Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

STUDENT-CZ.RU - новости высшего образования в Чехии!


STUDENT-CZ.RU — новости образования в Чехии!
Информация для поступающих в чешские вузы.


Новости STUDENT-CZ.

Уважаемые читатели!

Коллектив подготовительного центра STUDENT-CZ от всей души поздравляет Вас с наступающим Новым 2010 годом и Рождеством Христовым!

Желаем Вам в наступающем году крепкого здоровья, много счастья, море улыбок и хорошего настроения!

Всегда на связи с вами,
STUDENT-CZ


Студенческий городок.

Во всем свете считается, что студенческий городок – это особый маленький мир. Там есть все, что может понадобиться студентам: общежития, столовые, магазины, развлекательные центры, залы для заседаний и презентаций, и прочие необходимые для жизни вещи. Таким образом, студенты вузов имеют свою четко обозначенную территорию, в пределах которой находятся большую часть времени.

Однако в Чехии ни одного подобного «городка» вы не найдете. Наиболее приближенный вариант - это территория Чешского аграрного университета на окраине города. При этом стоит отметить, что университетские комплексы в Чехии, хоть они и выглядят иначе, нежели мы привыкли видеть в американских фильмах, разрастаются. Хотя бы потому, что количество студентов за последние двадцать лет резко увеличилось. Только в Карловом университете на данный момент обучается 42 000 студентов, то есть в два раза больше, чем в 1989 году.

Например, Университет им. Масарика, который был основан в 1919 году, с самого начала испытывал сложности с тем, чтобы обеспечить помещением для учебы каждого желающего. Поэтому планов, связанных с расширением вуза, было много. Однако на пути развития встал экономический кризис, позже война. И даже послевоенные проекты были заморожены. Идея расширения появилась вновь в 90-х годах, формальности и бумажные вопросы позволили начать строительство лишь в 2004 году и первые результаты мы увидели уже в 2007 году. На данный момент окончено строительство 13 объектов, включая новую библиотеку. К концу 2009 года планировалось сдать еще помещение для Факультета спорта и два спортивных зала. В 2010 году появится новый актовый зал и кабинеты деканата. При этом первоначальные планы были намного смелее: ко всему реализованному прибавлялись несколько корпусов общежитий для 5 000 студентов и около 800 учителей трех факультетов. Общие затраты составили около 3,7 миллиардов крон. Взносы были проведены со стороны государства, администрации города Брно, часть суммы спонсировалась из фондов Евросоюза и, конечно, сам вуз не пожалел части своих финансов.

Новый «городок» строит и Университет Яна Евангелиста Пуркине в городе Усти над Лабем. Государство выделило деньги на данный проект еще в апреле месяце 2009 года. В данном вузе обучается около 11 000 студентов, и новые общежития предоставят довольно серьезную площадь для проживания – 90 000 кв. метров. Строительство началось еще 5 лет назад и продвигается по мере появления финансов, то есть медленно. На данный момент идет обсуждение частичного финансирования фондами Евросоюза.

В Либерце разрабатывается проект по строительству опытно-исследовательских станций. Дело в том, что со стороны студентов невелик интерес к сложным предметам, особенно технического направления. Поэтому ректор Технического университета в Либерце предполагает, что привлечь абитуриентов получится лучше, имея в наличии собственные лаборатории и проводя высокоточные исследования.

Как и предполагалось, возникшая потребность в квалифицированном персонале заставило государство и вузы создавать более приемлемые условия обучения. Высшее образование в Чехии развивается во всех возможных направлениях.


День науки в вузах Чехии.

В пятницу, 27 ноября 2009 года в здании Пражского экономического университета в Праге прошло мероприятие под названием Scientia Pragensis – день науки в пражских вузах. В данном действе было задействовано 5 пражских вузов: помимо уже указанного выше Пражского Экономического университета Вы также могли увидеть представителей Чешского аграрного университета, Чешского технического университета, Карлова университета и Химико-технологического института.

Целью данного собрания является пожелание Министерства образования приблизить науку людям, не имеющим с ней ничего общего, а также доказать, что любой вуз – это не только образовательное, но и исследовательское учреждение.

Программа была разнообразной. Состояла она из лекций на неожиданные темы (например, «Шекспир и театр речи», «От гениальной мыши к курице, несущей золотые яйца», «Как компьютер видит и распознает объекты», «Современная история ЧР», «Пиво – традиционный чешский напиток»), дискуссий и презентаций конкретных достижений науки (например, «Соединение нескольких контактных линз с помощью лазера»). Лекции проводили знаменитые специалисты, практикующие и посвятившие себя науке уже много лет. Также частью программы был круглый стол на тему «Транспорт – хороший слуга или злой господин». Ознакомиться с экспериментальными новшествами и практическими примерами научной деятельности до сих пор можно на выставке, проводимой в стенах ПЭУ.

