Попробуйте
объехать вокруг света, и вы увидите, как невероятно похожи между собой
люди — будь то в Индии или Америке, в Европе или Австралии. И особенно
справедливо это по отношению к колледжам и университетам. Традиционное
образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным.
Отсутствие собственной позиции — конформизм — ведет к
посредственности. Когда нам необходим успех в чем-то, то весьма нелегко, а
нередко и опасно быть непохожим на других или не поддаваться воздействию
окружения. Стремление достичь успеха, которое означает желание наград —
будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, попытки обезопасить
себя со всех сторон, жажда комфорта — все это лишь сглаживает наше недовольство,
блокирует спонтанность и порождает страх, который, в свою очередь, искажает
понимание жизни. Так с годами тупеет ум и остывает сердце.
Стремясь
к комфорту, мы в конце концов находим укромный уголок в жизни, где наименее
опасно, а затем уже боимся сделать шаг из своего укрытия. Этот страх перед
жизнью, боязнь борьбы и новых переживаний убивает в нас дух искательства. Все
наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на наших
соседей, выступать против установленных общественных норм и опасаться
противоречить авторитетам и традициям.
К
счастью, есть еще люди, готовые со всей серьезностью исследовать проблемы
человеческого существования без каких-либо предрассудков и предубеждений. Но в
большинстве своем мы лишены настоящего бунтарского духа. И когда мы, не
встретив должного понимания, поддаемся влиянию окружения, дух мятежа, который,
возможно, был в нас заложен, ослабевает, а бремя обязательств окончательно
убивает его.
Так
в чем же в конце концов заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и за что
боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из
толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими
людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую. Если мы
получаем образование лишь для того, чтобы стать учеными, чтобы стать схоластами
или специалистами, стяжающими знания, тогда своей жизнью мы будем вносить
определенный вклад в разрушение и обнищание всего сущего.
Но
если есть высший смысл жизни, то чего тогда стоит все наше образование, когда
мы не можем приблизиться к его пониманию и на шаг? Мы можем быть
высокообразованными людьми, но, если у нас нет единства мыслей и чувств, наша
жизнь будет неполноценной, истерзанной многими страхами и противоречиями. И до
тех пор, пока образование не сможет выработать у нас целостного представления о
жизни, оно будет бессмысленным.
Вместо
того чтобы пробуждать в человеке целостный ум, образование заставляет его
подстраиваться под общепринятый шаблон и этим мешает ему воспринимать себя как
целостный процесс. Образование должно обеспечить интеграцию этих разобщенных
элементов сущности, ту целостность, без которой вся наша жизнь превращается в
вереницу конфликтов и страданий.
Образование —
это не просто тренировка ума. Обучение делает нас эффективными, но это не дает
полноты восприятия. Тренированный ум, являясь всего лишь продолжением прошлого,
не способен на новые открытия. И поэтому для того, чтобы выяснить, что же такое
правильное образование, нам необходимо выяснить, в чем заключается смысл жизни.
Для
большинства из нас способность воспринимать жизнь как единое целое не является
вопросом первостепенной важности, а образование, превознося второстепенные
ценности, делает нас специалистами всего лишь в какой-то одной сфере жизни.
Необходимость знаний не вызывает сомнения, однако придавать им чрезмерную
важность означает попросту двигаться к конфликтам и дисгармонии.
Для
того чтобы реализовать идею правильного образования, нам необходимо научиться
воспринимать жизнь как единое целое, но для этого необходимо уметь мыслить не
строго логично, а непосредственно и искренне. Невозможно понять свою жизнь
абстрактно или теоретически. Познать жизнь означает познать себя самого, именно
это является альфой и омегой образования.
Образование —
это не просто стяжание разного рода знаний или сбор и систематизация фактов.
Образование — это познание жизни как целостного процесса. А целое невозможно
познать через его часть.
Главной
задачей образования является формирование целостного, а значит и разумного
человека. Можно получить ученую степень и приобрести технические навыки и
умение, но этого недостаточно для того, чтобы называться человеком разумным.
Разум не имеет ничего общего с добытой из книг информацией. Он не состоит также
в изощренной самозащите или агрессивном отстаивании своих прав. Неученый
человек может оказаться гораздо разумнее того, кто посвятил всю свою жизнь
науке.
Образование
должно помогать нам открывать вечные ценности, а не цепляться за общепринятые
догмы и постулаты. Оно должно помогать нам преодолевать национальную и
социальную вражду, а не упрочнять ее. Но, к сожалению, нынешняя система
образования делает из нас услужливых бездумных исполнителей. Развивая лишь
интеллект, она оставляет нас внутренне неполноценными, глупыми и лишенными
творческого потенциала.
Без
умения воспринимать жизнь целостно все наши личные и общественные проблемы
будут только множиться и углубляться. Главная цель образования заключается не в
подготовке ученых, специалистов и разного рода карьеристов, а в воспитании
гармоничных и свободных от страха мужчин и женщин. Ведь только между такими
человеческими существами возможен продолжительный и прочный мир.
Образование
не должно поощрять конформизм или заставлять личность противостоять обществу.
Оно должно помочь человеку обрести подлинные ценности, которые появляются
благодаря непредвзятому самоанализу и самоосознанию. Ведь самовыражение без
самосознания приводит к агрессивному и амбициозному самоутверждению. И именно
образование должно пробудить в человеке истинное самосознание, а не потакать
ему в стремлении самоутвердиться.
Любая
система, образовательная или политическая, удивительным образом способна
предохранять себя от изменений. Система изменяется лишь тогда, когда происходит
глубочайшее изменение сознания в нас самих. Ведь важен человек, а не система. И
пока человек не способен осознать себя самого как целостный процесс, ни одна
политическая система — ни левая, ни правая — не способна принести порядок
и мир человеческому обществу.
Тренинги в он-лайн
Как
перекодировать свою
финансовую программу?
У каждого из нас есть своя личная финансовая программа, заложенная
ещё в детстве, со временем видоизмененная под воздействием взрослой жизни.
Хорошо, если это успешная финансовая программа, положительная и гармоничная. А
что если она мешает действовать эффективно? Для августовской группы 2 тренинга в
подарок! Подробности
Copyright 2008-2010 Снежана
Фурсова. Все права защищены. При любом копировании
материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмо snezhana_f@yahoo.com