Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Он-лайн обучение

  Все выпуски  

Потребность знать и страх знаний (часть 2)




Он-лайн
обучение                                                     


Нищета и посрамление  отвергающему учение.
Притчи Соломона 13:1
8

 


Рассылку ведёт психолог-педагог Снежана Фурсова


Новости

Приглашаем подростков принять участие в психологической группе!
г. Москва

 Контакты и подробности

Школа Интернет-Консультантов. Он-лайн-программа для специалистов.
Новая группа


Темы форума


Я могу!
расскажите о своих подвигах!

 Терпимость к людям  

научите :)

Эмоциональные потребности детей

Притчи, сказки, истории...

по теме воспитания, отношений детей с родителями




Город Мастеров



Полезные книги на CD


великолепная коллекция



Изучение английского языка



Принцесса внутри


блог для женщин



Авторские форумы консультантов
психологического ресурса




Все программы Увлекательного Английского


Тренинги в он-лайн



Интуиция или Шестое чувство



Сайт для любящих родителей



Город Мастеров


Статьи Мастеров Городка



Полезные  рассылки




Другие мои рассылки:



Потребность знать и страх знаний
(часть 2)


Продолжение замечательной стати известного классика психологии А. Маслоу.
Не забудьте пригласить своих и знакомых подростков на интерксные психологические встречи в г. Москве
 Контакты и подробности

Потребность знать и страх знаний
Абрахам Маслоу
http://www.elitarium.ru/2004/06/03/potrebnost_znat_i_strakh_znanijj.html

Знание для снижения тревоги и для роста

Я хотел бы поговорить о потребности знать для собственной пользы, для чистого удовольствия и примитивного удовлетворения знанием и пониманием per se (как есть). Оно делает человека лучше, мудрее, богаче, сильнее, он становится более развитым и зрелым. Оно актуализирует человеческий потенциал, реализует судьбу, предвещенную человеческими возможностями. Мы можем провести параллель со свободным цветением цветов и пением птиц. Точно также яблоня дает плоды, без борьбы или усилий, просто как выражение своей внутренней природы, своей сущности.

Но мы также знаем, что любопытство и исследовательская активность — это «высшие» потребности, в отличие от потребности в безопасности, которая говорит нам, что потребность чувствовать себя защищенным, не беспокоиться и не бояться сильнее, чем любопытство. Этот феномен можно открыто наблюдать и у обезьян, и у человеческих детей. Ребенок, попадая в наш странный мир, отчаянно цепляется за мать. И только потом понемногу отходит от ее рук, чтобы исследовать окружающий мир. Если она исчезает и он пугается, любопытство полностью пропадает, пока не будет восстановлена безопасность. Он готов плыть только из безопасной гавани. То же характерно для детенышей обезьян Харлоу. Все, что вызывает испуг, заставляет их возвращаться к суррогатной матери. Прижавшись к ней, детеныш сначала оглядывается и только потом отваживается отойти. Если ее нет, он может просто сворачиваться клубочком и хныкать. Фильм, снятый Харлоу, очень ясно демонстрирует это.

Взрослый человек будет более тонко и скрыто относиться к этим страхам. Если они его не одолеют, он склонен вытеснять их, отрицать их существование даже перед самим собой. В действительности, он «не знает», что боится.

Существует множество способов приспособиться к этой тревоге, и некоторые из них носят когнитивный характер. Для некоторых людей незнакомое, смутно ощущаемое, таинственное, скрытое, неожиданное будет рассматриваться как угроза. Один из способов сделать это известным, предсказуемым, управляемым, контролируемым (то есть не таким пугающим) и безопасным — это узнать и понять. Поэтому знания могут иметь не только функцию движения, роста, но также выполнять функцию снижения тревоги, защитную функцию восстановления равновесия. Явное поведение может быть очень простым, но мотивация может быть различной. Субъективные обстоятельства также могут сильно различаться. С одной стороны, мы облегченно вздыхаем и чувствуем, что напряжение уменьшается, как обеспокоенный домовладелец, который был поднят посреди ночи непонятным и таинственным шумом снизу, отправился туда с ружьем в руках и обнаружил, что ничего страшного не случилось. Эта ситуация сильно отличается от волнения и восторга, даже экстаза, юного ученика, смотрящего в микроскоп, впервые увидевшего внутреннюю структуру почки или внезапно понявшего структуру симфонии, смысл запутанной поэмы или политической теории. Позднее он будет чувствовать себя более умным, сильным, наполненным, более способным, успешным и восприимчивым. Позволив нашим органам чувств быть более эффективными, наши глаза вдруг становятся более острыми, а уши чуткими. Это тот уровень, на котором мы можем чувствовать. Это может произойти в образовании и психотерапии и должно случаться достаточно часто.

Подобную мотивационную диалектику можно увидеть в большинстве областей человеческого знания и действия, в великих философских учениях, религиозных структурах, политических и юридических системах, разнообразных науках, даже в культуре в целом. Если рассмотреть ее в несколько упрощенном виде, то мы увидим, как одновременно действуют потребность в понимании и потребность в безопасности, которые проявляются в различных пропорциях. Иногда потребность в безопасности может практически полностью свести когнитивные потребности к личным целям снижения и смягчения тревоги. Личность, свободная от тревоги, может быть более уверенной и более развитой и может исследовать и теоретизировать ради самого знания. Резонно предположить, что последнее более соответствует правильному подходу, истинной природе вещей. Философия (наука или религия) безопасности более склонны к зашориванию, чем философия, наука или религия роста.