Что касается сопроводительной и развлекательной программы, то ее представляли Народный технический музей и Народный институт детей и молодежи. У посетителей была возможность самостоятельно собрать себе простой домашний телескоп и немного изучить месторасположение звезд. А если Вас больше интересует прогресс и альтернативные методы получения энергии, то была возможность самому выработать небольшое количество электричества, поездив на педальном велосипеде.

Проект Scientia Pragensis уникален тем, что он выходит за границы науки и является культурным мероприятием широкого значения. Пражские вузы организовывают подобную акцию уже в третий раз, и в этом году она проходила под покровительством главы города Павла Бема.


Ректоры и академики: к одной цели разными путями.

Чешские вузы являются прямыми инвесторами научных исследований в 53-54% случаев. В связи с тем, что государственные учебные заведения не могут позволить себе оплачивать все проекты сразу, ректоры главных вузов вынесли решение: они хотят ввести реформу финансирования науки. Со следующего года дотации будут выдаваться в зависимости от продуктивности проведенной работы.

Академики против этого протестуют. Они утверждают, что их работники и так достаточно эффективные. Главы университетов, в свою очередь, ищут поддержку среди журналистов и сообщают, что должен измениться сам принцип подсчета продуктивности. Также было учтено, что различные сферы науки требуют индивидуального подхода. Однако академики сопротивляются по-настоящему: уже несколько раз устраивали демонстрации на улицах. С их слов, данные изменения приведут к тому, что возникнут рыночные отношения в науке. В итоге частные фирмы будут поддерживаться за государственные деньги.

Основное недовольство академиков заключается в том, что реформа поощряет лишь те проекты и исследования, результаты которых можно тут же применить на практике. То есть долгосрочные проекты не имеют шанса, что конечным образом негативно скажется на развитии прогресса. Другая сторона медали заключается в том, что молодых людей перестанут привлекать исследования, ведь им ставят жесткие рамки и ограничивают в выборе тем для экспериментов.

Недавно вновь была проведена встреча ректоров и академиков, где первые убеждали вторых, что идут к одной цели. По мнению ректора Карлова университета, важно не то, где именно находится граница между наукой в вузе и в академии, а то, чтобы общая сумма инвестиций в науку не упала. Для этого даже такую неоднозначную область, как исследования, необходимо поддерживать привлекательной для инвесторов. Остается лишь ждать, как окончится данный спор.


Студенты Академии изобразительных искусств бунтуют.

Студенты и выпускники Академии изобразительных искусств недовольны сложившейся в вузе ситуацией. Они требуют, чтобы администрация провела изменения в системе управления и стала более открытой для общественности. Для ускорения процесса студенты написали открытое письмо, которое помимо них подписало ещё по меньшей мере 100 человек, известных в самых различных областях искусства.

Студенты требуют, прежде всего, начать открыто избирать руководителей ателье. При этом стоит пояснить, что Академия изобразительных искусств разделена на отдельные ателье, в которых их главный руководитель помогает развивать талант ученика. Руководство вуза понимает, что обучение творческой профессии – процесс весьма индивидуальный. Поэтому руководитель ателье уполномочен устанавливать свой собственный план обучения. То есть в конечном итоге, от его мировоззрения зависит мастерство студента. Также недовольные студенты просят провести открытый симпозиум, на котором будет обсуждаться смысл существования Академии и пути ее дальнейшего развития.

В сентябре 2009 года ректором был избран 85-летний Иржи Коталик. Он не скрывает, что главной целью во время пребывания на своем посту будет в связи с сложившейся экономической ситуацией удержать вуз в том же состоянии, в котором она находится сейчас. Именно эти настроения не нравятся студентам. Они говорят, что академический сенат имеет тенденцию избирать такого ректора, который будет максимально лоялен к педагогам, продолжит все контракты по трудоустройству, который ни в коем случае не будет проводить изменения или вводить революционно новые идеи. Однако они забывают, что вуз существует в первую очередь для студентов, а не для педагогов.

Из открытого письма, составленного студентами вуза, становится ясно, что в Академии стоит невидимый барьер, который не позволяет возникнуть широким дебатам о концепции и модели работы вуза. Подписавшие письмо предлагают провести конкурс на позиции руководителей ателье уже в летнем семестре этого учебного года. Такая спешка обоснованна тем, что трудовые договоры с настоящими руководителями истекают 31.06.2010. Посмотрим, грядут ли большие перемены.


