Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Orator.Ru - Уверенность в себе и мастерство общения. Выпуск 61.




Orator.ru  УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 61 Архив рассылки

Дни открытых дверей (бесплатные занятия)
на Курсах ораторского искусства и мастерства общения состоятся:
в пятницу 4 сентября в 19:00
в субботу 5 сентября в 15:00


ГИПНОЗ, ГИПНОЗ… ХВАТЬ ТЕБЯ ЗА НОС!

(существует ли гипноз?)


"Никто не сможет уговорить человека,
если он сам не поддастся уговорам"
Скилеф


Сеанс гипноза

     Помню, еще в школьные годы мне довелось участвовать в сеансе гипноза, который проводил один гастролирующий гипнотизер. Таких гипнотизирующих гастролеров по стране колесит немало, и их сеансы напоминают цирковые представления. На одно из таких зрелищ попали мы с одноклассниками и другими учениками нашей школы.

     Для исполнения одного из номеров своей программы гипнотизер вызвал меня (т.к. я сидел в первом ряду). Когда я вышел на сцену, он объявил, что сейчас введет меня в гипнотический транс, и я стану таким твердым и несгибаемым, как бревно, что смогу удержаться в горизонтальном положении на двух стульях. И стал твердить: "ты стал сильным, ты окостенел", - и всё такое. Тут же стояли два стула, на которые он меня и положил - пятками на один, а головой на другой. Я напрягся и лежал, как оловянный солдатик, вытянув руки по швам. Наверно, со стороны это выглядело эффектно, потому что раздались удивленные возгласы зрителей. Должно быть, они думали: "это же надо так одеревенеть в гипнотическом сне!". А я лежал и думал: "как бы мне не свалиться со стульев!".

     По окончании представления, мои одноклассники и другие школьники окружили меня и говорили, что было очень круто. А также живо интересовались: "ты на самом деле был в трансе?". "Ты помнишь, как лежал на стульях или ты спал?". "Тебе было легко на них лежать?" - и так далее. Я же отговаривался, дескать, не помню. Им казалось, что лежать меж двух стульев возможно только под гипнозом. Но я-то знал, что это несложно. Короче говоря, гипнотизер преподнес данный номер, как выдающееся достижение, хотя фактически это был простой трюк, в котором я ему подыграл - просто выполнил его просьбу. Заметьте - выполнил по своей воле. А зрители решили, что я был в гипнотическом трансе (потому что так им сказал гипнотизер).

     Были в том сеансе и другие номера, разные с виду, но одинаковые по сути - либо это были фокусы, либо все участники добровольно подыграли гипнотизеру. Со стороны же казалось, что они были загипнотизированы. И зрители были в восторге.

Виды гипноза

     То был эстрадный гипноз. Обычно в нем присутствуют номера, в которых участники подыгрывают гипнотизеру. Как в том пошловатом анекдоте про сексуальный гипноз:

     Мужчина гулял по скверу и заметил сидящую на скамейке красивую женщину. Он решил соблазнить ее при помощи гипноза. Подошел к ней, уставился ей в глаза гипнотизирующим взглядом, и, совершая руками ритуальные гипнотические пассы, стал говорить монотонным внушающим голосом:
     - Ты пойдешь со мной, и ты этого не знаешь.
     Женщина встала и пошла с ним. Когда мужчина привел ее к своему дому, то, глядя ей в глаза и, совершая руками пассы, повторил установку:
     - Ты пойдешь со мной, и ты этого не знаешь.
     После того, как они переспали, мужчина спросил:
     - Ты на самом деле была загипнотизирована или пошла со мной, потому что я тебе понравился?
     На что женщина посмотрела ему в глаза гипнотическим взглядом и, совершая руками гипнотические пассы, говорит внушающим тоном:
     - Теперь у тебя триппер, и ты этого не знаешь.


     Помимо эстрадного и сексуального гипноза, еще бывают: медицинский, эриксонианский (или эриксоновский), уличный (он же цыганский или вокзальный), харизматический, авторитетный, массовый (стадный), телевизионный (кашпировский), соседский, рязанский, шведский… и далее по всем направлениям. Видов гипноза много, но суть у них одна.

