Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выиграть выборы или сделать успешный бизнес - 35


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Социальные Технологии-35

Сегодня вашему вниманию предлагается первая часть статьи Ильи Шеренкова, написанная для нашей рассылки:

Анализ шоу "За стеклом" с помощью Социальных Технологий 
(часть 1)

Желание написать подобный очерк о Социальных Технологиях было у меня давно. Я даже садился и писал вступление. Однако, за отсутствием времени и настроения, текст с написанием не торопился...

Катализатором при написании этого текста явилось шоу "За стеклом", самый скандальный и сложный по оцениванию зрителями телепроект к концу 2001 года. Напомню его условия: шестерых молодых людей посадили в "стеклянную" квартиру на месяц. Их жизнь круглосуточно транслировалась в Интернет, каждый день в программе ТВ были передачи с репортажами "из-за стекла". За ними смотрит, наверное, весь русскоязычный мир. На второй и третьей неделе уходит по человеку. Первого выгоняют зрители, второго - участники. В конце шоу зрители выбирают двоих самых лучших, и они получают главный приз.

Что интересного я нашел в этом шоу?

Я увидел реальные примеры поведения людей в новых ситуациях. ТВ было безжалостно к участникам и показывало рождение и реализацию их планов. Я хотел применить Социальные Технологии (далее СТ): оттипировать находящихся там людей, понять причины их понимания или непонимания друг друга в свете теории 2АИА. Типирование стало для меня главным стимулом при просмотре этой передачи - мне позволили провести анализ поведения людей, посмотреть развитие их отношений друг с другом. Почему Анатолию нравится порядок? Почему Жанна стесняется демонстрации своего тела, а Марго - нет? Почему Макс все время пытается продемонстрировать свою значимость? Почему Дэну сложно общаться с остальными товарищами по несчастью? Я хочу найти ответы на эти вопросы с точки зрения Социальных Технологий.

Краткие основы типологии СТ.

Материалы по СТ можно взять на сайте http://soctech.narod.ru, там находится учебник по СТ Анатолия Шияна, монография и другие материалы. Для меня представляет определенный интерес попытка рассказать прочитанное своими словами, поэтому я попытаюсь здесь это сделать.

Типология СТ рассматривает способы управления человека. Человек рассматривается как некоторый объект, осуществляющий управление в среде, состоящей из некоторых однородных элементов. Для примера можно взять в качестве элементов других людей, окружающих рассматриваемого человека, некоторую группу, участником которой он является. И в такой группе уже можно выделить:

- некоторую границу, т.е. то, чем эта группа отличается, отграничена от всего остального мира;

- некоторую структуру, которую образуют люди в группе: кто-то занимает главное место, кто-то - подчиненное, кто-то - уникален;

- самих людей как объектов, составляющих эту группу, их характеристики, способности;

- отношения между людьми группы.

Информация о каждом из этих пунктов относится к соответствующему классу: информация о границе, о структуре, об объектах, об отношениях.

Разобьем каждый класс на две компоненты: одна будет показывать процессы, другая - состояния. Т.е. информация о состоянии отношений между людьми будет попадать в одну компоненту, а информация о процессе изменения отношений - в другую.

Информация о границе и структуре относится ко всей группе в целом, она является общей, например, могут существовать несколько групп со сходными структурами, но имеющими в своем составе разных людей. Информация об объектах и отношениях является частной, связанной с конкретным человеком и конкретным отношением.

Средой - системой, в которой человеком осуществляется управление, может быть не только группа людей, приведенная выше, но и, например, сам человек. Для этого примера можно легко указать границу - это информация об ощущениях человека (процессы на границе), о том, красиво ли он выглядит (состояние).

Может быть и так, что структурной единицей системы будут являться группы людей, образующие в своей совокупности некоторую "группу групп". В принципе, такая ситуация знакома каждому: у предприятия есть отделы, в отделах - люди.

Даже скажем больше - человек любой объект, которым он управляет воспринимает как систему, имеющую указанные выше классы информации. К примеру - самолет. Правда, у самолета практически невозможно осуществить управление, связанное с изменением границы. Управление по всем компонентам информации позволяют над собой только природные системы, образующиеся самостоятельно, в результате "добровольного" объединения элементов. В противном случае - какая-то компонента информации может быть жестко зафиксированной и не позволяющей изменений, как граница самолета, что затрудняет полеты при воздушных завихрениях.

Как можно увидеть, группа людей, объединенная по своему желанию, является самоорганизованной системой. Для группы, которая находится "За стеклом", можно отметить "жесткость" границы - ввод и вывод участников ограничены.

Тип управления.

Тип управления СТ проявляется у человека в новых ситуациях, с которыми он сталкивается. В каждый тип входят лишь две компоненты информации из восьми существующих, и лишь одна из них является входной, то есть, каждый человек из всего многообразия мира в новой ситуации видит и выделяет только отличия по "своей" компоненте информации, и ставит перед собой цели и задачи, связанные со "своей" компонентой информации. Эта компонента называется "программной", по ней человек программируется на действия.

Вторая компонента информации называется "творческой", это компонента, которая при данном типе управления будет изменяться для достижения цели. Итого - каждый тип управления работает лишь с одной компонентой на восприятие и лишь с одной на творчество.

Но как же люди общаются между собой, ведь каждый человек имеет только один тип управления? Ответ как раз и кроется в словах о том, что тип работает при новой ситуации. Каждый человек в своей жизни получает образование, обучается окружающими его людьми, для того, чтобы действовать по остальным, "неродным" компонентам информации "так, как принято", нормативно. А вот по своим компонентам информации он будет действовать свободно, таким образом создавая новые способы управления и решения новых ситуаций - что может быть одобрено либо осуждено окружающими в зависимости от их типов управления.

По правилам построения типов каждый из них принадлежит к одному и только одному из полюсов для следующих различий-дихотомий :

1) Рациональный (воспринимающая программная компонента - частная, творческая - общая) или иррациональный (воспринимающая программная компонента - общая, творческая - частная).

2) Интуитивный (есть компонента структуры) или сенсорный (есть компонента границы).

3) Логический (есть компонента объектов) или этический (есть компонента отношений).

4) Экстраверт (воспринимает состояние - творит процесс) - интроверт (воспринимает процесс - творит состояние).

Также в процессе рассмотрения дихотомий выскажу свое мнение по распределению участников шоу к ним.

Рациональный - иррациональный

Эта дихотомия накладывает самые серьезные различия на типы. Рациональный тип воспринимает как значимые только конкретные факты из жизни. Именно они для него являются "видимыми" и влияющими на принятие решения. К факту он относится "свято" и осторожен с его интерпретациями. Отнесение факта к какой-либо общей категории для него является предметом научения, сложным для самостоятельного освоения, за обучением этому требуется внимательно следить преподавателю. Всегда может указать на конкретные причины своего решения. Однако действовать будет в области "общих" компонент - структуры или границы. Можно сказать, что он будет строить систему на основе "строгой" повторяемости решений в каждом конкретном случае. Прекрасно работает в условиях, когда четко указаны его полномочия - варианты действий. Часто ограничивается изучением только того, что ему надо делать, оставляя за бортом то, почему это надо так делать.

При столкновении с новой ситуацией в первую очередь пытается вспомнить, не решалась ли такая ситуация раньше, пытается свести новую ситуацию к уже имевшей место в прошлом. Не может сразу оценить правильность своего действия - то есть, получающейся в результате системы, так как он должен будет увидеть конкретные факты, которые свершатся только после того, как решение будет проведено в жизнь и система заработает по-новому. Поэтому ему трудно делать выбор одного из нескольких вариантов - ведь каждый вариант должен быть просчитан им до конца, только после этого он сможет принять решение. После этого старается запомнить все свои рассуждения. Такой руководитель любит подумать над бумагами и после окончания совещания, а часто именно это ему и необходимо для принятия окончательного решения.

Придает огромное значение опыту - как хранилищу решений конкретных ситуаций. Поэтому при оценке способностей человека будет учитывать опыт в первую очередь. И будет опираться на конкретные факты и ярлыки человека, которые он легко может увидеть - его внешний вид, его диплом. Постарается выяснить имя еще до разговора.

