если Вы, дойдя до этого места, уже твёрдо решили бросить "этих глупостей" и не писать диссертацию, то можно считать, что рассылка сделала доброе дело.) Как и большинство методик решения проблем в условиях рыночной экономики, все наши рекомендации не гарантируют, а только повышают вероятность (допустим, в два раза - с 3-х до 6-ти%) успешной защиты диссертации.

Ленинская/мичуринская концепция "Ввязаться в драку, а там - посмотрим" слабо коррелирует с вероятностью получения диплома кандидата наук в реальные сроки. Проблему и тему диссертации может и должен формулировать научный руководитель на основании собственных знаний состояния вопроса и опыта научной работы. Именно, исходя из аксиоматичности этого положения, Вы и должны вести с ним первую беседу. Тут важна тональность всего разговора. Вам нечего терять, кроме определённого количества лет собственной жизни и здоровья. Если руководитель объективно готов к научному руководству, ему не составит труда дать Вам необходимые установки "не отходя от кассы", если нет, то Вы можете найти причину не прийти на очередную встречу.

В целом, постановка проблемы (обоснование актуальности темы) подразумевает описание существующей и желательной ситуаций по данному вопросу. Переход от существующей к желательной ситуации и должна обеспечить Ваша диссертация. И именно отсюда - проблемы и названия темы - должна вытекать цель исследований Вашей диссертации. Таким образом, научный руководитель должен определить, куда и зачем идти, а Вам надо получить от него под запись название темы и формулировку цели диссертации. Под запись не для выяснения последующих отношений: кто умный, а кто дурак - это и так ясно, а потому, что запись текста обязывает к более чётким формулировкам. Написанные тема и цель диссертации должны быть всё время пока не защититесь у Вас (и, по возможности, у руководителя) перед глазами - механическое заучивание не нужно, важно буквально проникнуться этими положениями. Если у Вас есть какие-то сомнения, покажите тему и цель (обязательно вместе), кому-то из авторитетных для Вас учёных (не обязательно в этой области - Вы проверяете не актуальность, а научный уровень постановки исследований). В идеале - показать председателю Совета, в котором может проходить защита Вашей диссертации.

По существу, после того как Вы получите формулировку темы и цели диссертации, Вам руководитель уже не нужен. Конечно, хорошо, если он поможет с определением задач исследований, а тем более концептуально сформулирует выводы по ним…, но такое может быть только в "Скорой помощи для кандидатов в доктора". В то же время, пока у Вас нет этих положений, делать что-либо другое - бессмысленно, включая изучение состояния вопроса по диссертации без темы и цели.

P.S. А ещё Вам надо проверить паспорта на специальность у Ваших толерантных, именитых коллег на кафедре, дающей заключение - они должны, хотя бы у некоторых, соответствовать Вашей будущей научной специальности. Для особо не наблюдательных/молодых я должен пояснить. У нас (в России) при всей строгости законов, приём на работу, а особенно в вузы, очень толерантен. В последнем случае критерий зачисления на кафедру один: не можешь делать сам - учи других, а какой диплом у преподавателя - уже не имеет значения. И на кафедре всякие … (и Вы можете в том числе). Однако, когда заключение об утверждении Вашей темы, а, тем более, совсем скоро (3-8 лет заключения с правом переписки и публикаций) - рекомендации кафедры к защите Вашей диссертации попадают в Совет, там, обнаружив, что Вы хотите стать, допустим, экономистом, а на кафедре - вполне экономической, давшей заключение, работают сплошь доктора всяких, кроме экономических наук, делают большие глаза и говорят - да, в Положении ВАК написано только про кафедру/отдел, но как Вы не понимаете элементарных вещей… (дай Вам Бог, чтобы в Совете умные люди работали и тормознули Вас до защиты - дело поправимое). Так что будьте бдительны - следите за специальностью и проверяйте паспорта у Ваших доброжелателей!

СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАНДИДАТАМ В ДОКТОРА

от постановки проблемы (…обработка и анализ результатов,… разработка математической модели,… подготовка автореферата) до доклада на защиту.
Опишите свою проблему - что у Вас есть и, что Вы хотите получить - и, может быть, мы совместно найдём её решение.


P.S.S. Аспиранты/соискатели. Вы, когда обращаетесь в "Скорую помощь", всё же пытайтесь как-то напрячь себя и внятно сформулировать свои вопросы. А то получаю короткую записку типа: "Что мне делать? Опять же - Гондурас, да и в "большой восьмёрке" Россию за "шестёрку" держат!" И, когда имеешь неосторожность адекватно и честно ответить - "не знаю", то тут уже получаешь "мыло" по полной программе: "Да на каком основании Вы…" и далее много килобайт эмоций.
Другая крайность - получаешь текст до 1 Мб и предложение провести свободную дискуссию, а потом обиды за индифферентность.
Господа, это же не церковь, да и не поминальный обед тоже.

Пишите: althesis@lycos.ru

Обратите внимание на смену адреса!

Предыдущие выпуски в архиве: http://subscribe.ru/archive/job.education.thesis/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное