ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ПОЛУЧЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
В условиях постоянного роста сложности производства и организационных структур наука управления стремится повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений на базе количественных оценок ситуаций и прогноза результатов производства.
Объективность при этом обеспечивается использованием научных принципов оценки ситуаций, а также методов и моделей принятия решений.
Научный подход в получении количественных решений с помощью моделей предусматривает 7 основных этапов:
1)постановка задачи; 2)построение математической модели ситуации; 3) сбор и обработка исходной информации; 4) анализ модели и получение решения; 5) проверка адекватности модели реальной ситуации; 6) корректировка модели и решения; 7) принятие решения и его реализация.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ является одним из наиболее ответственных этапов принятия решений. Точное решение, полученное при неправильной постановке задачи, приводит только к появлению новых проблем. Очевидная на первый взгляд причина возникновения проблемы, может на самом деле быть только следствием более сложных и менее заметных процессов.
По существу, постановка задачи сводится к изучению сложившейся ситуации, выявлению что именно и почему не устраивает менеджера и описанию ситуации, которую необходимо достигнуть. Изучение ситуации с точки зрения цели организации, выявление факторов, обусловивших ее появление и существование, соизмерение разного рода затрат и результатов дают основание менеджеру отделить более важное от менее важного и сформулировать условия, определяющие допустимость решения и его качество.
В результате первого этапа принятия решений, выявляется набор показателей, способных достаточно полно описать ситуацию и управление ею. Выбор и формализация показателей ситуации, определение допустимой области их изменения и построение целевой функции, количественно определяющей степень достижения желаемой ситуации, составляет второй этап принятия решений - ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ явления или операции (переход от описательной модели к формальной).
Пусть, например, операция состоит в выборе комплекса профилактических и ремонтных мероприятий, повышающих надежность работы оборудования цеха. На первом этапе намечается характер мероприятий допустимых в конкретных условиях данного цеха: выясняются существенные показатели работ, оцениваются связанные с ними затраты и достигаемый эффект; исследуются условия, ограничивающие возможности разных способов ремонта и профилактики (наличные средства и ресурсы, плановые показатели и т.д.).
Качественный анализ, проведенный на первом этапе, позволяет перейти к очередному этапу - построению формальной модели операции. Искомыми параметрами модели в данном примере являются интенсивность использования отдельных мероприятий. Под целевой функцией модели понимается сумма затрат на проведение профилактики и среднего ущерба от возможных неисправностей и простоя оборудования. Допустимая область изменения параметров модели определяется ограничениями на время, средства и ресурсы, которыми располагает цех для проведения профилактических и ремонтных работ. Все это позволяет найти существенные характеристики ситуации и выявить основные связи, необходимые для подготовки решения.
Научный подход к принятию решений предполагает целенаправленную организацию сбора, обработки и накопления информации. Эффект от накопления большого количества информации не всегда оправдывает связанные с ним затраты. Программа сбора информации и обработка наблюдений должны быть основаны на сопоставлении требуемых на это затрат с ожидаемым ущербом от недостатка информации.
АНАЛИЗ И ПОЛУЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ на модели производится с помощью аналитических и численных методов. Численный метод предусматривает подстановку конкретных значений параметров в модель.
Адекватность модели, т.е. точность ее соответствия реальным процессам проверяется путем сопоставления полученных с ее помощью численных оценок с фактическими результатами, полученными в реальных условиях.
По результатам оценки адекватности производится корректировка модели. При этом все предыдущие этапы могут повторяться по несколько раз.
Окончательное решение может быть представлено к реализации в виде ряда рабочих процедур, которые должны быть легко поняты и применены тем, кто будет отвечать за их осуществление.
Перечисленные этапы не обязательно выполняются в указанном порядке. Многие из них осуществляются одновременно. Достаточно часто формулировка постановки задачи уточняется фактически вплоть до принятия окончательного решения.