Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие способностей человека: Главное упущение читающих


Главное упущение читающих

Здравствуйте, уважаемый читатель. В сегодняшнем выпуске своей рассылки я хочу поговорить с Вами о такой банальной, на первый взгляд, вещи, как правила чтения литературы. И не важно, идет ли речь об учебнике по физике, любовном романе или статье в интернете. Разумеется, я не собираюсь учить Вас алфавиту. Я всего лишь хочу указать на небольшую ошибку, которую допускают 99% читающих, и подсказать несколько путей ее исправления.

А ошибка эта заключается в том, что при чтении люди очень часто отключают свое подсознание, концентрируя все внимание не на мыслях, которые возникают у них от прочитанного, а на словах, предложениях и абзацах. Эта манера чтения впитывается нами со школьной скамьи, ведь учителя всегда одергивали нас, когда мы отвлекались, пропускали слова при чтении вслух или начинали рисовать на полях книги. Но таким образом мы закрываем доступ к собственному подсознанию и креативности, и превращаемся в героя той самой поговорки, который "смотрит в книгу - видит фигу".

Свободный полет мысли при чтении очень важен. Он позволяет Вам не только обдумывать и лучше усваивать (!) новую информацию, но и вписывать ее в свою картину мира, генерировать на ее основе новые идеи, развивать и углублять свое понимание замысла автора. Чтобы включить скрытые резервы подсознания и направить их на усвоение новых сведений, необходимо всего лишь отказаться от привычки монотонно поглощать строчку за строчкой, и дать самому себе немного свободы.

Если во время чтения Вас заинтересовала какая-то мысль автора, дайте себе время поразмыслить над ней, покрутите ее перед мысленным взором так и эдак, развейте ее, найдите ей подтверждения или опровержения в Вашем жизненном опыте. При этом не ограничивайте полет собственной мысли: даже если размышления уводят Вас в сторону от темы книги, не стесняйтесь продолжать думать и не ругайте себя за это. Перескочили в процессе изучения физического закона с науки на искусство - ничего страшного. Задумались о том, что было бы, если бы яблоки падали с деревьев не вниз, на головы всяким ученым, а прямиком в небо - продолжайте в том же духе. Именно такой образ мышления присущ гениальным людям, которые после таких вот "полетов фантазии" что-то изобретают и открывают. Отсутствие рамок при размышлении - это первый ключ к поиску новых великолепных идей. Как уже знают читатели моей книги "Нет идей? Будут!", в напряженный разум идеи не приходят. Так дайте же своему разуму свободу!

Давайте разберем сейчас несколько основных признаков того, что Ваше подсознание в процессе чтения взялось за обработку новых данных.

Первый из них, как Вы уже знаете, это размышление. Прочитали какую-то интересную мысль и начали ее развивать - отлично, это как раз то, что Вам надо. Потратьте на этот исследовательский процесс столько времени, сколько потребуется, а потом спокойно возвращайтесь к чтению.

Второй признак (обычно он проявляется во время прослушивания лекций или аудио-курсов) - рисование. Слушая кого-то, многие люди очень часто испытывают желание порисовать. И неважно, что это будет - портрет лектора или симпатичной соседки, абстрактные елочки или непонятные каракули - все одинаково хорошо. Хотя и считается, что рисование в процессе лекции - признак невнимания и дурного воспитания, на самом деле это один из механизмов включения в работу нашего подсознания. Мозг человека устроен так, что он может понимать и записывать в память всю информацию, исходящую из внешнего мира, одновременно. Это и запахи, и вкусы, и положение предметов, и звуки - все-все-все. Но в то же время воспринимать мы можем лишь малую часть всего этого многообразия - иначе мы просто сошли бы с ума от обилия новых данных. Мы сознательно понимаем только то, на чем сосредоточены - слова собеседника, какой-то движущийся предмет, рисунки, которые выходят из под нашего пера. В это время все остальные данные становятся фоновыми и попадают прямиком в наше подсознание, где и поступают в обработку.

Монотонное дело вроде рисования странных узоров в тетради позволяет отвлечь наш сознательный разум и выпустить наружу гениальность подсознания. Именно в таком состоянии к человеку чаще приходит глубокое понимание темы лекции или же какая-то необычная мысль. Это подобно вспышке в темноте: вот Вы рисуете и, кажется, ни о чем таком не думаете, и вдруг на Вас сваливается озарение! Это удивительный момент, и если Вы его хоть раз почувствуете, то уже вряд ли когда-нибудь забудете.

Третьим признаком проявления подсознания является желание что-либо подчеркнуть в тексте книги или выписать на поля какую-то мысль. Библиотекари со стажем скажут, что это вандализм, но на самом деле это лишь сигнал Вашего подсознания - так оно предлагает обратить внимание на какую-то мысль или идею, выделяет специально для Вас самое главное в тексте. С таким желанием следует обращаться крайне внимательно - если вдруг Вы подчеркнули, выписали на поля или отдельный листочек какую-то фразу, отложите чтение на потом и тщательно проанализируйте, что именно вызвало Ваш интерес, чем это обусловлено и как это можно использовать. Поразмышляйте над выделенным текстом так, как было рассказано выше, покрутите его перед своим мысленным взором - вполне возможно, что Вам откроется глубокий смысл данной мысли или же придет в голову какая-то идея, которая может даже и не иметь прямого отношения к Вашему тексту. Впрочем, если ничего такого сразу не случится, не отчаивайтесь - Вы все равно проделали нужную и полезную работу. Наше подсознание обладает огромной мощью и несоизмеримо большим, чем сознательный разум, объемом данных - оно всегда обращает Ваше внимание только на то, что Вам действительно нужно и полезно.

Наконец, четвертый признак - желание составить план. Возможно, при чтении какого-то комплексного и сложного труда у Вас порой возникало желание разложить все по полочкам, как-то структурировать излагаемые автором мысли, привести их к удобной для понимания схеме. Именно это и называется составлением плана. Лично я использую этот прием при чтении практически всех книг по саморазвитию и достижению успеха. Например, я составлял планы при чтении книг "Думай и богатей" Наполеона Хилла, "Подсознание может все" Джона Кехо и при прослушивании аудио-курса "Продвинутое достижение целей без борьбы" Андрея Белякова.

Никаких особых правил в составлении подобных планов нет (хотя Вы вполне можете поискать в интернете специальные инструкции - их хватает), делайте все так, как Вам удобнее. Лично мои планы обычно представляют собой структурированные выписки из книг - это могут быть инструкции по использованию каких-то техник, интересные мысли и просто понравившиеся мне фразы. Также я почти всегда рисую что-то вроде блок-схемы: в ней главные мысли, изложенные автором, выписываются на чистый лист бумаги, заключаются в кружочки, квадратики или ромбики, и соединяются друг с другом стрелками - таким образом я создаю как бы генеральный план книги, прослеживаю движение мысли ее автора и формирую для себя понимание ее структуры. Эти два варианта записи можно совмещать, дополняя блок-схему поясняющими выписками, отсылками к конкретным страницам книги или цитатами. Составление планов - важная часть для понимания сложных книг, позволяющая Вам мысленно охватить весь труд, как бы взглянуть на него с высоты птичьего полета, оценить все его тонкости. Если у Вас возникло желание такой план составить - не пренебрегайте им и не ленитесь, это окупится.

Последнее, о чем мне хотелось бы сказать, это повторное чтение книг. Некоторые люди считают, что возвращение к однажды прочитанному труду - всего лишь пустая трата времени, так как данные уже получены и больше ничего ценного в старой книге быть не может. Считать так - их право, но лично я с удовольствием перечитываю то, что мне понравилось или вызвало у меня интерес. Например, упоминавшуюся выше книгу "Подсознание может все" я перечитывал трижды, а аудио-курс "Продвинутое достижение целей без борьбы" прослушал семь раз (это не считая эпизодов, когда я прослушивал отдельные лекции из этого четырехчасового монолога). И каждый раз я находил в них что-то новое для себя. Повторное прочтение и прослушивание помогало мне лучше понять мысли авторов, а иногда и приводило к созданию новых интересных идей, пользу которых сложно переоценить. Не ленитесь перечитывать книги и Вы - далеко не все, что они могут нам дать, открывается при первом прочтении.

P.S. Кстати, у Андрея Белякова вышла новая статья, которую Вы можете прочитать здесь.

P.P.S. Если Вы заинтересовались методами генерации новых идей, то рекомендую Вам мою книгу "Нет идей? Будут!": в ней Вы найдете не только способы получения ценных мыслей из книг, но и объяснения того, откуда вообще берется креативность, и как ее можно развить и поставить себе на службу.

С уважением, Виктор Смирнов

-----

Архив рассылки и другие материалы.
Книга "Нет идей? Будут!".
Условно бесплатная книга "Путеводитель по вашим желаниям".
Мой блог.

-----

2008 © YourTalents.ru. Вы можете опубликовать данную статью на своем сайте при условии полного сохранения ее текста, включая ссылку на YourTalents и данный информационный блок.

В избранное