Традиционное мнение: гипноз - это измененное состояние сознания
(hipnos - сон (греч.))

     Гипноз обычно считают могущественным процессом контролирования человеческого сознания. Люди склонны мистифицировать гипноз и наделять магической таинственностью. Расхожие фразы и слова о гипнозе, такие как отключение (go under) и гипнотический транс, показывают, что он считается отдельным уникальным состоянием сознания, отличным от сна и бодрствования.

     Принято считать, что гипноз может сопровождаться непреднамеренным подчинением гипнотизируемого субъекта воле гипнотизера ("и рад бы воспротивиться, да не могу!"). Считается, что под гипнозом у человека может появиться невероятная сила, выносливость и другие сверхчеловеческие качества.

     Кстати, о силе. Как-то проходил сеанс гипноза, в котором тоже было много всяких трюков: под руководством гипнотизера участники лежали на стульях, на разбитых стеклах, делали вид, что спали, представляли себя водителями автомобиля и при этом крутили воображаемый руль, давили на воображаемые педали и т.д. - в общем, всё выглядело эффектно, и зал аплодировал. Был лишь один прокол. Гипнотизер так разошелся (видать, малоопытный), что вывел на сцену одного щуплого парнишку и заявил, что сейчас под гипнозом он отожмется от пола сто раз. Парнишка не оправдал надежд гипнотизера: сил у него хватило на тридцать отжиманий. Как говорится, гипноз гипнозом, а знание - сила.

     Также считается, что человек под гипнозом может вспомнить всякие мелочи жизни многолетней давности (хоть даже в момент рождения). Некоторые идут еще дальше и уверяют, что в состоянии гипноза можно вспомнить эпизоды своих предыдущих существований (до рождения). В общем, считается, что гипноз способен вызывать мысли и действия, которые в другом случае были бы невозможны (что и принято считать измененным состоянием сознания).

     Со времен графа Калиостро и до недавнего времени это традиционное мнение о гипнозе было неоспоримым. Причем, не только среди обывателей, но и в научных кругах.

Новое мнение: гипноз - это обычное коммуникативное влияние

     Но наука не стоит на месте. Известный канадский психолог-экспериментатор Николас Спанос (Nicholas Spanos), (Карлтонский университет, Оттава) первым опроверг традиционное мнение о гипнозе. В своих экспериментах он показал, что гипноз, на самом деле - это не более чем состояние повышенной мотивации к определенным действиям (наподобие энтузиазма) и его легко можно объяснить, не обращаясь к гипнотическому трансу и измененным состояниям. Все действия, обычно приписываемые состоянию гипнотического транса, находятся в рамках нормальных человеческих возможностей произвольного характера.

     Гипнотизеру позвонил приятель и говорит:
     - Я очень озабочен состоянием своего отца. Вот уже несколько недель он страдает бессонницей и слабеет день ото дня. Мы перепробовали всё: и снотворное, и алкоголь, и валерьянку, и т.д. - ничего не помогает. Можешь его загипнотизировать?
     - Окей, - ответил гипнотизер и выехал.
Приехав к пациенту, он достал свой маятник, предложил старику смотреть на него и говорит:
     - Ваши глаза становятся усталыми и тяжелыми. Всё более усталыми и более тяжелыми. И глаза закрываются. Вот так, хорошо. Вы всё глубже и глубже погружаетесь в приятную усталость.
     Голос гипнотизера становился всё более монотонным, а дыхание пациента всё более спокойным. Через час гипнотизер заканчивает сеанс и продолжает говорить:
     - Вы будете всё глубже и глубже погружаться в глубокий сон и будете спать много часов.
     Гипнотизер бесшумно встал и тихо пошел к выходу. У двери он кивнул сыну пациента, сидящему по другую сторону кровати, дескать, дело сделано, и пора уходить. И как только сын собрался встать, отец открыл один глаз и шепотом спрашивает:
     - Этот ненормальный уже ушел?


Транс
(transir - оцепенеть (фр.))

     Понятие "транс" имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, под ним понимают направление внимания внутрь себя. Если учесть, что тумблер нашего внимания может переключаться только в две позиции - наружу (в окружающую реальность) или внутрь (в свои размышления), то в этом смысле транс - вполне естественное состояние, в котором каждый человек пребывает большую часть жизни, не осознавая этого (закройте глаза - и вы в трансе). Ведь невозможно концентрироваться только на внешних объектах, иногда мы уходим в себя, т.е., задумываемся - анализируем, планируем, мечтаем или просто расслабляем мозги. Тумблер нашего внимания постоянно переключается: воспринимая реальность, мы ее тут же анализируем, потом опять воспринимаем и снова анализируем - и так далее всю нашу сознательную жизнь. В этом смысле в трансе нет ничего удивительного, и транс может быть поверхностным или глубоким.

     С другой стороны, бытует такое понятие, как "гипнотический транс", которое толкуют, как погружение в измененное состояние, сопровождаемое потерей воли (так называемое состояние зомби). В этом смысле транс утрируют, делают о нем неверные выводы (в т.ч. из фокусов на эстрадных гипно-шоу), путают с другими понятиями и, похоже, что в таком виде транс существует не в природе, а в некоторых воспаленных умах. Именно такой надуманный "гипнотический транс" опровергал Спанос. Его работы наглядно продемонстрировали, что много эффектов, приписываемых состоянию гипнотического транса, могут быть объяснены проще и не столь мистически.

Почему люди считают гипноз исключительным явлением?

     Есть на то причины. Одна из них в том, что люди наслышаны о понятии "гипноз". Причем, с самого детства: "гипноз, гипноз… Хвать тебя за нос!", - помнится мне детская прибаутка. Поэтому гипноз довлеет над людьми. (Вообще-то много разных информационных мифов давят на наши мозги, и мы с ними свыклись лишь потому, что о них много говорят). Много чего говорят и пишут о гипнозе, в том числе ходят о нем легенды. Например, о том, как известный советский гипнотизер Вольф Мессинг предъявил кассирше обыкновенные бумажки, а она приняла их за банкноты. Точно так же, как мистификатор Ури Геллер заявил: "когда я услышал, что Шотландия получила право на пенальти, я сказал: "раз, два три!", - и мяч отодвинулся от ноги футболиста, который бил пенальти. Он промазал, и Англия выиграла". Существует много других историй. И баек. Поэтому следует помнить, что частые повторения одних и тех же лозунгов и однотипных историй вызывают у людей предубеждения. Спроси у любого: "вы верите в уникальную силу гипноза?", - и на тебя посмотрят, как на дурака: "конечно, верю, иначе, откуда столько разговоров о нем?".

     Также под видом гипноза людей дурачат фокусами. Амаяк Акопян рассказал, как его отец, выдающийся иллюзионист Арутюн Акопян обесценивал гипнотические фокусы Вольфа Мессинга: "На выступления отца приходил даже Вольф Мессинг. Ему не нравилось, что папа без всякого гипнотического флера делал по сути то же самое. Папа по пульсу искал предметы в зале, читал мысли на расстоянии и мог по памяти назвать любой день недели в любом году. Мессинг ревниво считал, что Акопяну не следует работать в этом жанре, он-то себя выдавал за гипнотизера и сверхчеловека с уникальными способностями, а тут какой-то фокусник дорогу перебегает!".

     Другой причиной убежденности в исключительности гипноза является ритуал введения в гипноз. Он создает определенные ожидания, мотивирующие человека к поведению в соответствии с данными ожиданиями. Людям изначально объясняют (или намекают), как они должны себя вести во время сеанса. Поэтому они изначально верят в силу гипноза и ждут, что потеряют контроль над своим телом (как несчастный на эшафоте ждет, что сейчас потеряет голову).

Создание ожиданий у гипнотизируемых

     Спанос полагал, что убеждения в феноменальности гипноза, которые присущи большинству людей, усиливаются методами создания у них ожиданий.

