Психотерапия – научный метод или духовная практика?
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Врачевание через слово известно с давних времен. Новые открытияв медицине
склоняют к тому,
что психотерапия становится популярной среди тех, кто
заботится о своем здоровье и благополучии. Взаимосвязь тела, души и духа
сегодня обсуждается не только в религионых кругах. Известный австрийский
психиатр, психотерапевт, последователь идей Виктора Франкла - Альфрид
Лэнгле - разработал концепцию экзистенциального анализа, в который включил
триаду - дух, душа, тело. Сегодня предлагаю ознакомиться с его статьей -
"Психотерапия - научный метод или духовная практика".
Кому интересна психотерапия! Приглашаю вас принять участие в
цикле вебинаров (8 встреч) - "Позитивная экзистенциальная
психотерапия на каждый день". Подробности здесь или же пишите на
почту snezhana_f@yahoo.com и
я вам вышлю слайдовую презентацию вебинара.
Начинаем 4 марта.
"Психотерапия - научный метод или духовная
практика".
Поводом для написания статьи послужило то, что вопрос
о соотношении психотерапии, религии и духовных факторов стал вызывать интерес в
среде психотерапевтов. Психотерапия, скорее, старается держаться на расстоянии
от своей "предшественницы" и "конкурентки" – религиозной
заботы о душе и поэтому она не столь охотно озадачивается проблемой
собственного отношения к трансцендентному и собственными духовными основами.
Между тем, можно думать, что обращение к этой теме является едва ли не
"основным вопросом" психотерапии, поскольку в значительной степени
выступает обоснованием различий между ее отдельными направлениями.
Тот, кто обращается к психотерапевту, ищет специфическое
предложение:
решение психологической проблемы
помощь в разрешении конфликтной ситуации
избавление от душевных или психосоматических страданий.
Человек, находящийся в состоянии душевной беды и, тем более,
духовного отчаяния, так переполнен болью, что его более ничто не занимает,
кроме проникнутого страданием общения с основами своего существования. Он ищет
средства, которые помогли бы ему справиться со своим бытием, чтобы оно, по
крайней мере, было выносимо и имело бы еще некоторый смысл. Душевное и духовное
страдание переживается как непереносимое и полностью поглощает человека.
Поэтому оно носит в высшей степени императивный характер: надо скорее что-то
изменить, чтобы от этого "избавиться".
Но, страдая, человек сталкивается с чем-то для себя новым и
на некоторое время открывается навстречу тому, что ему могло бы помочь. И
только если помощь не приходит и человек делает вывод, что ничего нельзя изменить,
он в большей степени склоняется к тому, чтобы понять причину своего страдания и
пересмотреть свое отношение к жизни. Он либо сводит счеты с жизнью, либо
покоряется, либо, при благоприятном исходе, обретает новое, углубленное
отношение к экзистенции. Поэтому душевно-духовное страдание в особой степени
способно или сломить человека или же сделать его более глубоким. И в этом
смысле оно экзистенциально.
Ну а если пациент, придя к психотерапевту, ищет точно такую
же прагматичную помощь, какую ждут от врача астматик, человек с заболеванием
сердца либо страдающий ревматизмом, то возникает вопрос: играет ли духовность и
тем более религия в этой помогающей профессии какую-либо роль рядом с таким
прагматизмом?
Остается ли вообще духовному какое-либо место в данной
профессии?
А может быть, напротив, оно еще более сильно в нее вплетено, чем мы осознаем, и
психотерапевт, воспринимающий свою работу как духовную практику, или
религиозный психотерапевт могут помочь наилучшим образом?
Можно ли отнести психотерапию, в конечном итоге, к духовной или религиозной
сфере деятельности?
Однако одновременно возникают и другие вопросы: может ли
духовное измерение вообще быть включено в рамки психотерапии? Не будет ли
подобная попытка рассматриваться как недопустимое воздействие на мировоззрение
человека или как злоупотребление его религиозными потребностями со стороны
дисциплины, которая собственными средствами не способна обеспечить обещанное
исцеление?
Но далее возникает череда новых вопросов. Не приведет ли
отказ от духовного и религиозного измерений к расщеплению и утрате человеческой
целостности? Не произойдет ли в этом случае такое обеднение экзистенции
человека, что у него в душе уже никогда не возникнет желание вырваться из плена
чисто физической обусловленности и витальной фактичности, чтобы вступить в
живой, открытый и действенный диалог с самим собой и окружающим миром? Диалог,
который лежит в основе психического здоровья и реализованной духовности.
Что такое психотерапия?
Психотерапия – это научно обоснованный и эмпирически
проверенный вид деятельности, направленный на помощь людям при психических,
психосоматических и социальных проблемах или состояниях страдания и
использующий для этих целей психологические средства. Передача духовности в
религиозном смысле этого понятия – как выражения более высокого измерения бытия
не входит в ее задачи и не является ее целью. Психотерапия четко отличается от
любой формы помощи, имеющей религиозную подоплеку.
Психотерапия ничего не предсказывает и не указывает путь к
спасению от страдания и трагедий, которыми наполнена жизнь. Она не гарантирует
благополучия, не обещает жизни после смерти. Ей, собственно говоря, известна
только статистика фактов улучшения состояния пациентов и их выздоровления.
Психотерапия связана не с трансценденцией, а с методическими
подходами к помощи и субъективными человеческими ресурсами, требуя от пациентов
работы, которая иногда может быть весьма болезненной. Таким образом, если
воспользоваться традиционной дифференциацией, психотерапия не может дать
здоровья, она может только побудить к выздоровлению .
Психотерапия не только не предназначена для того, чтобы
давать спасение, она на это и не уполномочена. Психотерапия не может заменить
религию и не должна посягать на это, ибо она не способна дойти до всей глубины
установлений, которые составляют суть религии. И главное, ни одно из
психотерапевтических направлений не имеет Божественного задания на спасение.
Психотерапия – это созданное человеком ремесло. Как таковая
она может открыть путь, но не обещать достижения цели. Опираясь на доступные
средства, она способна сопровождать человека в трудные периоды жизни, побуждать
к чему-либо, мобилизовывать его способности и силы, предоставляя в его
распоряжение свои знания и методы, техники и опыт. Психотерапия не является
магией, она не обладает сверхъестественной силой. Как ремеслу ей можно
обучиться, и она может применяться по отношению к любому пациенту, независимо
от его мировоззрения. Различия касаются лишь используемых методик, способностей
и опыта терапевта, а также способностей самого пациента.
Психотерапия может ровно столько, сколько пациент в
состоянии привнести в терапевтическую ситуацию из своих ресурсов, и ровно
настолько, насколько глубоко он может чувствовать и проживать в этих условиях
свою проблему.
Психотерапия включает в себя два фактора:
предоставление пациенту помощи в преодолении проблемы
руководство в понимании себя.
Такое представление о психотерапии не обесценивает и не
умаляетзначения всего другого, что также идет на пользу человеческой душе, – культуры,
цивилизации, религии, – однако освобождает эти сферы от характера ремесла и
работы. Ценность для души хорошей музыки, вкусной еды, интересного путешествия
или молитвы неоспорима.
Альфрид Лэнгле
П Р И Г Л А Ш Е Н И Е
Я веду индивидуальное консультирование в онлайн более 6 лет по вопросам воспитания детей, создания гармоничных отношений в паре и семье. поиск своего предназначения, поддержка в трудных жизненных ситуациях.
Если хотите сдвинуть свои отношения, любимое дело, привычки,
привычки с «мертвой точки»...
Если верите в то, что Другой (профессионал) может вам в этом
помочь...
… напишите мне и мы с вами договоримся об индивидуальной
работе.
Я предложу вам несколько способов взаимодействия в онлайн!