Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Перспективы развития современной школы - методический журнал Выбор темы диссертационного исследования


Выпуск № 7

Перспективы развития современной школы - методический журнал

20.09.2007

Посетите сайт http://www.naukapro.ru/

Открытий много, и тому причина-
Блестящий гений и пустой карман...
Дж.-Г Байрон

Прием материалов в журналы "Образовательные технологии" и "Новые технологии в образовании"
и "Перспективы развития современной школы" № 3 ведется с 1 июля по 20 октября 2007 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ:
Методические разработки по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Мониторинг качества образования. Теория, технология и конкретный инструментарий педагогических измерений. Воспитательная работа в школе. Организации внеурочной воспитательной работы. Организация учебного процесса. Дополнительное образование. Организация методической работы в школе. Организация внутришкольного контроля. Методики диагностики качества учебного процесса. Организация элективных курсов. Экологическое образование

Доброго времени суток! С вами Ваша Кравец Вера Владимировна и рассылка "Перспективы развития современной школы - методический журнал".

Сегодня в рассылке:

Выбор темы диссертационного исследования

От правильного выбора темы диссертации зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться Вашим способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше Вы занимались той или иной темой, чем больше Вы имеете по ней публикаций, выступлений с научными сообщениями, чем больше у Вас оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получится Ваша работа. Большое значение имеет знание иностранных языков: если Вы достаточно свободно читаете научную литературу на иностранном языке, Вы можете почерпнуть там немало полезной информации, тогда серьезной опорой и украшением Вашей диссертации станут ссылки на непереведенные иностранные источники по Вашей теме.

Очень многое определяется и психологическим фактором. Написание и защита диссертации - длительный процесс, обычно занимающий несколько лет и этим напоминающий марафонский забег. Поэтому важно с самого начала настроить себя на терпеливое преодоление трудностей, правильно распределить силы на начальном и последующих этапах работы, выработать ее оптимальный ритм и режим, не бояться изменить свою тактику, если эти изменения способствуют успешному достижению цели.

Если Вы не можете с ходу выбрать и сформулировать тему диссертационной работы, это не должно Вас тревожить. Вполне естественно, что при небольшом опыте научной работы у человека недостает перспективы видения, чувства актуальности, а может быть, и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Устранить затруднения такого рода поможет научный руководитель, в обязанности которого входит помощь в выборе темы. Кроме того, действенны следующие меры:

∙ Целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научной библиотеке или на кафедре.

∙ Стоит обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.

∙ Большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения - это уже тема первой научной разработки (это особенно касается социальных и философских дисциплин).

∙ Полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой Вы занимаетесь. Вообще чем больше Вы прочтете посвоей научной специальности, тем проще Вам будет сориентироваться. Попробуйте воспользоваться своеобразным методом «погружения» по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.

После выбора темы начинается следующий этап Вашей работы - выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, соответствующих квалификационным требованиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну Ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.

Научная новизна применительно к самой диссертации - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к кандидатской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение Вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, клинические испытания и т.п. В последнее десятилетие требования к стилю и структуре диссертаций стали гораздо более либеральными, и поэтому стиль и структура сами по себе могут содержать эксперимент новизны. Например, иногда философские, социологические, филологические диссертации пишутся в стиле постмодерна, что приводит к относительной ломке классической структуры работы, но дает определенное преимущество в изложении наиболее оригинальных идей.

Актуальность - одно из основных требований, предъявляемых к диссертации. Обычно оно раздражает соискателя, поскольку воспринимается им как требование чисто формального 'характера, назойливо преследующее его научный поиск. Однако требование актуальности отнюдь не негативно. Оно предполагает лишь соответствие Вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность Вашей диссертации как попытки решения ее насущных проблем. Так, если Вы пишете работу, посвященную изобретению колеса или получению философского камня, то Ваше исследование, мягко говоря, не актуально.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во-первых, соискатель должен кратко осветить причины обращения.

Подробнее об оценке научной новизны, актуальности и практической значимости диссертации см.: Аристер Н.И.. Загуэов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.: АОЗТ «Икар», 1995., кафедры и научного руководителя именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет о социально-философских науках, нужно охарактеризовать те особенности нынешнего состояния общества, которые делают насущно необходимым исследование этой темы); во-вторых, он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки - объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Практическая значимость диссертации во многом определяется характером выполняемого Вами исследования. Диссертации теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.

Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках: в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявиться в наличии научно обоснованных и апробированных в ходе экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны. Основные из них следующие: предложения по совершенствованию систем социально-экономического, политического, юридического регулирования и т.д.; рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т.д.; нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

Прием материалов в журналы "Образовательные технологии" и "Новые технологии в образовании"
и "Перспективы развития современной школы" № 3 ведется с 1 июля по 20 октября 2007 г.


Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С искренним уважением, Кравец Вера Владимировна.
Главный редактор журналов "Образовательные технологии",
"Новые технологии в образовании" и "Перспективы развития современной школы"
E-Mail:
vkravets@vsi.ru
http://www.naukapro.ru/

Copyright © 2006 by Кравец Вера Владимировна. Все права защищены.


В избранное