Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обаяние голоса и совершенство дикции Качественные характеристики профессиональных голосов


Воспитание профессиональных качеств

голоса людей речевых профессий.

Качественные характеристики профессиональных голосов

Путь перехода от бытовой, упрощенной речи  к выразительному яркому сценическому звучанию чрезвычайно длителен и индивидуален. На пути этом возникает множество проблем, связанных как с пластической свободой тела, так и с подвижностью, эластичностью дыхательной и голосовой мускулатуры, с уровнем развитости речевого слуха, с разнообразными голосовыми, дикционными, произносительными недостатками, часто незаметными в бытовом общении, но резкими, назойливыми в условиях сценического звучания.

Необходимо развивать и укреплять природные голосовые данные. В результате такой работы желательно, чтобы речевые голоса обрели особые качественные характеристики профессиональных голосов, такие, как:

  • Мышечная свобода – абсолютно свободное состояние (без излишних напряжений, зажимов) мышц дыхательной системы и голосового аппарата в покое и при фонации;
  • Мышечная активность – энергетическая насыщенность (без излишней расслабленности, вялости) голосовых складок и мышц гортани и глотки, участвующих в формировании голосового звучания;
  • Повышенная выносливость – свойство голоса не утомляться при голосовых нагрузках любой сложности и продолжительности и сохранять выразительность при самых разных психофизических нагрузках;
  • Благозвучие тембровой основы – особое качество звучания голоса, его звуковая окраска, являющаяся важнейшей акустической и эстетической характеристикой;
  • Тембровая подвижность голоса – наличие в голосе широкой гаммы обертонов, возникающих в голосовой щели и зависящих от плотности смыкания голосовых складок, степени их натяжения, включения в работу той или иной части мышечной массы складок; умение менеджера использовать широкую гамму тембральных красок (обертонов) голоса;
  • Полетность – свойство профессионального голоса быть хорошо слышным в зрительных залах любых размеров и , если необходимо, преодолевать сложные акустические условия зрительного зала без потери тембровой основы звука (зависит полетность от наличия в голосе так называемой высокой певческой форманты; полетный голос даже на предельно тихом звучании достаточно звучен, в отличие от голоса неполетного, который, несмотря на заметные усилия говорящего, слышен плохо);
  • Глубина, объемность – свойство тембра профессионального голоса быть округлым, мягким, глубоким (грудным), что зависит от наличия в голосе низкой певческой форманты;
  • Устойчивость тембра – ровность тембра на протяжении всего высотного и динамического диапазонов и при любой темпоритмической подвижности речи;
  • Объем звуковысотного диапазона – умение использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука, объем, от природы заложенный в каждый голосоречевой аппарат;
  • Объем динамического диапазона – способность свободно пользоваться всей амплитудой динамического звучания голоса, не теряя при этом его выразительности.

Перечисленные выше качественные характеристики не существуют в голосе изолированно друг от друга и, как правило, вырабатывается лишь при системном тренинге.

В следующих выпусках мы подробно рассмотрим каждую из этих характеристик.


В избранное