К нам едет ревизор…

Еще не утихли сплетни вокруг скандала в Западночешском университете, еще не окончено следствие, а заведующая комиссией уже получает новое задание. Министр образования Мирослава Копицова думает разузнать, каким образом некоторые пражские политики получили титул в Институте финансов и управления гораздо раньше срока, рассчитанного по программе. Сразу после окончания дела в Плзни комиссия переберется в Прагу для того, чтобы завести новое.

В ответ на данные известия Институт финансов и управления утверждает, что у него все в порядке, все нормы соблюдаются, он чист перед законом и ему нечего скрывать. Поэтому и разбирательства комиссии его не пугают. Более того, ректор вуза, госпожа Сенкиржова, сама предложила провести официальное следствие вместо того, чтобы подозревать ее и вуз в скрытии информации. И сейчас она уже возглавляет собственную проверку: контролирует протоколы экзаменов, учебные планы и дипломные работы. Стоит отметить, что остальные работники очень хорошо знают Министра образования: она помогала им при основании этого вуза и была членом академического сената. Сразу после получения должности Министра, госпожа Копицова сняла с себя все функции. Сейчас ректор вуза обязан письменно разъяснить сомнительные случаи.

Господин Лангмаер – это самый кричащий случай студента в Институте финансов и управления. Он начал учебу тем, что сразу объединил первый и второй курс. При этом в другом вузе он никогда не учился, то есть признать некоторые предметы уже изученными было неоткуда. Работая полный рабочий день и одновременно с этим учась в вузе, он умудрился в конце года сдать 35 экзаменов. А третий курс, то есть экзамены, дипломную работу и подготовку к профильным экзаменам, сократил в два раза. «Обучаться сразу на двух курсах – это не обычная вещь, но и законом она не запрещена. И если бы он не осилил данную задачу, то был бы должен заплатить дополнительные деньги за вторую попытку. Нам это только на руку, мы же частный вуз», - говорит ректор.

Нестандартный подход получила и королева красоты (Miss World) Татьяна Кухаржова. Согласно непроверенным данным, еще до того, как она начала обучение, учителя выдали ей необходимые материалы на дом, чтобы она могла самостоятельно подготовиться. И ей это удалось, так как после ее поступления в вуз в мае месяце, уже после окончания занятий, она сразу же приступила к сдаче экзаменов. К концу лета у нее уже практически был диплом бакалавра в кармане.


Сам себе экзаменатор. Детали расследования в Западночешском университете.

В Западночешском университете еще буквально недавно можно было с помощью маленькой хитрости очень быстро получить титул магистра в области «Юриспруденции». Студент сам себе записывал в индекс оценку и подделывал подпись учителя. Зная наперед, что оценка, придуманная им, в скором времени появится в компьютерной системе вуза, риск быть уличенным в подделке себя оправдывал.

Таким способом помогали себе «учиться» довольно много студентов. Как выяснилось, на кафедре никто не проверял, действительна ли данная оценка, записывал ли ее учитель и вообще, появлялся ли на экзамене этот студент. Ученик факультета попросту приносил индекс куратору группы, тот видел список сданных предметов и потом не задумываясь переносил эти оценки в компьютерную систему. «Это просто непостижимо, но я лично это слышала от одного из кураторов», - говорит руководитель проверочной комиссии госпожа Дворжакова.

На недавнем собрании комиссия решила изъять полученные титулы у ряда студентов до окончания разбирательства. Кроме того, она огласила наиболее непонятные случаи быстрого окончания университета. Прежде всего, выяснилось, что вуз вообще не проверял, не жульничают ли его студенты. Интересно, что у двух известных чешских личностей решается именно этот момент – не подделывали ли они подписи. От найденных доказательств будет зависеть, конфискуют ли выданные аттестаты у ряда чешских политиков.

Еще одним шокирующим заявлением, вынесенным 20-тью уважаемыми профессорами, оказалось то, что вступительные экзамены на Юридическом факультете выглядели немного странно. Дело в том, что почти 60% учащихся было принято со второй попытки. Поясним: в Чехии существует закон, согласно которому абитуриент, не согласный с решением приемной комиссии, может подать протест. В таком случае, комиссия вновь рассматривает его дело и существует очень малый шанс, что она признает свою ошибку и абитуриент поступит. Однако в Западночешском университете исключений было гораздо больше обычного. Ранее уже выдвигалась версия, что руководство вуза таким способом помогало поступать VIP персонам.

