Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наблюдая за своим голосом и голосами окружающих, понимаю – не такая уж безобидная эта штука – дикция. Точнее, ее отсутствие. Кто-то шепелявит, картавит, шамкает, гундосит, грассирует, пришепетывает и т. д. Даже на телевидении есть дикторы и ведущие программ, которые не могут похвастать своим безупречным звукопроизношением. Но мы стремимся к лучшему, правда?


Здравствуйте, дорогие друзья!

В этом выпуске рассылки «Обаяние голоса и совершенство дикции» мы рассмотрим тему «Недостатки дикции». Можно провести только одну черту и разделить способность говорить четко и правильно на полярные характеристики: дикция либо есть, либо ее нет. Давайте не будем столь категоричными. Я уверена, что не зависимо от количества недостатков, которые каждый человек может найти в своем звукопроизношении, можно качественно улучшить эту ситуацию. Но как?

Существует достаточное количество упражнений, которые с переменным успехом помогают улучшить дикцию и артикуляцию. Первое из них знакомо всем нам с детства – это работа со скороговорками. Но почему-то в детстве никто не объяснял, как правильно выполнять эти задания. И выполнение сводилось к буквальному восприятию слова «скороговорка» - значит нужно скоро говорить. В итоге, любая попытка потренировать свою дикцию и артикуляцию сводилась к увеселительному времяпрепровождению: кто кого больше развеселит, торопливо произнося набор каких-то слов. Помню, что для меня особой пользы в этом упражнении не было, кроме веселого настроения, конечно. Труднопроизносимые слова в моей речи (на уроке или на экзамене) превращались в абракадабру, имя-отчество учителя математики, да и некоторых других учителей, тоже давались не просто.

А сейчас, наблюдая за своим голосом и голосами окружающих, понимаю – не такая уж безобидная эта штука – дикция. Точнее, ее отсутствие. Кто-то шепелявит, картавит, шамкает, гундосит, грассирует, пришепетывает и т. д. Большая часть этих недостатков не так уж просто устраняется во время занятий с речевиком-имиджмейкером. Во многих случаях это требует работы с другими специалистами — стоматологом, логопедом, отоларингологом. Кстати го­воря, если эти недостатки выражены слабо, а мы давно уже общаемся с человеком, то мы их просто не замеча­ем. Даже на телевидении есть дикторы и ведущие программ, которые не могут похвастать своим безупречным звукопроизношением. Но мы стремимся к лучшему, правда?

Работа мышц артикуляционного и дыхательного аппаратов должна быть скоординированной. Именно дискоординация является причиной общей смазанности, монотонности или замедленности речи.

Обратим свое внимание на дыхание. Известно, что дыхание, его частота, ритм и глубина имеют большое значение в речевом акте. Дыхание можно разделить на речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. А речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжителен, чем выдох.

1. Комплекс упражнений на развития целенаправленной воздушной струи. Образование воздушной струи является одним из важнейших условий нормального формирования звуков речи. Можно начать с простейших приемов, таких как:

Задуй свечу (свечой может служить указательный палец) Выполнение: спокойно выдохнуть через нос, произнося шепотом ф-ф-ф.

Понюхать цветок (духи, фрукты) Выполнение: спокойный ровный вдох и на выдохе подуть на пригоршню рук, имитируя дутье на горячий чай (на озябшие руки), произнося при этом шепотом ф-ф-ф. Выдох сделайте чуть длиннее, чем вдох.

        Понюхать любимый фрукт или ягоду, например, клубнику. Выполнение: вдох ровный и спокойный и на выдох произнести слово «хорошо». Произнесение должно быть спокойное, медленное, по слогам: «хо-ро-шо». Затем на выдох произнести фразу в два-три слова: «очень хорошо», «очень хорошо пахнет».

2. Сделать медленный полный вдох, задержать дыхание на несколько секунд, затем энергично выдохнуть через широко открытый рот. Повторить упражнение несколько раз. Сила, качество и тембр голоса зависят не только от голосовых связок, но и от мышц лица и губ.

  • Стать перед зеркалом, сложить губы трубочкой и посвистывать. Заметьте различие между обычными выражениями лица при разговоре и тем, которое возникает при свисте.
  • А теперь попробуйте посвистеть, а затем взять несколько нот, не меняя формы рта. После определённой практики вы услышите в своём голосе чистые тона и сильные звуки.

И теперь можно перейти к скороговоркам. Как мы будем с ними работать?

·           Прогоните навязчивую мысль, что скороговорки нужно произносить со скоростью молнии. Если делать акцент только на это, результат будет нулевой.

·         Выберите из списка несколько скороговорок, которые необходимо тренировать именно Вам. Как это сделать? В обычном темпе прочтите их одну за другой. Если заметили какие-то помехи в произношении, отметьте эту скороговорку. Перепишите или распечатайте себе необходимый список для тренировки.

·         Произносите каждую скороговорку в обычном темпе с максимальной артикуляцией. Каждая буква в каждом слове должна звучать правильно. Губы при этом участвуют на 100%. Как если бы Вы делали разминку перед ответственным выступлением на телевидении.

·         А теперь приступаем к вариантам произношения одной и той же скороговорки.

1.     а)  Произнести восторженно.

2.     б)  Удивленно.

3.     в)  Депрессивно (Вам нет никакого дела до того, что вы говорите. Но с четкой артикуляцией, максимальным участием губ).

4.     г)  С плачем (Ситуация в скороговорке довела Вас до слез, но Вам удается каждый звук)

5.     д)  Реп (попробуйте, получается интересно, главное не забыть про качество произнесения звуков)

         А вот и сами скороговорки. Их конечно гораздо больше, но эта подборка охватывает большое количество «проблемных» звуков:

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира, и жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Верзила Вавила весело ворочал вилами.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Кларрры украл коррралы, а Клара у Карррла укрррала кларррнет.

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

Ловко лавируя в лорингологии, лекарь-лоринголог легко излечивал ларингиты.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать, наш пономарь вашего пономаря перепономарит перевыпономарит.

Два щенка щека к щеке щиплют швабру в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Шел козел с косой козой, шла коза с косым козлом.

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

 

Предварительная регистрация на сайте www.eco-academy.com.

Успехов, радости и удовольствия.

Светлана

 Мастер-класс тренинга «Голосовой фитнес» пройдет в Москве 8 сентября. Развивайте свой потенциал, укрепляйте природные голосовые данные, познакомьтесь с уникальной методикой открытия природного голоса!

В избранное