     Так, двум группам студентов читалась лекция о гипнозе. Лекции были идентичны, за исключением того, что одной группе сказали, будто в состоянии гипноза спонтанно возникает "окостенение" руки. Затем обе группы вводили в состояние гипноза. Некоторые участники группы, в которой говорили об "окостенении" руки, и вели себя соответствующим образом - спонтанно, без каких-либо инструкций. Однако среди участников другой группы ни одна рука не "окостенела". (С таким же успехом участников группы можно было настроить на то, что в состоянии гипноза люди спонтанно квакают - и некоторые из них бы квакали. А если людей настроить на то, что во время гипноза ничего особенного не происходит, то гипноз на них влиять не будет). Это демонстрирует, что люди склонны переживать гипноз в соответствии со своими ожиданиями и убеждениями о должном поведении при нахождении в таком состоянии.

     Милтон Эриксон (основатель эриксоновского гипноза), прежде, чем начинать внушение, предварительно проводил с клиентами подготовительную работу (формировал ожидания), чтобы семена внушения упали на удобренную почву. Такая техника именуется посевом (seeding). Ее можно использовать так (от меньшего к большему):

     Один человек играл в гольф. Вдруг ему стало плохо, и он скончался прямо на поле. Никто из присутствующих не решался сообщить о случившемся его жене. Наконец, один из его друзей согласился. Позвонил ей и говорит:
     - Матильда, твой муж проиграл в покер миллион.
     - Да ты что? Чтоб он сдох!
     Друг отвечает:
     - Ты не поверишь, но именно это он и сделал
.

     Или так (от большего к меньшему):

     Муж повредил руку и попал в больницу. Зная свою впечатлительную жену, он попросил своего приятеля-психолога сообщить ей об этом так, чтобы она не упала в обморок. Приятель звонит жене и говорит:
     - Привет, как дела? Не волнуйся, твой муж жив.
     - Что? Что ты говоришь? Что с ним случилось? - Забеспокоилась жена.
     - Ничего страшного. Он просто вывихнул руку, - спокойно ответил приятель.
     Жена, немного успокоившись, говорит:
     - Слава Богу! А то я невесть, что подумала
.

     Раз уж пошла такая пьянка, вот вам еще один анекдот в тему:

     Муж задерживается с работы. Жена вся извелась, звонит подруге и говорит тревожным голосом:
     - Представляешь, уже целых три часа назад муж должен был вернуться домой, а его всё нет! Наверно он с другой женщиной!
     Подруга ее успокаивает:
     - Да не переживай ты так сильно, может он просто попал под трамвай
.

Сначала идут указания, а затем следуют внушения

     После начала гипноза людей обычно просят пройти несколько испытаний для того, чтобы внушить, что они находятся под гипнозом. В данных испытаниях людей просто хотят убедить в том, что с ними происходит нечто неординарное. Сначала человека просят сделать что-либо, а затем проинтерпретировать действие, как непроизвольно совершенное. Т.е. сначала идет указание, а затем следует внушение (эта техника описана также в нейролингвистическом программировании (НЛП)).

     Например, вам дают указание: "расслабьте ноги". А затем внушают: "ваши ноги становятся мягкими". Ясное дело, что расслабленные ноги покажутся вам скорее мягкими, нежели твердыми. Или вам предлагают вытянуть свою левую руку и подержать ее в таком положении. Конечно, с течением времени по ощущениям она станет тяжелее. Причиной тяжести в руке будет не гипноз, а действие силы тяжести. И если вам потом внушают, что вытянутая рука тяжелеет и вам хочется опустить руку, то вам будет легко приписать такое внушение силе принуждения, т.к. оно совпадает с вашим желанием, ибо вы в любом случае хотите опустить руку.

     А если вам скажут, что ваша рука легка и поднимается? Тогда вам будет гораздо труднее проинтерпретировать свою попытку поднять руку, как непроизвольную, т.к. игнорировать силу тяжести вы не сможете. Спанос проверил эту мысль и пришел к выводу, что люди, которые верили, что они загипнотизированы, были более склонны считать непреднамеренным действием именно опускание руки, а не ее поднятие. С традиционной же точки зрения направление движения руки не должно иметь значения, а в любом случае должно расцениваться, как принудительное извне.

Степень внушаемости

     Спанос также заметил (и это не открытие), что некоторые люди - более эмоциональные, мечтательные и впечатлительные - могут погружаться в свои воображения глубже других. Это приводит их к уверенности, что их реакция на слова гипнотизера непреднамеренна.

     Чем глубже человек вовлечен в воображаемое, тем ему трудней отличить свои фантазии от реальности.

     Допустим, во время гипноза вам говорят, что ваша рука окостенела, и вы не можете ее согнуть. А для подкрепления данного внушения вам говорят, что ваша рука в гипсе и описывают разные подробности. Чем более живо вы представите себе гипс, его текстуру, цвет, крепость, рельеф поверхности, как он туда попал и т.д., тем меньше вероятность вспомнить, что это всего лишь плод вашей фантазии. Бурные фантазии могут легко переплетаться с реальностью, ведь и то, и другое - представления в голове. Так возникают иллюзии. (Иллюзионисты прекрасно знают об этом).

     Поэтому, если глубокое погружение в свои вымышленные представления произошло, то, выполняя команды, вы будете склонны поверить, что ваше действие "окостеневшей" рукой было совершено не по вашей воле, хотя это совсем не так. В подтверждение этого Спанос выяснил, что чем выше испытуемые погружались во внутренний сценарий, тем они в большей степени интерпретировали свое поведение как совершаемое не по собственной воле. Следовательно, такие люди более склонны к внушению в процессе гипнотизирования.

Выводы из экспериментов Спаноса

     Традиционно считается, что гипноз может сделать человека нечувствительным к боли (эффект анальгезии). Спанос же экспериментально показал, что чувствительность людей к боли не зависит от того, находятся ли они под гипнозом или нет. (Когда людям предлагали самим попробовать уменьшить интенсивность боли (при погружении руки в ледяную воду) путем переключения внимания на что-то другое, то это ничем не отличалось, от того, когда их гипнотизировали).

     Спанос продемонстрировал, что то, что мы называем гипнозом, является результатом высокомотивированного сознательного поведения, а не измененным и уникальным состоянием. Людей нельзя загипнотизировать против их воли. Более того, находясь под гипнозом, люди не будут совершать аморальные и асоциальные поступки и не способны проявлять сверхсилу и сверхвыносливость. Спанос показал, что многое в гипнозе можно объяснить более непосредственно, чем при использовании понятия гипнотического транса.

     Под влиянием предубеждений и ритуальных процессов введения в гипнотическое состояние, люди начинают верить, что их добровольные действия становятся непреднамеренными. Люди интерпретируют свое поведение во время гипноза как направляемое чем-то другим, а не их волей, поэтому собственные действия им кажутся управляемыми. Управление, конечно же, налицо и оно бесспорно. Но важным является то, что при этом их волю никто не отменял. Гипнотизируемый субъект подчиняется указаниям гипнотизера добровольно и в здравом уме. Как солдат, выполняющий приказы командира, а не как безвольный пылесос, всасывающий мусор после нажатия кнопки.

     Перефразируя эпиграф, можно сказать: никто не сможет загипнотизировать человека, если он сам не поддастся гипнозу.

     Другой исследователь Линн (Lynn), опираясь на работы Спаноса, сделал выводы, что люди, легко поддающиеся гипнозу, воспринимают свое поведение под гипнозом как принудительное по нескольким причинам. Во-первых, они входят в состояние гипноза с намерением выполнить то, что скажет гипнотизер. Во-вторых, они всерьез ожидают, что гипноз способен направить их действия. И, в-третьих, "намерение помочь гипнотизеру, так же, как и ожидания от гипноза, порождают повышенную готовность действовать под принуждением" (Lynn, 1997, с. 239).

     Гипноз - это набор техник (приемов) влияния, и эти приемы замечательно работают. Точно так же, как работают методы убеждения и другие приемы ораторского искусства. Всегда можно словами и действиями внушить человеку определенную идею, привлечь или отвлечь его внимание, вывести из себя или успокоить. Внушение извне может приводить в действие механизм самовнушения. Поэтому можно сказать, что гипноз - это эффективная коммуникация.

Феликс Кирсанов, написать автору

________________

      Приглашаю Вас на Дни открытых дверей (бесплатные занятия)
на Курсах ораторского искусства и мастерства общения:

в пятницу 4 сентября в 19:00
в субботу 5 сентября в 15:00


по адресу: М. "Фрунзенская", ул. Усачева, д.6, 4-й этаж, аудитория 42. Схема проезда


 

В избранное