Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Orator.Ru - Уверенность в себе и мастерство общения




Orator.ru  УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Архив рассылки

"ЧЕЛОВЕК – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ, А ЖИЗНЬ – ЭТО ТВОРЧЕСТВО"
(интервью с Владимиром Шахиджаняном)

Сегодня у нас в гостях Владимир Владимирович Шахиджанян. Психолог, журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ, автор книг «1001 вопрос про ЭТО», «Мне интересны все люди», «Учимся говорить публично», а также программы «СОЛО на клавиатуре» и других полезных творений. В Интернете у него три сайта. Многие знают Владимира Шахиджаняна по его радиопрограммам и выступлениям по телевидению. Владимир Владимирович – многогранная личность, неутомимый творческий энтузиаст, человек прямой и открытый. Знающий толк в сексе и ораторском искусстве.

- Начну с главного. Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, что для вас главное в жизни?

- Я всегда говорю своим студентам, радиослушателям, да и в книгах не устаю повторять, что человек – это возможность, а жизнь – это творчество. Для меня главное – творчество, где бы я ни работал, чем бы ни занимался. Когда как журналист я трудился полгода в такси – старался опять же заниматься творчеством: по-особому беседовать с пассажирами, изучать жизнь столицы…

В молодости сменил много профессий: киномеханик, такелажник, рабочий на заводе, помощник режиссёра, пионервожатый, руководитель драматического кружка, учитель… А уже потом только появились психология, изучение секса, режиссура в кино, выпуск книг, преподавание в университете.

- И швец, как говорится, и жнец. Разносторонний практический опыт – ценнейший капитал. И это всё были поиски своего «я»?

- В общем, да. Я и сейчас продолжаю себя искать. Каждый из нас проводит эксперимент и выясняет: на что он как человек способен, что ему подвластно?

Вот я, например, в свои 70 с лишним лет организовал новое сообщество в Интернете: сайт www.nabiraem.ru – там мы учим людей набирать слепым десятипальцевым методом, общаться (есть курс, созданный на основе моей книги «Учимся говорить публично», и психотренинг «Гимнастика души»). У нас можно знакомиться, влюбляться (уже было несколько свадеб)…

Самая главная задача сайта – помогать друг другу. Мы пытаемся объединить неравнодушных людей. У нас запрещено ругаться, обижать, оскорблять, обзывать… У нас поставлен заслон пошлости и цинизму, грубости и хамству.

А один мой сайт – www.1001.ru – вообще называется «Спокойное место российского Интернета».

- Это здорово, когда в бушующем океане Интернета, полном брани и грызни (особенно на форумах), есть такие замечательные острова, где люди могут спокойно, без ругани освоить клавиатуру и заодно сыграть свадьбу. Владимир Владимирович, вы написали разные книги: и про ЭТО, и про публичные выступления, и про слепой десятипальцевый метод – что называется, на любой вкус.

- Ну, а ещё у меня есть книга «Мне интересны все люди» - о своей жизни; «Почти серьёзно…», которую мы выпустили вместе с Ю.В. Никулиным, «КомпьютЕрики шутят» и другие.

- Точно. Я об этом же. Юмор, секс, компьютеры – за каждой книгой, как я понимаю, лежат годы авторских раздумий. Расскажите, пожалуйста, о том, что побудило вас написать именно эти книги, столь непохожие одна на другую?

- У каждой книги – своя история.

Секс меня как нормального человека интересовал, привлекал, интриговал, очаровывал, иногда пугал, нередко радовал (тут всё зависело от возраста) всю мою жизнь. Помню, в 11 лет я искал в Большой Советской энциклопедии такие слова, как «онанизм», «влагалище», «откуда берутся дети» и многие другие термины, которые слышал случайно от взрослых. Искал – и не находил. А хотелось – ой, как хотелось про секс знать всё!

- Какой уважающий себя мальчишка не искал ответы на вопросы про ЭТО? Эх, жаль, Интернета не было в ту пору и вашей книги!

- Да уж! В Советском Союзе о сексе запрещалось говорить в открытой печати.

И вот, став взрослым, я смог выполнить своё желание детства: узнать о сексе как можно больше – и рассказать об этом другим.

Мы с Павлом Гусевым, главным редактором «Московского комсомольца», в конце 80-х годов рискнули на страницах газеты открыть рубрику «Про ЭТО». Читатели задавали вопросы, а я отвечал. Я как психолог более двадцати пяти лет сотрудничал с крупнейшим сексологом и психиатром профессором А.Белкиным, что тоже повлияло на меня. Книга «1001 вопрос про ЭТО» вышла миллионными тиражами в Советском Союзе, а потом переиздавалась и в России.