Избегание знания с целью избегания ответственности

Тревога и робость не только направляют любопытство, знание и понимание для достижения своих личных целей, используя их как средство для понижения уровня тревоги. Потеря любопытства, любознательности может быть активным или пассивным выражением тревоги и страха. (Это не то же самое, что и атрофия любопытства вследствие того, что его долго не применяли). Это значит, что мы можем искать знания, чтобы избежать тревоги, или избегать знания, чтобы избежать тревоги. Пользуясь языком Фрейда, можно сказать, что отсутствие любознательности, трудности в обучении и псевдоглупость могут быть защитой. Знание и действие тесно связаны друг с другом. Я иду дальше и делаю вывод о том, что знание и действие являются синонимами и даже идентичны друг другу (в сократовском смысле). Там, где наше знание полно и завершено, соответствующее действие следует автоматически и рефлекторно. В этом случае выбор осуществляется без внутреннего конфликта, абсолютно спонтанно.

Все это мы можем увидеть у высоко развитого, здорового человека, который, как нам кажется, знает, что хорошо и что плохо, правильно и неправильно, и демонстрирует это легкостью и полнотой своей жизни. Но все то же самое мы видим и на другом уровне, в маленьком ребенке (или ребенке, скрытом во взрослом), для которого мысль о действии может быть идентичной самому действию, это феномен «всемогущества мысли», как сказал бы психоаналитик. То есть, если он пожелал смерти отца, он бессознательно может реагировать так, как если бы он действительно убил его. В действительности, одной из функций психотерапии взрослых является уничтожение этой детской идентичности, чтобы человек не чувствовал вину за детские мысли, как если бы они были реальным действием.

В любом случае, близкие отношениям между знанием и «деланием» могут помочь нам проинтерпретировать одну из причин страха перед знанием как глубокий страх сделать что-то, страх тех обстоятельств, которые влечет за собой знание, страх перед ответственностью. Часто лучше ничего не знать, потому что если узнаешь, то будешь вынужден действовать соответственно и можешь поплатиться за это. Такая ситуация немного напоминает человека, который сказал: «Я так рад, что не люблю устриц. Потому что, если бы я любил устриц, мне пришлось бы их есть, а я их терпеть не могу».

Безусловно, для немцев, живущих возле Дахау, намного безопаснее было не знать, что там происходит, быть слепыми и глухими. Если бы они «знали», что там происходит, им пришлось бы предпринимать какие-то действия или испытывать вину из-за собственного пассивного соучастия.

Ребенок также может использовать этот трюк, отказываясь «видеть» то, что очевидно для всех остальных: что его отец абсолютно безвольный человек, или что мать совсем не любит его. Это знание потребовало бы действий, которые невозможны. Поэтому лучше «не знать».

В любом случае, мы знаем достаточно о тревоге и познании, чтобы отвергнуть крайнюю позицию, которой на протяжении нескольких веков придерживались философы и психологи-теоретики, гласящую, что все когнитивные потребности стимулируют, как бы подстрекают, тревожность и только пытаются снизить тревогу. Многие годы это утверждение казалось удовлетворительным, но данные современных экспериментов над детьми и животными противоречат этой теории в ее исходном смысле. Они показывают, что тревога убивает любознательность и исследовательскую активность и что они несовместимы, особенно когда тревога принимает крайние формы. Когнитивные потребности явственно проявляются в ситуациях безопасности, когда тревога отсутствует.

Недавняя книга прекрасно подведет итог этой дискуссии:

«Самой удивительной в системе убеждений является то, что она сконструирована таким образом, чтобы служить одновременно двум хозяевам: она служит пониманию мира настолько, насколько это возможно, и защищает от этого знания по мере необходимости. Мы не согласны с теми, кто придерживается мнения о том, что люди избирательно разделяют когнитивное функционирование и поэтому видят, помнят и думают только о том, о чем они хотят. Вместо этого мы утверждаем, что люди делают это только в той степени, в которой они вынуждены делать это, и не больше. Для нас все мотивировано желанием (иногда сильным, а иногда слабым) видеть реальность такой, какая она есть, даже если это больно».

Резюме

Кажется довольно очевидным, что потребность в знании (если мы понимаем ее правильно) должна быть интегрирована со страхом перед знанием, с тревогой и потребностью в безопасности и защите. Мы сталкиваемся с диалектическими взаимоотношениями между ними, которые представляют собой борьбу между страхом и ростом. Все социальные и психологические факторы, усиливающие страх, будут пресекать импульс тяготения к знанию, а все факторы, которые допускают рост, свободу и смелость, будут освобождать нашу потребность в познании.



Тренинги в декабре – январе


 

Тренинг Осознание Миссии.  Новогодние условия!
Заочный Курс Защиты и Восстановления.
Тренинг Материализации Желаемого!


Подробности


Город Мастеров Рекомендует


Приглашаем подростков принять участие в психологической группе!

Во время группы вы сможете:

- больше узнать про себя - свой характер, интересы, желания и возможности;

- научиться уважать и принимать себя;

- научиться выражать свои чувства и быть понятными для других людей

- увидеть себя глазами других и узнать больше о том, что они о вас думают

- развить свои навыки общения

- научиться договариваться с родителями, друзьями, учителями и эффективно разрешать конфликты

- задать самые важные вопросы и найти на них ответы

Ведущие:

Головатюк Андрей: детский и семейный психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, ведущий детских и
подростковых групп, участник программы 3 ступени МГИ

Егорова Полина: детский и семейный психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор МГИ (программа 3 ступени), ведущая подростковых групп

 Контакты и подробности


Copyright 2008-2010 Снежана Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник.

Написать письмо    snezhana_f@yahoo.com


В избранное