Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ораторское искусство и мастерство общения .ВЫПУСК 13.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ
 
Выпуск 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


      Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и видит). Это влияние и есть практическая психология общения. Если маленький ребенок произнес публично несколько слов, то и он через свою речь повлиял на слушателей, - на каждого по-своему. Его воздействие, вероятно, было бесконтрольным с его стороны и он сам не понял как, но все-таки повлиял на аудиторию.

      Практическая психология общения существует в речи объективно вне зависимости от того, осознаем ли мы этот факт или нет. Речь излучает практическую психологию общения, как Солнце излучает свет. Там, где есть хотя бы два собеседника и одно слово между ними - возникает практическая психология общения, - это закон. Мы с вами понимаем, что незнание законов природы не освобождает нас от их воздействия. Только понимая закон, мы сможем оседлать его, как океаническую волну, которая бережно вынесет нас на берег; игнорируя же закон, мы можем попасть в водоворот, который обязательно вышвырнет нас куда-нибудь, но только не туда и не так, как нам хотелось бы. Если мы осознаём и используем практическую психологию общения, то контролируем диалог, а если игнорируем ее - то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

      Практическая психология общения включает в себя правила, которых так много, что никто не может знать их числа и вряд ли когда узнает. Многие правила практической психологии общения еще предстоит открыть и о них напишут потом. Многими правилами мы пользуемся неосознанно. В выпусках рассылки, помеченных заголовком "Практическая психология общения", мы с вами будем рассматривать конкретные правила этой самой практической психологии общения. В этом выпуске поговорим о некоторых из них.


НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ


      Одно правило мы уже рассматривали, и я напомню его: говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателям удобно воспринимать. Если ваша речь содержательна, ясна и доходчива; если у вас поставленный голос, четкая дикция, выразительная интонация и эмоциональная окраска, органичные жесты; если вы проявляете и контролируете признаки уверенности - то это значит, что ваша публичная речь более влиятельна, чем та, в которой эти элементы хромают.

      При беседах один на один, подстройтесь под собеседника, тогда ваше влияние на него будет весомее. Имейте в виду, что если вы максимально похожи на вашего собеседника - и внешне, и помыслами, и манерой говорить, - то он склонен отождествлять вас с собой и, как говорится, начинает верить вам, как самому себе. Если же вы значительно отличаетесь от него - у вас на голове полосатый тюрбан, все зубы золотые, вы поминутно плюетесь и сморкаетесь и на каждую вторую его реплику неизменно громко восклицаете: "Маладес!", одновременно дружески хлопая его по плечу так, что у него от ваших прихлопов начинает энергично трястись голова - то он, скорее всего, увидит в вас не сторонника, а оппонента, которому обычно меньше доверяют и с которым сотрудничать не очень хочется. Поэтому, при общении, сделайте свою речь (манеру и содержание) похожей на его речь - если он говорит быстро, громко и эмоционально, то и вы постарайтесь говорить так же; он говорит спокойно - и вы говорите спокойно; он склонен к юмору - и вы пошутите; он любит пофилософствовать - и вы попробуйте. (Если не получается, - ничего страшного, тогда просто расслабьтесь и будьте естественны).

      И еще: не надо его копировать буквально, как это делают макаки.

      Слово "нет" - пощечина собеседнику - гласит еще одно правило практической психологии общения. Думаю, что когда люди придумывали поговорку о том, что слово - не воробей…, то при этом, скорее всего, имели в виду именно слово "нет" (в смысле противоречия оппоненту).

      Мы дорожим своими мыслями, особенно, когда выражаем их вслух. Мы произносим их в надежде, что их оценят по достоинству. В глубине души мы ожидаем, что наш собеседник, слушая нас, развесит уши, грохнет челюстью об стол и возопит: "Ну ты голова!". Вместо этого мы обычно слышим в ответ: "Нет, на самом деле…", то есть, вместо одобрения получаем возражение, которое вызывает нашу негативную реакцию, в результате чего наш собеседник превращается в оппонента (с которым, напомню, обычно не желают сотрудничать). Надо отдавать себе отчет, что тот, кто начинает свой ответ со слова "нет", перечеркивает жирным крестом предыдущий монолог своего собеседника, комкает его и бросает в мусорную корзину. Кому это понравится? Собеседнику уж точно нет. Поэтому, наше "нет", как и всё в этом мире, для нас может иметь две стороны: союзную и противную. С одной стороны, "нет" говорить полезно, а с другой - вредно.

      Иной раз, для того, чтобы отказать в ненужной нам просьбе или прекратить настойчивые домогательства противной стороны, от нас требуется сила характера, чтобы сказать уверенное "Нет!" и именно в этих случаях "нет" наш союзник (некоторые девушки, думаю, могли убедиться на практике, что "слово "нет" по прежнему остается самым надежным противозачаточным средством"). В некоторых книжках целые разделы посвящены тому, как уметь говорить "нет". Харви Маккей, повествуя о том, "Как уцелеть среди акул" (бизнеса), предложил читателям ответить примерно на такой вопрос: Как вы думаете, насколько часто руководители обанкротившихся банков говорили "нет" своим настойчивым клиентам, которые выпрашивали у них очередной крупный кредит? Ясно, что не очень часто. И если бы они сумели отказать вовремя, то их банки не скончались бы так бездарно. Как видим, слово "нет" полезно говорить в тех случаях, когда мы хотим решительно пресечь ненужные нам приставания навязчивых людей.

      Но у медали есть и другая сторона: в тех случаях, когда мы сами хотим чего-то добиться от собеседника и не хотим вызвать антипатичных проявлений с его стороны, про "нет" стоит забыть. В данном случае, начать свой ответ со слова "нет" - все равно, что сказать: "ты что, с дуба рухнул?". Здесь слово "нет" - это приглашение к спору, а вы понимаете, что чаще всего спор - не научная дискуссия, а грубая полемика, поэтому, тот, кто спорит, поступает не умно.

      Прислушайтесь к разговорам других людей и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения. Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова "нет":
      "нет, это понятно…",
      "нет, я просто хочу сказать…",
      "нет, посмотрите…".

      Дух противоречия крепко сидит в человеке. Так крепко, что даже когда человек выражает согласие ("да"), он все-таки умудряется пропихнуть свое любимое отрицание на первое место:
      "нет, так и должно быть…",
      "нет, абсолютно верно…",
      "нет, я с вами согласна…" (у меня есть огромная коллекция подобных фраз, которые я насобирал из диалогов и дискуссий, проходивших на курсах ораторского искусства и мастерства общения. Один слушатель умудрился согласиться так: "Нет, да!").

      Нет, правда, попробуйте обратить внимание на повседневные разговоры и вы убедитесь, что для некоторых это вездесущее слово из трех букв - одно из самых любимых.
      Нет, это действительно очень удивительно, насколько одни люди, пытаясь убедить других людей, начинают с нанесения им пощечины (наиболее подходящее сравнение со словом "нет")!

      А теперь почувствуйте разницу между двумя примерами.

      Пример 1. Происходит такой диалог:

- Покупайте отечественные автомобили и так далее.
- А подержанный "Мерин" или "Бимер" гораздо лучше.
- Нет, наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
      Комментарий к примеру 1. Второй собеседник, услышавший "нет", то есть, увидевший жирный крест, перечеркивающий его предыдущие слова, ощутивший пощечину, вряд ли будет непредвзято воспринимать дальнейшие аргументы первого собеседника. Стоит человека задеть и он нас не слушает.

      Пример 2. Происходит почти такой, но принципиально другой диалог:

- Покупайте отечественные автомобили и так далее.
- А подержанный "Мерин" или "Бимер" гораздо лучше.
- Конечно, "Мерин" и "Бимер" - отменные автомобили. И наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
      Комментарий к примеру 2. Второй собеседник вместо противоречия услышал согласие, а это значит, что его предыдущие слова не были перечеркнуты жирным крестом, он не получил пощечины. Поэтому, он не взвинчен и, следовательно, услышит дальнейшие слова первого собеседника и они повлияют на него иначе, чем в примере 1.

      Обращение со словом "нет" в переговорах можно свести к такому известному афоризму:
      "Если дипломат говорит "да", то это значит "может быть"; если он говорит "может быть" - это значит "нет"; если он говорит "нет", значит это не дипломат".
      (Есть другой похожий афоризм, в котором вместо слова "дипломат" фигурирует "женщина", вместо "да" - "нет" и наоборот, вместо "он" - "она").

      Это были некоторые правила практической психологии общения. Именно практической, поэтому, если вы не обращали на них внимания до сих пор, берите их на вооружение и используйте прямо сегодня.

Продолжение следует
в дальнейших выпусках "Практической психологии общения".



Периодически заходите в архив нашей рассылки.
Выпуски, которые вы получали раньше, постоянно изменяются и дополняются. В частности, еще раз прочитайте выпуск "Как придумывать и произносить тосты" и вы обнаружите там кое-что новое.



      На курсах ораторского искусства и мастерства общения Дни открытых дверей (бесплатные занятия) состоятся:
в среду      2 апреля в 18-30
в субботу 12 апреля в 15-00

По адресу: Москва, ул. Усачева, д.6 (4-этажное здание Педагогического университета), 4-й этаж, аудитория 42 (5 минут ходьбы от ст. метро "Фрунзенская"). Схема проезда

Дополнительная информация: по телефону (095) 203-24-80 или на сайте WWW.ORATOR.RU

Феликс
felix@orator.ru
АРХИВ НАШЕЙ РАССЫЛКИ
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное