Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа Прикладной Соционики под руководством Е.А.Удаловой Новости Школы на январь-февраль 2011 г.


Добрый день,

Вашему вниманию новости Школы Прикладной Соционики на ближайший месяц, а предваряет новости интереснейший материал Дмитрия Колмычека (Гексли) с разбором ТИМа известного музыканта.

Тип информационного метаболизма

Юрия Юлиановича Шевчука

Юрий Юлианович Шевчук является основателем и бессменным лидером рок-группы «ДДТ» вот уже более 30 лет. Под его авторством и руководством записано огромное количество песен, многие из которых давно стали классикой русского рока. Кроме этого, Юрий Шевчук известен в общественных кругах своей активной гражданской позицией и оппозиционными политическими взглядами.

Попробуем определить тип информационного метаболизма лидера «ДДТ», взяв за основу анализ его ответов на вопросы онлайн-конференции на сайте Lenta.Ru от «27» декабря 2010 года. Хотелось бы отметить, что ответы опубликованы редакцией с сохранением авторской орфографии и пунктуации, что очень важно для получения достоверных результатов исследования.

«Что для меня Питер – слышно из моих стихов и песен...»

Известно, что признак экстраверсия-интроверсия не имеет никакого отношения к степени общительности-замкнутости её носителя. Это установка сознания, определяющая, куда преимущественно направлено внимание человека: на объекты вокруг, либо на свои субъективные впечатления от этих объектов. Данный признак отслеживается достаточно чётко при анализе описания географических объектов, даваемых человеком.

Вопрос: Что для Вас Питер? Какой его образ, какая его часть Вам ближе всего? Каково будущее, по Вашему мнению, ждет нашу блистательную Северную Столицу? Нужно ли родиться в Петербурге, чтобы быть питерцем? :)

Ответ: Что для меня Питер – слышно из моих стихов и песен. А чтобы быть питерцем, совсем не обязательно быть рожденным в этом городе. Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие великие петербуржские писатели родились не в Северной Пальмире... Санкт-Петербург невероятно притягателен для художников, музыкантов, поэтов, поэтому будущее у него – светлое, наполненное пока неведомым нам новым искусством.

Как мы  видим, Шевчук описывает Санкт-Петербург через свои внутренние ощущения, даёт не панорамное описание (например, «Питер для меня – это один из мировых центров культуры и искусства...»), а субъективное – через атмосферу, дух города.

Вопрос: Часто ли Вы бываете в Уфе?

Ответ: В Уфе бываю несколько раз в году, ведь там у меня мои любимые близкие, родные и друзья. Куда же мне без Уфы? Это город моей первой любви, а это дорогого стоит.

И вновь – описание Уфы через субъективные метки («Это город моей первой любви...»).

Проанализировав данные ответы, мы можем обнаружить в высказываниях Шевчука признак «интроверсия», а также предположить признак «этика» (но ко второму мы вернёмся позже).

«Для нас любовь – динамичная, сырая, живая...»

Аспектом сенсорики ощущений пронизаны буквально все высказывания и стихи лидера «ДДТ». В ток-шоу «Школа злословия», где он присутствовал в качестве гостя, произошёл достаточно показательный диалог. Речь шла о понятии «народный вкус»:

Шевчук: Может быть, вкус – это... часть веры...

Ведущая: Веры в бога?

Шевчук: Я Бога увидел в детстве, в сарае... Мой дед был плотником... Вы знаете, эта стружка... Я забирался на чердак, видел вот эти лучики света, и пыль такая стоит... переливается... Это было очень вкусно! Это много говорило мне о свете...

Ведущая: То есть у вас Бог совпал с красотой?...

Шевчук: Конечно, безусловно. Мои поиски начались с эстетики, конечно... Это безумно красивое чувство, соприкосновение с чем-то.... НЕВЫРАЗИМО красивым! Там было всё – в этом лучике света...