Также Юридический факультет данного вуза без проблем и лишних формальностей принимал студентов из других вузов, и даже засчитывал им все изученные предметы, а также предметы близкие к изучаемым в самом вузе. При этом существует закон, четко регулирующий, какие предметы возможно признать пройденными при переходе студента в другой вуз, а какие нет. Например, одним из таких счастливых студентов является предприниматель Ян Гораззгов, который пришел в Западночешский университет из вуза в Братиславе (Словакия) и благодаря признанным предметам смог окончить обучение в течение месяца.


Гении среди нас.

Начиная с 2000 года на Факультете социальных наук Карлова университета 9 человек получили титул «Доктор наук» непривычно быстро. Эти данные всплыли при скорой проверке, проведенной руководством факультета на основе компьютерных данных. Со слов пресс-секретаря факультета, господина Гайка, вероятнее всего, речь идет о специалистах, которые ранее не могли получить данный титул по политическим причинам. Внеочередная проверка была сделана по просьбе будущего декана факультета Якуба Кончелика.

Стандартный срок получения докторского титула в Чехии составляет 3 года. На Факультете социальных наук 8 человек справились с данной задачей менее чем за 2 года, а 1 - даже менее чем за год. Большинство этих скорых студентов являются передовыми специалистами, широко известными в мире. В свое время они не могли из-за политического режима получить желанный титул, а после нововведений в 2000 году уже были обязаны быть докторами наук для ведения научной деятельности и преподавания в университете.

С одной стороны, новый декан факультета не сомневается, что эти люди свои титулы заслужили. Однако закон стоит превыше всего. И для того, чтобы подтвердить законность данных действий, необходимо предоставить соответствующие документы. Ведь если выяснится, что специалистам во время обучения были сделаны поблажки, то пострадает репутация факультета и всего вуза в целом. Этого будущий декан допустить не может.

Факультеты всех чешских вузов на данный момент готовятся к проверке сроков обучения, необходимых для получения титула. После разыгравшегося скандала на Юридическом факультете Западночешского университета Министерство образования намерено проверить каждого студента юридического факультета в Чехии. К приезду комиссии уже начали готовиться на Юридическом факультете Карлова университета, Университета им. Масарика и Университета им. Палацкого. Руководитель проверочной комиссии обратила внимание руководство Университета им. Палацкого на 11 человек, которые вызывают у нее подозрение. Незамедлительно последовал ответ, в котором сообщалось, что студенты окончили вуз согласно закону Чехии о получении высшего образования.


Виноват не тот, кто списывает, а тот, кто позволяет это делать.

В афере на Юридическом факультете Западночешского университета появился первый обвиняемый. Бывший начальник полиции в городе Плзне (Чехия), господин Госман, недавно признался, что свою дипломную работу он все же списал. Но даже после этого заявления не известно, потеряет ли он свой титул доктора наук или нет.

В то время как декан факультета утверждает, что титул, конечно же, стоит забрать, господин Госман обороняется как может. Он нанял весьма талантливого и опытного адвоката для защиты своих прав, который на удивление общественности утверждает, что вуз виноват сам. Ведь это он не заметил подделку. Из проведенного сравнения оригинала и сданной дипломной можно сделать только один, но однозначный вывод: работа списана слово в слово. Господин Госман долго препирался и отрицал свою вину, но, в конце концов, сдался: «Нет смыла притворяться. Да, я списал. Более того, я списал настолько качественно, что даже ошибки в работах идентичны».

Бывший шеф полиции уже продумал план защиты собственного человеческого достоинства. Он признает, что работа была списана, но в тоже время обвиняет в этом вуз. Руководитель дипломной работы или оппонент, или комиссия, кто-то должен был понять, что это не его работа. Его адвокат говорит, что «нет смысла теперь насаживать моего подопечного на кол за ту ошибку, за которую частично несет ответственность и сам вуз». Декан факультета все же настаивает на том, что господина Госмана необходимо лишить всех титулов, кроме бакалавра (эту программу обучения он завершил в другом вузе).

Еще в начале расследования скандала в Плзне экспертов из Министерства образования интересовал вопрос: законно ли лишать полученного титула. Как выяснилось, подобные прецеденты уже существовали. Нужно лишь доказать, что обман имел место быть. Адвокат господина Госмана, безусловно, к этому готов и его контраргумент заключается в том, что любое административное действие можно отменить, но только в течении одного года. Что же касается дипломной работы, то она была сдана 7 лет назад. Интересно, что в ответ на это скажет руководство факультета.



В избранное