Ведет разговоры "о конкретном" - о способностях людей, их развитии, о погоде.

Настроение (общее состояние человека) у него зависит от выполненной работы. То есть, в зависимости от правильности полученного результата он придет в хорошее или плохое настроение. Поэтому работоспособность - относительно постоянная, хорошо прогнозируемая.

... в отличие от иррационального типа, для которого, наоборот, работа сильно зависит от настроения - его общего состояния, а именно "общие" вещи толкают его на действия. Любой факт он воспримет как не более чем пример для подтверждения (или наоборот) его "общей жизненной модели". Мыслит общими категориями. Конкретные основания для своих решений находит нелегко, так как решение принимает от "общего". Можно сказать, что всегда стремится найти "хитрое" конкретное решение под данную общую ситуацию. Не любит повторять свои решения, это его утомляет, слабо приспособлен к работе, требующей штатных правильных реакций. Радуется новым нестандартным ситуациям как возможности проявить себя, разгадать новые "правила игры". После их разгадки, выявив все нужные "штатные действия" и реализовав их один раз, может охладеть к делу. Хорошо приспособлен к самостоятельному обучению, может выработать для себя свою собственную методику обучения. Требует небольшого количества задач. Действия его изменяют "конкретные" компоненты информации, затрагивающие конкретные объекты и отношения. Легко представляет последствия своих действий. Быстро принимает решение при необходимости выбора одного варианта, может выбирать "сердцем". Рассматриваемую проблему на следующий день может уже и не вспомнить, не любит возвращаться к старому. Придает меньше значения опыту, чем рациональный тип, оценивает возможность человека к новым решениям. Обращает меньше внимания "на конкретности" - одежда, диплом. Легко сходится с людьми, от которых нужна какая-либо информация, в разговоре старается сразу переходить к делу, без формальностей. Может даже не спросить имя человека при разговоре, легко его может забыть. В изложении материала ценит демонстрацию общих закономерностей, форма подачи материала: сначала общая теория, потом пара примеров. (Именно так, кстати, и построен данный текст - это особенности моей интерпретации. ) В отличии от рационала, для которого лучше от конкретных примеров подходить к построению общей идеи.

Теперь выскажусь, как я разделил участников шоу по этим полюсам: Макса и Марго я отнес к иррациональным типам, они легко адаптировались к новым правилам игры и довольно свободно себя в ней чувствуют, их работоспособность зависит от настроения. Чувствуют особенности ситуации, в которой оказываются, и стараются их использовать.

Анатолий - рациональный тип, адаптация его к квартире заключалась в том, что он начал все приводить к уже известному и принятому им порядку. Демонстрировал постоянную работоспособность, хорошо выполнял "штатные" действия.

Денис - тоже рациональный тип. Его адаптация к жизни за стеклом осложнилась тем, что он предпочел свести все происходящее к какой-то своей детской мечте попасть на другую планету. Похоже, что он никогда раньше не оказывался в подобной ситуации (не был в пионерлагере?) , поэтому и сработала подобная защита. Однако он не может сразу оценить последствия своего выбора, и поэтому до него только сейчас дошло, что он "заигрался". Отсюда и удивление отобравших его людей на подготовке к шоу - в стандартной ситуации он прекрасно знал как себя вести.

Жанна - тоже рациональный тип. Ведет себя одинаково. И от этого - не скучная, а просто такая, какая есть. Видно, как она оценивает окружающих людей согласно своему кодексу четких правил этики.

По поводу Ольги и Саши сказать пока ничего не могу - я стал внимательно смотреть шоу уже после их ухода.

Продолжение следует

Шеренков И.Н.

Ситуация:

"Я сейчас работаю в крупной компании, которая занимается производством продуктов питания. Моя задача: определить причины падения продаж, ликвидировать их и поднять продажи.

Задача на самом деле оказалась еще более глобальной. Здесь как раз Управленческий консалтинг нужен. Рассказываю.

Каждый день в 9 утра здешнее начальство – Ген. Директор (не владелец, но племянник владельца компании) проводит так называемые планерки. Я несколько раз присутствовала на них ради интереса, да и ради дела. Ничего подобного раньше не видела – собирается человек 20 директоров, замов, начальников отделов и 30 минут орут. Орут все разом. Я сначала подумала, что это у них разрядка наподобие того, как японцы делают куклу руководителя и в качестве разрядки ее бьют.

Но потом поняла, что это обычное деловое совещание. Темы как обычно две: кто виноват, и что делать. Ничего, конечно, такие планерки не решают дельного: кого-то штрафуют и расходятся до следующего совещания.

Смысл примерно такой.

Плановый отдел каждый день составляет планы на следующий день, а каждый месяц – на следующий месяц. Планы составляют на основе непонятно чего, но одна тенденция прослеживается – каждый месяц в них закладывают около 10% роста.

Возможности производства при планировании не учитывают. Т.е. скажем, если линяя, производящая товар Х стоит уже два месяца, план на продажу товара Х все равно упорно составляется.

Процент выполнения этого “плана” коммерческим отделом составляет ежемесячно около 45 – 55 %. За невыполнение коммерческий отдел, естественно лишается бонусов. Лишаясь бонусов, сотрудники этого отдела слишком мало зарабатывают. Средний срок работы в компании менеджера по продажам – около 4 – 6 месяцев. Каждые 6 – 8 месяцев меняется 95% коммерческого отдела, исключая бессменного руководителя отдела, который всех штрафует, чтобы было ясно, кто виноват в невыполнении плана. Уходящие менеджеры по продажам прихватывают с собой базу клиентов, и пытаются устроиться работать у конкурентов.

Аналогичная ситуация происходит на производстве.

Руководитель – тот, который племянник владельца и Ген. Директор компании говорит, что все му- -ки и принимает часть обязанностей на себя. В частности весь его рабочий день состоит из приемов клиентов с разных концов России. Одна беседа с клиентом занимает до 1 часа времени. В день он принимает около 10 клиентов. (Кстати, коммерческий отдел состоит из более чем 30-ти человек). При этом ситуация с планом, например, не решается – просто каждый раз штрафуют коммерческий отдел. Различные директора и начальники отделов целыми днями толпятся в приемной, ожидая приема, а потом жалуются, что вынуждены работать по 12 часов в сутки. Иногда Ген. Директор все бросает и уезжает куда-нибудь в Уфу договариваться о размещении рекламы – примерно раз в неделю такое происходит. (Опять же людей вполне толковых, чтобы договорится о размещении рекламы достаточно). Если после этой рекламы выручка от реализации (даже не прибыль!) увеличивается на 1000 руб., при том что на рекламу затрачено $ 3000, он говорит, что реклама оказалась эффективна.

Вот собственно все, чем занимается Ген. Директор: дает рекламу, беседует с клиентами, ругается, штрафует, подписывает.

Компьютерная программа откуда-то из каменного века – самодельная в DOS сделанная. Все начальники отделов очень ее любят, и со словами, что все остальные программы (которых они, к слову сказать, никогда не видели) хуже и сложнее, отказываются и от 1-С и от Фолио от Галактики и пр.

При этом для того, чтобы была возможность просматривать объемы продаж, работает человек 10 (я точно и не знаю сколько), которые целый день загружают эту программу и пока она “думает” ходят по кабинетам, коридорам, столовым и т.п. А потом эти данные на бумажку выписывают, а с бумажки – в Exсel. Из программы их даже распечатать не всегда можно – вот выпустишь что-нибудь на печать, а у тебя на всем пятитысячном предприятии виснет вся система. И из компьютерного отдела прибегает человек 20 ругаться, какой гад печатать собрался. Так что без бумажек никак не обходится. Вот люди эти таблички в Excel делают, говорят, что это аналитика, а они аналитики. Я уже не говорю о том, что, во-первых, ошибается эта программа, во-вторых, все эти 10 человек друг за другом.