Описания с позиций интровертной сенсорики сильные, наполненные множеством деталей и оттенков:

Впечатления от поездки в Чечню: «Войну я тогда возненавидел... В больничном подвале, в Грозном, где одуревшие от недосыпа и криков раненых несколько хирургов и медсестер, вливая медицинский спирт в черные пасти солдат, на плащ-палатках резали, кромсали порванные конечности и животы... Подошел ко мне десантник и шепотом: «Брат помирает, Вас просит...». Пробираясь к выходу, заваленному носилками с ранеными, по скользким от грязи и крови ступеням, вижу у дверей лежащего молодого парня, уже белого от потери крови, с оторванными ногами. Он смотрел на меня и, превозмогая боль, застенчиво, как бы извиняясь: «Спойте «Осень», пожалуйста, я на выпускном в школе ее недавно слушал... «. Сглатывая все дерьмо, что у меня накопилось, я пел... пел... К концу третьего куплета он умер...»

В вопросах красоты, эстетики, гармонии (семантическое поле сенсорики ощущений) чувствуется глубокий, экспертный взгляд:

Вопрос: Насколько я понял, вы озабочены проблемой сохранения старой архитектуры. Это проблема актуальна не только для СПб или Москвы, но и для многих других городов... ... Помогите советом, как добиться лучшей судьбы для таких зданий? Куда обращаться?

Ответ: Мы теряем историю. Музыку наших предков. Старые здания – письма, обращенные к нам предыдущими поколениями. Что меня всегда раздражало – это убогие эстетические вкусы нашей власти и бизнес-элиты. Как им удается не чувствовать гармонию? Меня поражает отсутствие всякой культуры у этих "патриотичных" чуваков. Эта бедная серость уничтожала памятники при советской власти, и продолжает это делать сейчас. Что останется детям? Эти безликие бизнес-центры?

Даже взгляд на любовь выражается Шевчуком с позиций интровертной сенсорики:

Вопрос: Как отличить попсу от не-попсы?

Ответ: Попса пропагандирует потребительский способ существования, причем буквально во всем. Для попсы главное – материальные ценности (человек – вещь). У попсы любовь – совершенна. Сплошная механика. Для нас любовь – динамичная, сырая, живая, любовь несовершенная, свободная от рациональной банальности.

Ответы с сенсорики ощущений всегда нестандартные, глубокие, творческие, а иногда даже с юмором:

Вопрос: К сожалению, очень поверхностно знаком с вашим музыкальным творчеством, но много читал в последнее время про вашу политическую позицию. У меня, как у гражданина нашего государства, России, к вам только один вопрос: скажите, вам самому-то не стыдно?

Ответ: Моя позиция – гражданская, а не эротическая, поэтому не стыдно. А какая у Вас?

Вопрос: Вопрос у меня кулинарно-бытовой, что вы любите из еды, притязательны ли вы в пище?

Ответ: Я – старая, ржавая, разбитая малолитражка рок-н-ролла, жру любое горючее. Правда, карбюратор барахлит.

О вопросах, касающихся времени, преемственности поколений, Юрий Шевчук рассуждает охотно, но осторожно. Здесь нет «игр со временем», нестандартных речевых оборотов, уверенной импровизации. Ответы, в основном, ограничиваются цитатами классиков или ссылкой на их произведения:

Вопрос: Юрий, вам хотелось бы жить в другую эпоху? Если бы можно было путешествовать во времени, то куда бы вы отправились?

Ответ: "Времена не выбирают, в них живут и умирают", – написал наш замечательный питерский поэт Александр Кушнер. Но мне кажется, действительно, мы выбираем время, в котором жить. Есть у меня какое-то неясное чувство об этом, проблема времени меня всегда интересовала. В нашей новой программе будет очередной опус.

Что есть время, в чем его смысл?

Думать в конце пути о начале,

Стою у окна, курю мысль,

Ты прав, во всем этом много печали...

А во времени я путешествую постоянно. Существует масса замечательных сталкеров-проводников. Тацит, например, Геродот, Плутарх, Андрей Курбский, Эразм Роттердамский, "Русская правда" князя Ярослава, наконец. Внимательно читая произведения разных, разбросанных по истории авторов, спокойно переносишься в любую эпоху... Жаль, неандертальцы ничего не написали.

На основании изложенного выше, можно вполне уверенно сделать вывод о том, что программная функция социотипа Юрия Шевчука – сенсорика ощущений. А пространные высказывания об истории и даются им с ролевой интуиции времени.

«Некоторые мои шуточки, высказывания –

следствие улицы, где я вырос»

Оценки людей и явлений излагаются лидером «ДДТ» также и с позиций чувств, атмосферы. При этом он не только не избегает в интервью рассуждений на достаточно личные темы, но и подробно высказывается по ним – при этом максимально тактично, мягко, не поддаваясь на провокации:

Вопрос: Юрий - зачем же вы согласились на интервью с Собчак и другой мадемуазель? По моему - таких людей к своему порогу близко нельзя подпускать.

Ответ: Ксения Собчак добивалась этого интервью довольно долго. В конце концов, я согласился, почувствовав, что для нее это действительно важно. И, судя по серьезным вопросам, которые она задавала, и по реакции на ответы, я увидел человека, неравнодушного к поискам истины, живого, образованного. Холеной, гламурной, черствой суки, какой она позиционирует себя по ящику, зарабатывая материальные ценности, не было.

Вопрос: Юрий, мне очень нравятся ваши песни, но я не могу их слушать с удовольствием, потому что сразу начинаю думать о том, что вы гомофоб. и что если бы меня встретили, вы бы отнеслись ко мне с презрением только потому, что я гей.

Расскажите, пожалуйста, как сформировались такие вот ваши взгляды. у меня в голове не стыкуется, как человек, позиция которого по другим вопросам мне так близка, может быть гомофобом.

Ответ: Смею Вас уверить – я не гомофоб. Некоторые мои шуточки, высказывания – следствие улицы, где я вырос, шпаны, с которой общался, гулаговских тюремно-блатных отношений в быту, между ребятами с нашего двора – ведь полстраны сидело. И Вы знаете, какое место в этой культуре отведено представителям нетрадиционных ориентаций. Опять же, наша православная церковь осуждает такие отношения. И в этом вопросе до толерантности нам, увы, далеко. Извините.

Вопрос: Юрий Юлианович, а как вы относитесь к шансону (я имею в иду. естественно, не французский шансон, а наш трехаккордовый российский блатняк про зону, старушку-маманю и несправедливо обиженного жизнью парнишку-вора)? Вы не считаете, что эта музыка убога и способствует деградации общества?

Ответ: К французскому шансону отношусь очень хорошо. Брель, Азнавур, Пиаф, Нина Симон, Жан Ферра, Серж Гинзбург и другие у меня на музыкальной полке. Российский блатняк не способствует деградации нашего общества, он, скорее, его характеризует. Хотя есть классные песни, и посмотрите, какая в наши дни у народа жажда внимать не слюнявому про unisex-любовь от попсовых звёздочек, а услышать душевную историю о простой жизни человека, способного по полной грешить и каяться.

Шевчук прекрасно владеет эмоциональным состоянием аудитории. В ток-шоу «Школа злословия», о которой упоминалось выше, буквально на второй минуте беседы Юрий Юлианович это продемонстрировал. Его моментальное вхождение в лирический образ и эмоциональный посыл к людям, присутствующим в зале, привёл к тому, что знакомство только началось, а зал уже пел хором песню «Ой, то не вечер, то не вечер...»

Соционический тип, способный в полной мере увидеть и оценить красоту, эстетику и гармонию мира и погрузиться в её глубины, создать нужную атмосферу общения поддерживать её и направлять в любое русло по своему усмотрению, называется Сенсорно-этический иррациональный интроверт (псевдоним «Дюма»).

«Во мне очень много черт и склонностей,

которые весьма не нравятся даже моим музыкантам»

Для определения социотипа достаточно установить расположение аспектов в любом из горизонтальных блоков Модели «А». В данной статье, в ходе анализа, мы выяснили, что социотип Юрия Шевчука обладает признаком «интроверсия» а также сильной сенсорикой ощущений, что автоматически помещает данный аспект на позиции программной (базовой функции). Также мы проследили в ответах на вопросы наличие сильной этики. Это, в свою очередь, помещает данный аспект на позицию творческой функции (этика эмоций).

На четвертой позиции в модели социотипа «Дюма» находится деловая логика. Люди данного типа с трудом ориентируются в финансовых и организационных вопросах, им сложно организовать производственный процесс или грамотно управлять финансовыми потоками, будь то бухгалтерия или собственные карманные расходы. В онлайн-конференции с лидером «ДДТ» нетрудно увидеть и этот сюжет:

Вопрос: Уважаемый Юрий Юлианович! Билеты на ваши концерты стоят 1,5 т.р. на танцпол, но лично у меня такие билеты приобрести не получилось, однако у множества фирм-распостранителей стоимость аналогичных билетов составляет 5- 8,5 т.р. что в 6 (!!!) раз дороже!

Ответ: На "крайнем" концерте ДДТ в московском клубе "Арена" я с прискорбием узнал, что перекупщики продавали билеты по пятьдесят тысяч рублей!!! Слов нет. Смею Вас уверить, мы всегда стараемся сделать билеты доступными для нашей малоимущей публики – студентов, солдат, школьников, работяг, интеллигенции. К сожалению, как Вы видите, не всегда получается. К тому же, наши концерты отличаются от концертов других групп тем, что всегда мы уделяем огромное внимание звуку, свету, постановке, режиссуре концерта. Везем с собой трейлеры с аппаратурой в Сибирь и на Дальний Восток. Качество стоит больших денег, спонсоров, как правило, нет. Поэтому цены на билеты, увы, повышаются, так как надо все эти тонны аппарата оплатить. В результате, наши гонорары гораздо ниже, чем у наших коллег. Бывает, что после такого большого концерта мы еще остаемся должны.

На седьмой позиции в модели типа «Дюма» располагается экстравертная сенсорика. Человек подобного типа обычно не проявляет видимого волевого напора в общении. Но когда «Дюма» сильно раздражен или как говориться «доведен до ручки», то собеседник способен налететь на серьезное и агрессивное физическое воздействие. Поскольку «Дюма» этический тип, склонный более к дипломатии, чем к острым конфронтациям, подобные спонтанные реакции могут вызывать у него сожаление и считаться собственными недостатками:

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие у Вас есть черты, склонности, которые Вам не нравятся и над исправлением которых Вы работаете?

Ответ: во мне очень много черт и склонностей, которые весьма не нравятся даже моим музыкантам, не говорю уже о близких и родных. Но. Возьмем, например, такую скверную черту – гнев. С одной стороны, мгновенный взрыв ярости в тебе, например, по поводу негармоничной, плохой игры твоего друга-музыканта, какая-то неосмысленная, агрессивная нетактичность по отношению к нему, несправедливость. Конечно, ты потом переживаешь. Каешься. Но, с другой стороны, возможно, что эта ярость, этот гнев – еще и лекарство от бессердечности.

Вопрос: неужели рок музыканты не могут позволить себе охрану?

Ответ: Ходить везде с охраной – это или мания величия, или трусость, или немереное количество денег. Было много сплетен о произошедшем когда-то конфликте между мной и известным эстрадным певцом. Печаль события состояла в том, что охранники спасали Киркорова от меня (каюсь, грешен), и в свалке один даже в меня попал... ...Вообще-то, эта история не стоит и выеденного яйца.

Заключение

Определение соционического типа конкретного человека – сложная работа, в ходе которой исследователям следует учитывать множество как вербальных, так и невербальных аспектов. В связи с невозможностью формализации всех эмоционально-выразительных моментов видео интервью, автор статьи рекомендует читателям просмотр телепередачи «Школа злословия» с участием Юрия Шевчука для получения более объёмного представления о личности респондента и его соционическом типе.

Список использованных материалов:

  1. Материалы онлайн-конференции на сайте Lenta.Ru от «27» декабря 2010 года. Ссылка: http://lenta.ru/conf/ushevchuk/
  2. Запись телепередачи «Школа злословия» с участием Юрия Шевчука. Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=f4KNcUiKsfc
  3. Л. А. Бескова, Е. А. Удалова «Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе»
  4.  Л. А. Бескова, Е. А. Удалова «Начала соционики: Я и все остальные»

P.S. От автора: автор статьи приносит читателям свои извинения за то, что высказывания, содержащие столь личные душевные переживания (в том числе боль), так неделикатно используются им в качестве объектов для научного анализа.

-------------------------------------------------------------

Новости Школы Прикладной Соционики:

1.       УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ПО ОСНОВАМ СОЦИОНИКИ

Для тех, кто еще не изучал основы соционики, приглашаем на стартовый учебный курс «Основы соционической диагностики». Курс позволяет освоить навыки определения типа любого человека при помощи беседы и наблюдения за ним, и умение определить тип по тексту интервью. В нашей школе базовые курсы возможно подобрать по удобным для вас дням и интересующим вас преподавательским тандемам:

Даты: с 20 января
Преподаватели: Елена Андреевна Удалова (Габен) и Анастасия Денисова (Достоевский), 4 квадра
Формат: 16 занятий 2 раза в неделю, м. ВДНХ
Запись на обучение: udalova_elena@mail.ru

Даты: с 22 января
Преподаватели: Елена Андреевна Удалова (Габен) и Анастасия Денисова (Достоевский), 4 квадра
Формат: занятия по выходным, м. ВДНХ
Запись на обучение: udalova_elena@mail.ru

Даты: с 17 января, по набору группы
Преподаватели: Сева Глущенко (Джек) и Анастасия Репко (Драйзер), 3 квадра
Формат: 16 занятий 2 раза в неделю (понедельник, среда), м. ВДНХ
Запись на обучение: repko1@yandex.ru

Даты: с 18 января, по набору группы
Преподаватели: Марина Фролова (Робеспьер) и Анна Иванова (Дюма), 1 квадра
Формат: 16 занятий 2 раза в неделю, м. ВДНХ
Запись на обучение: msharon@mail.ru

2.       УЧЕБНЫЙ КУРС «ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Данный курс для прошедших «Основы соционической диагностики».  Освоение программы курса «Интертипные отношения» обеспечивает человеку умение при любых интертипных отношениях выйти на конструктивный режим общения, исключить конфликты, донести свои мысли до любого партнера и понять его истинные намерения.

Даты: с 28 января
Преподаватели: Елена Андреевна Удалова (Габен)
Формат: по пятницам, раз в неделю, м. ВДНХ
Запись на обучение: udalova_elena@mail.ru

3.       СЕМИНАРЫ В ДРУГИХ ГОРОДАХ

В Ростове запланированы:

ТРЕНИНГ по развитию «белой интуиции»
Даты: 12-13 февраля, г. Ростов
Преподаватели: Марина Фролова (Робеспьер) и Андрей Кочетков (Есенин)
Запись на обучение: msharon@mail.ru

ИНТЕНСИВ «Интертипные отношения»
Даты: начало марта, г. Ростов
Преподаватели: Елена Андреевна Удалова (Габен)
Запись на обучение: udalova_elena@mail.ru

4.       МЕРОПРИЯТИЯ ШКОЛЫ

В конце декабря очень ярко, интересно и насыщенно прошел ежегодный выпускной в Школе Прикладной Соционики. Фотоотчет об этом мероприятии можно посмотреть здесь: http://www.socion.ru/school/2010/dec23.html

С уважением,
Антонина (Бальзак)
Координатор новостной рассылки
Школы Прикладной Соционики
E-mail: socionvestnik@yandex.ru
LJ: http://community.livejournal.com/socio_school/
Сайт Школы: www.socion.ru


В избранное