Должен заметить, что до сих пор большинство людей не умеют правильно заниматься сексом! Они не получают, даже имея регулярные половые сношения, того эмоционального богатства, которое может дать настоящий секс. Многие мужчины и многие женщины занимаются сексом по привычке – они ведут себя в постели стереотипно, и их никто не учит, к сожалению, получать наслаждение и давать наслаждение партнёру, испытывать катарсис от секса… Это, наверное, отдельная тема. Будет желание – можем обсудить её.

- Наверняка были нападки со стороны ханжески настроенных граждан, считающих, что секса у нас не было и быть не должно?

- Нападки, конечно, были. Орал на Павла Гусева секретарь городского комитета партии, грозясь закрыть газету. Я получал подмётные письма с угрозами. Нехорошая атмосфера возникла у меня на факультете журналистики МГУ: отдельные преподаватели считали, что я не имею права преподавать, ибо своими публикациями о сексе развращаю людей… Но я привык. У меня же были хорошие тылы: профессор А.И. Белкин, мой учитель; главный редактор «Советской России» Михаил Ненашев; главный редактор «Огонька» Виталий Коротич; главный редактор журнала «Работница» Зоя Крылова; и, наконец, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. Все они меня поддерживали, печатали на страницах своих изданий, и я знал: в случае серьёзного «наезда» они мне помогут.

После выхода книги «1001 вопрос про ЭТО» я получил более двадцати тысяч писем – реальных, бумажных (тогда электронной почты не было). Три процента писем были хулительными, ругательными, с угрозами. Но я всегда говорю: на друзей обижаться нельзя, а на врагов – бесполезно.

Другая история – с книгой «Учимся говорить публично». В детстве я был мальчиком зажатым, заикался… Комплекс зажатости, стеснительности я поборол лишь к двадцати годам. Чтобы научиться говорить эмоционально, убедительно, чётко, привлекательно, если угодно, мне пришлось много учиться. Как психолог, я проанализировал многие учебники по общению, а в результате написал свой – и его использовал в своей работе преподавателя на факультете журналистики.

Примерно так же родилась и компьютерная программа «СОЛО на клавиатуре», пройдя которую, любой человек овладевает слепым десятипальцевым методом набора. Я начал учить этому навыку своих студентов на факультете журналистики.

За десять лет вышло десять вариантов этой программы. Я далёк от скромности (мало того, я считаю, что скромность – плохое качество) и могу похвастаться: «СОЛО на клавиатуре» знают двадцать миллионов пользователей только в России. К сожалению, 99 процентов из них занимались по пиратским версиям. Но это наша действительность, тут ничего не сделаешь.

- Слепой десятипальцевый метод набора является одним из базовых навыков современного человека. В чем суть вашей программы «СОЛО на клавиатуре» и где с ней можно познакомиться?

- Суть в том, что заниматься по «СОЛО на клавиатуре» интересно: ты не просто учишься слепому методу набора, а познаёшь себя, задумываешься о своей роли в этой жизни. Каждый ученик, выполняя задания, улучшает себя, не думая об этом - автоматически. Он воспитывает силу воли, терпение, выносливость, аккуратность, внимательность – и начинает верить в собственные силы, что для меня очень важно. Каждого ученика я заряжаю оптимизмом.

Именно в этом отличие нашей программы «СОЛО на клавиатуре» от подобных тренажёров не только в России, но и за рубежом.

А познакомиться с ней можно на моих сайтах – www.nabiraem.ru или www.ergosolo.ru. Как говорится, милости просим.

- Вы блестящий оратор, Владимир Владимирович, я это знаю не понаслышке. На что, по-вашему, должны обратить особое внимание люди, которые хотят научиться говорить столь же блестяще?

- Хоть я не умру от скромности, себя блестящим оратором не могу назвать. Я профессиональный преподаватель – умею рассказывать интересно и увлекательно, - и профессиональный радиоведущий. Сейчас каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу, у меня эфир на радио «Комсомольская правда», 97.2 FM http://kp.ru/radio/ – с часу ночи до четырёх утра. Конечно, мне приятно читать и слышать в прямом эфире отзывы на передачу: вот, мол, случайно включила радио и не могу оторваться, интересно слушать… Потом я эти передачи выкладываю на своём сайте www.1001.ru в разделе «Послушайте».

На что должны обращать внимание?.. Этот вопрос меня ставит в тупик: если я начну честно и подробно рассказывать, наше интервью продлится как минимум до утра, а может быть, мы не закончим и через неделю…

- Тогда давайте перефразируем вопрос: на что конкретно, прежде всего, должны обращать внимание люди, которые хотят научиться говорить интересно, уверенно, убедительно?

- А вы настойчивы, Феликс.

Во-первых, всегда говорить то, что самому тебе интересно. Во-вторых, не торопиться, делать паузы. В-третьих, не перегружать речь информацией. В-четвёртых, любить тех, кто тебя слушает: твоё выступление (так ты должен рассуждать) - это всегда объяснение в любви другим людям – слушателям.

Наконец, самое главное – нужно научиться ощущать, чувствовать слушателей, реагировать на их фразы, мимику и даже на позу, ибо по тому, как сидят слушатели, можно сразу понять, интересно им или нет…

- Хочешь понять, как ты выступаешь – взгляни в аудиторию и как в зеркале увидишь отражение своего выступления…

- Да, именно так. Также помнить слова Вольтера, который говорил: «Я люблю все жанры, кроме скучного». То есть быть для своей аудитории человеком интересным.

Обо всём этом можно прочитать в моей книге «Учимся говорить публично» или прослушать её аудиовыпуск, над которым я работал почти год. (Обычно как делаются аудиокниги? Просто начитывают бумажный вариант – и всё. Я же сделал оригинальный выпуск, ибо одно дело письменная речь, а другое – устная, с использованием музыки, шумов и других возможностей звука.)

- Где можно приобрести вашу аудиокнигу?

- Она продаётся в магазинах, её можно купить в нашем офисе (там она дешевле в два-три раза, чем в магазинах). И, наконец, она полностью включена в курс «СОЛО-онлайн», который есть на сайте www.nabiraem.ru.

- Какие основные упражнения для развития речи вы можете порекомендовать нашим потенциально великим ораторам?

- Постоянно учить наизусть стихи. Читать вслух прозу. Заниматься артикуляцией. Развивать силу голоса, петь больше – даже если у вас нет слуха. Читать вслух пьесы. Каждый день вести устный дневник, записывая его на магнитофон, - то есть о прошедшем дне рассказать за две-три минуты, а потом прослушать, и хорошо бы прослушать три-четыре раза. И, наконец, избавляться от слов-паразитов: ну вот, значит, так сказать, сами понимаете, как бы, я вам честно скажу…

- Помню, у нас на курсах ораторского искусства учился парень, в речи которого проскакивало слово-паразит «нах», причем сам он его не замечал. Аудиторию это веселило. Рекомендуемые вами упражнения, Владимир Владимирович, действительно просты и надежны, как всё гениальное. Многих людей интересует еще один важный вопрос: как приобрести уверенность в себе при публичных выступлениях?

- Чтобы обрести уверенность, достаточно выполнить два задания. Первое – идти по улицам и каждого третьего человека спрашивать: «Скажите, пожалуйста, где можно купить крокодила?». Три часа потратить на выполнение этого упражнения – и вы станете человеком, который не боится публики.

А ещё можно посоветовать сделать следующее. Встать у ближайшей станции метро и каждого проходящего спрашивать, как пройти в метро…

Важно убрать стеснительность. И ещё запомнить, что вы не должны переживать, как воспримет вас публика, в случае плохого восприятия. Вы сделали всё от себя зависящее, а дальше дело публики – аплодировать или свистеть. Но тренироваться лучше на тех, кого вы не знаете: они услышат вас, увидят – и тут же забудут.

Понимаете, Феликс, боюсь, что я сейчас разойдусь и буду говорить вам часа три, как преодолеть стеснительность. На эту тему есть книга Зимбардо «Застенчивость» (книга есть на нашем сайте www.1001.ru), работы других психологов, и в небольшом интервью невозможно подробно ответить на ваш вопрос.

- Понимаю, Владимир Владимирович, тема уверенности в себе весьма обширна. Рекомендуемый вами метод «приставания к прохожим» действительно хорош. На наших курсах ораторского искусства мы его называем методом японских менеджеров и, как выяснилось, теперь его также можно именовать методом Владимира Шахиджаняна. Какие качества, на ваш взгляд, важны для оратора?

- Качеств много. Образованность – ненужных знаний не бывает. Артистизм. Уверенность в том, что говоришь. Честность. Искренность. Любовь к другому человеку: говорить надо так, чтобы тебе хотелось потом подойти и познакомиться со слушателями. Тогда и им захочется с тобой познакомиться поближе. А также - знание психологии восприятия речи. Не перегружать своё выступление данными, терминами, советами, рекомендациями, переходящими в нотацию. Стараться избегать банальностей.

- Согласен с вами и еще раз подчеркну: для оратора ненужных знаний не бывает, ибо знания – материал для речи; интересный оратор – много знающий оратор. Какие еще правила актуальны для оратора?

- Пожалуй, самое главное – не забывать о юморе.
Хочешь, чтобы твои слова слышали, — говори громко.
Хочешь, чтобы твои слова слушали, — говори по делу.
Хочешь, чтобы твои слова понимали, — говори просто.
Хочешь, чтобы твои слова уважали, — говори честно.
Хочешь, чтобы твои слова не забывали, — говори умно.
А хочешь всего этого сразу — говори с юмором, не забывая о самоиронии.

- Подбросите анекдот?

- Легко. Реальный анекдотичный случай. Когда в газете «Московский комсомолец» я вел рубрику «Про ЭТО», то со мной случались любопытные истории. Одна из них:

Я работал на факультете журналистики в МГУ. День зарплаты. Очередь в кассу. Подхожу и занимаю очередь. Тут меня замечает заместитель декана по хозяйственной части, назовем ее Вера Николаевна. Она делает несколько шагов в сторону и громким голосом обращается ко всем:
— Пропустите Шахиджаняна вне очереди. Онанист несчастный.
(В тот день в «Московском комсомольце» была опубликована моя статья об онанизме).
Я спокойно прохожу к кассе и получаю деньги.
Ровно через месяц история повторяется. Вера Николаевна видит меня и орет на весь факультет:
— Пропустите Шахиджаняна. Гомосексуалист проклятый.
(Так совпало — в тот день вышел «Московский комсомолец» с моим материалом о голубых).
А через месяц, опять же в день зарплаты, Вера Николаева не кричала, а прошипела:
— Не давать ему денег! Он ничего не понимает в женском оргазме.
(Как вы уже догадались — очередная статья была на эту тему).
— Нет, ну вы посмотрите на него, — продолжала шипеть Вера Николаевна, — стоит, как ни в чем не бывало! Я поверила ему, и ничего не получилось. Нет оргазма, нет! Ни у меня, ни у моих подруг!

Когда я где-нибудь выступаю с рассказом о том, как важно научиться набирать слепым десятипальцевым методом, и не нужно жалеть времени на обучение, ибо оно потом окупится сторицей, - своё выступление я обычно заканчиваю притчей. Вот этой.

Идёт человек по лесу и видит дровосека. Тот с большим трудом долго пилит дерево. Потный, грязный, усталый… Человек спрашивает дровосека:
— Что так долго пилишь?
— Пила тупая, — угрюмо пробормотал дровосек.
— Так наточи!
Дровосек со злобой ответил:
— Времени нет!

- Актуальная притча. Есть ли у вас индивидуальные речевые приёмы или секреты, которыми вы пользуетесь и которыми могли бы поделиться с нашими читателями?

- Конечно, есть. Обычно я начинаю всегда с какого-либо забавного случая, чтобы расшевелить аудиторию. Например, с такого.

Выхожу на сцену, внимательно смотрю на слушателей, иронично улыбаюсь и, как бы рассуждая сам с собой, будто вспоминая, начинаю говорить:

- Весной и осенью у меня нередко болят ноги. Наверное, это позднее проявление обморожения ног в годы ленинградской блокады, остатки ревматизма. Тогда хожу, опираясь на палку. Когда еду в метро, то обычно кто-то из сидящих женщин среднего возраста приподнимается и уступает мне место. Я не могу сидеть в метро, если женщины стоят. Благодарю добрую душу и нарочито громко, так, что чуть ли не весь вагон вздрагивает (голос у меня сильный), ору:
- Не беспокойтесь, мне нетрудно постоять! Для своих 95 лет я ещё достаточно крепок! Несколько человек пристально меня разглядывают, и кто-нибудь обязательно изрекает:
- Девяносто пять! Не может быть! Больше 85 ни за что вам не дать…

Конечно, все смеются.

Естественно, это реприза – отработанная, отрепетированная.

- В организмах ваших слушателей наверняка протекают такие же бурные химические реакции, как у театральных зрителей. Как человек артистичный, что вы думаете о роли артистизма в публичных выступлениях?

- Артистизм необходим. Не зря же я сказал, что нужно читать пьесы - как можно чаще и вслух. Но ни в коем случае не нужно играть в оратора – нельзя становиться на котурны, нельзя «вещать», нужно просто говорить. Другое дело – использование жеста, умение держать паузу… Это всё артистизм. Кстати говоря, многое я взял у Юрия Владимировича Никулина, с которым дружил более тридцати лет и которому помог написать книгу «Почти серьёзно…».

- Расскажите, пожалуйста, о вашей дружбе с Юрием Никулиным. Как он повлиял на вас, что дали ему вы? Почему и как вы вместе писали книгу?

- Об этом можно написать отдельную книгу. Сначала я подготовил о нём очерк в журнале «Искусство кино». Он стал как бы конспектом книжки. После этого я настойчиво предлагал Юрию Владимировичу написать книгу. Работа шла семь лет. Я подготовил более тысячи вопросов, на которые он отвечал три года подряд, а затем – расшифровка, редактура, перевод устной речи в письменную, правка… Мы встречались каждый день – и он меня слушался. Юрий Владимирович Никулин мне дал очень многое. Он был человеком добрым, честным, благородным, искренним, интеллигентным, образованным – хотя и закончил только десятилетку. На моём сайте www.1001.ru большая фотогалерея.

Книга «Почти серьёзно…», которую мы подготовили, была выпущена 16 изданиями. Это его книга. Но я с полным правом могу сказать, что это и моя книга. Я знаю, её читали и школьники, и академики, и многим она нравится. Такой мы её и делали.

- Как-то в одной передаче вы сказали, что вам комфортней находиться в среде молодых людей и что вы стремитесь сохранять молодость духа (не уверен, что дословно, но, думаю, суть передал). Вполне естественно, что люди, молодые душой, в отличие от душевных старичков, независимо от их реального возраста, как правило, успешны, оптимистичны и интересны другим людям. Как вы считаете, Владимир Владимирович, что нужно делать для того, чтобы на протяжении жизни сохранять молодость духа?

- Действительно, мне помогают поддержать тонус жизни молодые люди. На фирме, которой я руковожу, работает только молодёжь. Студенты – а я преподаю более тридцати лет – опять же молодёжь. Да и в Интернете на мои сайты ходит в основном молодёжь.

Как сохранить молодость духа? Надо любить себя – это прежде всего. Заниматься интересным делом. Помнить, что человек – это возможность, а жизнь – это творчество. Знать, что если ты не сделал за день ни одного доброго дела, день прожит напрасно.

- Вы многого достигли, Владимир Владимирович. Как человек с неутомимым творческим духом, вы, конечно, имеете еще более грандиозные планы и мечты. Какие, если не секрет?

- Я мечтал бы, например, вести ночную передачу по телевидению, но пока не могу найти желающих сделать такую передачу ни на одном канале.

Я бы хотел в очередной раз влюбиться в какую-нибудь юную особу – вот представляете, в юную хочу влюбиться, в юную!..

- Как говорится, было бы желание. Юные леди, не упустите свой шанс!

- Мечтаю написать цикл сказок – и никак не могу за них взяться.

Так и не выпустил книги о своей собаке…

Уже двадцать пять лет занимаюсь гомосексуализмом – пишу книгу на эту тему. Но так и не закончил работу.

Мне нужно найти деньги – много денег! – для того, чтобы сделать программы по развитию памяти, скорочтению, русскому языку – и отдельную программу, которая помогла бы каждому человеку определить своё призвание.

Никак не могу познакомиться и договориться о личной встрече с Вагитом Юсуповичем Алекперовым, президентом ЛУКОЙЛа.

- Вполне вероятно, что кто-нибудь из наших читателей поспособствует встрече Владимира Шахиджаняна с Вагитом Алекперовым.

- От такой встречи выиграли бы и её участники, и многие другие люди.

Наконец, хочу свой сайт www.nabiraem.ru действительно превратить в международный проект, объединяющий людей всего мира.

Вот как я высоко замахнулся! Но ведь планку всегда надо ставить высоко. А там уж, сколько сделаешь, столько сделаешь. А вы говорите, что многого я достиг. Нет!

- Ваш энтузиазм вдохновляет. И напоследок, Владимир Владимирович, один из важнейших вопросов жизни: вы счастливы?

- Быть счастливым в наше время непросто: когда так много несчастий, не рискну сказать, что я счастливый человек. А живу интересно – и всем желаю этого.

Ещё я очень хочу, чтобы как можно больше людей посмотрело моё обращение к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. Вот даю даже ссылку. Посмотрите, буду признателен: http://1001.ru/video/special/issue32/

- Благодарю вас, Владимир Владимирович. Уверен, что наши читатели нашли для себя много полезного в ваших интересных ответах.

Уважаемые друзья! Вы можете задать любые интересующие вас вопросы и выдвинуть предложения (в том числе руки и сердца) Владимиру Шахиджаняну лично, написав ему сюда.

Сайты Владимира Владимировича Шахиджаняна:
www.nabiraem.ru
www.ergosolo.ru
www.1001.ru

Интрервью проводил Феликс Кирсанов, написать автору
 
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора
 

 

В избранное