Люди такие, как будто откуда-то из СССР их набрали – и по возрасту и по стилю поведения и т.п. В лучших традициях: женщины с утра красятся, потом кофе пьют, потом курят, потом по кабинетам ходят. Дальше глядишь, уже обед – в столовую пора. Потом домой надо позвонить, проверить сделал ли любимый отпрыск уроки. Ну и побеседовать с бабушкой на предмет того, сходила ли она в магазин, и почем давали мясо. Дальше посетовать на низкую зарплату и обсудить мужа Лены из соседнего отдела. Полить цветы, поменять перегоревшие лампочки. Ну а там и домой пора.

Когда я подсчитала, сколько денег тратится на этих людей, сколько ошибок из-за этого происходит, причем ошибок, реально отражающихся на деятельности компании (ведь они же планируют, используя эти данные), и подсчитала сколько стоит установка и наладка новой программы, получилось, разумеется, что новая – дешевле. Значительно.

Составила отчет, отдала его Ген Директору, он меня вызвал и говорит: сколько тебе еще нужно людей? Ты скажи, мы тебе наймем. Я говорю, людей мне и так хватает – не знаю куда девать, нужно программу нормальную поставить. Он говорит, нет, это такой геморрой, давай лучше людей наймем. Я говорю хорошо, но давай тогда продадим компьютеры и купим большие тетради учета и карандаши – сэкономим денег. Смеется, но не хочет.

Вот Юрий, скажите в этом баба Маша – экономист виновата? А дядя Федя – компьютерщик виноват? А Вовка – менеджер по продажам?

По-моему, нет. Конкретно не справляется с работой здесь один человек, всего только один. Знаете какой? И если его заменить, то все остальное поправимо.

Но он не верит, говорит, что это все му- -ки, а он как раз ничего. И едет давать рекламу в Иваново. Причем, искренне уверен, что для того, чтобы понять причины падения продаж и ликвидировать их, нужно проанализировать динамику продаж за несколько лет.

Юрий, как Вам такой случай? А Вы говорите УПРАВЛЕНИЕ. Вот Вам и управление в лучших современных российских традициях.

К слову сказать, это все о московской компании, холдинг, в который она входит, является лидером в этом направлении пищевой промышленности по России, и нет людей в России, которые бы эту компанию не знали."

Письмо читательницы Людмилы Л. в рассылку Юрия Мороза 
"Управленческий консалтинг? Нет ничего проще!". 19.11.2001

Предлагаем поразмыслить, каким образом в этой ситуации здесь применить Социальные Технологии.

***

Форум 

Страница поддержки рассылки

 Архив рассылки

Ведущий рассылки Сергей Сибиряков:
E-mail: delo3000@narod.ru
WWW: http://delo3000.narod.ru

Электронный журнал

"Бизнес и Психология" свежий номер

Встретились Чубайс и Билл Гейтс.

Иностранец у себя дома
Личным секретам делового успеха посвящается эта статья. Наиболее популярной личностью среди наших бизнесменов оказался Анатолий Чубайс. Дважды проводимый среди наших читателей опрос регулярно и порой с большим отрывом выводил его на первое место. Так что же помогло ему подняться на вершины российского бизнеса... подробнее

Вам интересно узнать стратегии успеха?

Как достичь конкурентных преимуществ в жизни, бизнесе, карьере? Как добиться высокой самоорганизации? Что такое власть и как она достигается? Как достигается успех бизнеса в постиндустриальном мире? Как контролировать партнера и управлять им? Как достигается лидерство в группе? В чем заключается искусство управления организацией? Как умело управлять деньгами? Как выйти на мировой рынок?

Тайнам успеха обучает ШКОЛА ЭФФЕКТИВНЫХ ЛИДЕРОВ
Клуб эффективных лидеров, выпускников и курсантов Школы, объединяет бизнесменов, финансовых менеджеров, топ-менеджеров, государственных служащих, научных работников, студентов из США, России, Украины, Швейцарии, Нидерландов, Беларуси, Германии, Латвии, Швеции, Казахстана, Литвы, Канады, Узбекистана, Кипра, Сербии, Сингапура и других стран.

Подпишись на рассылку "НАУКА ЛИДЕРСТВА". Начни свой путь к успеху.
Зайди на сайт Клуба прямо сейчас

НАУКА ЛИДЕРСТВА


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное