Неоднакратно нам задавали вопрос: "Чем же клуб "Самооборона 100%" отличается от других школ, секций, занимающихся преподаванием основ самозащиты?".
В данной статье, которая может быть интересна инструкторам, тренерам, менеджерам и занимающимся, мы указали ряд наших идеологических принципов и фирменных подходов к продвижению самообороны, как образовательного продукта, как образа жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИЧНАЯ САМООБОРОНА/САМОЗАЩИТА»
(на примере деятельности Клуба «Самооборона 100%»)
В данной статье «самооборона» рассматривается нами как комплексная система, состоящая из взаимосвязанных между собой проектов социальной, коммерческой и информационно-познавательной направленности. От реализации данных проектов зависит успешность популяризации программ, школ и клубов, пропагандирующих системы подготовки по личной безопасности.
Подготовка гражданских лиц по программам «личной самообороны» является сегодня востребованной и зачастую коммерчески выгодным направлением на рынке образовательных и информационных услуг, связанных с миром единоборств и безопасности, так как высокий уровень криминала и угроза терроризма заставляют:
а) специалистов ускорить разработку эффективной/реальной/доступной системы самозащиты обыкновенных граждан, отличающейся по своей функциональной применимости от спорта и боевого искусства, а также подразумевающей изначальное жесткое (жестокое) отношение к агрессору;
б) граждан осуществить выбор организаций и личностей, осуществляющих преподавание по направлению «самооборона» и ее популяризацию.
В связи с этим нетрудно прогнозировать рост конкуренции между различными авторами, школами, клубами, системами и программами, которые видят путь собственного эффективного существования и развития:
-или в диверсификации традиционного стиля боевых искусств/спортивных единоборств, включая в программу их преподавания раздел «самозащита»;
-или в создании на базе нескольких (многих) стилей и видов единоборств автономной/универсальной/прикладной системы, отличающейся от других подобных систем,
как правило, только методиками преподнесения теоретического и практического материала.
Конечно, каждый путь имеет право на существование и находит собственного почитателя и последователя, но на рынке услуг большую популярность, а значит и возможность получения имиджевых, репутационных и коммерческих дивидендов, получит тот, кто изначально ориентирован на создание качественного «маркетингового продукта», характеризующегося следующим:
- точным определением характеристик собственного потребителя (целевой аудитории);
- «местом» преподнесения информационного, образовательного и прикладного материала;
- способом «продаж» данного маркетингового продукта, которым является «самооборона».
Первые шаги разработки и внедрения технологий «продвижения» самообороны должны базироваться на учете и использовании аналитических и маркетинговых данных о:
-современном состоянии и динамике развития общественных процессов (социокультурных, экономических, политических и др.);
-развитии информационных технологий и возможности их использования в распространении информации о программах самообороны, а также возможности
их использования в качестве методов, сопутствующих проведению занятий;
-возрастающей роли систем и методов эффективных межличностных и дистанционных коммуникаций;
-наличие в обществе демократических и либеральных ценностей, среди которых особо отметим свободу личности, характеризующейся активной
жизненной позицией человека и его свободой выбора.
Потребители «самообороны» как маркетингового продукта.
Потребитель продукта – занимающийся самообороной – является главным «компасом», указывающим направления разработки методик преподавания и «продвижения» самообороны. Учет и знание потребностей, жизненных ориентиров, мотиваций занимающегося позволяет программам быть «пластичными» (т.е. легко корректироваться, варьироваться, обновляться и заменяться) в силу быстро
меняющихся условий жизнедеятельности общества и его отдельных групп.
Понимая, что сегодня в методиках личной безопасности нуждаются практически все категории граждан, независимо от их социальной роли и социального статуса, отметим основную целевую аудиторию, которая является наиболее активной в потреблении «продукта» и наиболее платежеспособной – это представители среднего класса и работающая молодежь.
Основными мотивами занятий самообороной у данной целевой аудитории являются, как ни странно, не стремление освоить технику приемов самообороны, а:
- получение комплексной информации способствующей личной безопасности, безопасности собственности и безопасности родных и близких;
- удовлетворение потребностей в общении и интересном (познавательном) досуге;
- потребность в повышении психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.
При этом специфика профессиональной деятельности данной аудитории и постоянное психологическое ощущение ею потенциальной опасности, не позволяет программам самообороны строиться на длительной основе. Согласно нашим исследованиям, потребитель «продукта» отдает предпочтение ускоренной системе подачи материала, форсирующей длительные методики общефизической,
психологической и спортивной направленности, и предъявляет к нему следующие требования:
-простота преподнесения материала, что стимулирует поиск/разработку доступных приемов самообороны
и способствует более быстрому их освоению занимающимися;
-реальность в преподавании (приближенность к реальным ситуациям, связанным с защитой собственной
жизни и здоровья), основанная на прикладных знаниях, здравом смысле и опыте;
-адекватность информационных и прикладных методик реалиям сегодняшнего дня, что возможно
благодаряпроведению постоянного мониторинга информации криминального свойства, атакже проведению на его основе обновления/коррекции форм и методов обучения личной безопасности.
Игнорирование данных требований зачастую приводит к уменьшению числа занимающихся, формированию негативного общественного отношения к программам (как не удовлетворяющих желание «клиента») и распространению искаженной информации о системе подготовке как некачественном «продукте».
Стоимость «самообороны» как «маркетингового продукта».
В данном разделе мы не станем рассматривать конкретные цифры стоимости занятий, которые зависят от множества факторов (близость к транспортным маршрутам и людским потокам, качество и удобство помещения для занятий, наличие подсобных помещений и др.), так как в отличие от многих видов услуг самооборона, являясь достаточно специфическим явлением, к данным факторам
практически не «привязана».
Уделим внимание к методикам повышения цены.
1. Личность тренера.
Ключевая роль в технологии повышения стоимости услуг отводится личности тренера/инструктора, который представляется нам в виде ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ личности, что подразумевает наличие у него таких качеств (помимо должного профессионального уровня) как:
-высокий уровень коммуникабельности, инициативности в общении;
-хорошая вербальная/ораторская подготовка;
-наличие в характере харизматических черт (черт лидера);
-наличие в характере творческой составляющей, позволяющей быть ему пластичным в общении, в разработке и преподнесении материала;
-широкий кругозор, базирующийся на знании (как минимум - базовых) таких дисциплин как возрастная педагогика и психология, культурология иполитология, религиоведение и социальная коммуникация, основы безопасности жизнедеятельности и спортивная медицина;
-позитивный психологический настрой и активная жизненная позиция.
Наличие данных качеств позволяет выйти на более качественный уровень взаимодействия в системе «тренер-занимающийся», характеризующийся более оперативным определением потребностей занимающегося, доверительностью отношений, высоким уровнем коммуникаций, что в конечном счете не вызывает отторжения предлагаемой
цены за оказание образовательных и информационных услуг.
2. Методика подачи материала.
Самообороне, которая является, как уже говорилось, специфическим явлением, достаточно тяжело провести «отстройку» от своих прямых конкурентов – спортивных единоборств и боевых искусств. Целевая аудитория в силу наличия у нее стереотипного отношения к миру единоборств, на этапе получения информационно-рекламных материалов в большинстве случаев:
- или не видит между самообороной и спортивными единоборствами и боевыми искусствами никакой разницы;
- или видит в самообороне только узкоспециализированную методику, характеризующуюся освоением техники и тактики исполнения приемов, взятых из тех же единоборств и боевых искусств.
Поэтому для самообороны действенным способом собственной популяризации, формой рекламы и PR часто являются оригинальные подходы/методики проведения занятия и других сопутствующих мероприятий.
В число таких методов входят: разработка оригинальных тренажеров, варьирование местом и условиями проведения тренировки, моделирование жизненных - реальных ситуаций, связанных необходимостью проведения комплекса мер по собственной безопасности, проведение интерактивных мероприятий (прямых и дистанционных) с занимающимися, оказание дополнительных услуг (см.п 3,4).
3. Дополнительные услуги.
Видится «опасным» и не верным подход в методике подачи материала, в котором тренер по самообороне является в одном лице и практикующим психологом, и врачом, и консультантом по вопросам безопасности во всех ее проявлениях и т.п. Естественно, нами признается факт существования персоналий, обладающих полными и точными знаниями и умениями в различных областях, но данный
факт - скорее исключение из правил.
Более верным в PR-технологиях самообороны является метод привлечения специалистов различной направленностидля проведения дополнительных занятий, мастер-классов, тренингов и семинаров. Это не только формирует в сознании
потребителя отношение к организации как к комплексной системе, но и существенно повышает коммерческие и рекламные возможности создателей подобной системы.
К примеру, создание в структуре деятельности организации сопутствующих/дополнительныхнаправлений, которым занимаются профессионалы, позволяет повысить уровень доверия со стороны занимающегося к качеству преподаваемого материала, а значит и к формированию у него понимания необходимости оплачивать более высокую стоимость занятий. При этом создаются
возможности расширения целевой аудитории посредством:
- получения дополнительных услуг в рамках системы самообороны близкими, родственниками, детьмизанимающихся;
- использование информационно-рекламных ресурсов всех участников программы;
- использование имиджа и репутации всех участников программы.
Данные услуги многообразны, их число и качество зависит от степени активности организации и ее партнеров (кабинеты врачей - специалистов по профилактики и лечению стрессов, реабилитации жертв агрессии и насилия; курсы психотренингов, оздоровительные услуги, информационные семинары, консалтинговые центры, корпоративные мероприятия, продажи продукции,
сопутствующей самообороне и безопасности и т.п.).
4. Интерактивные мероприятия.
Важной формулой успеха организаций, ведущих преподавание по самообороне, является разработка и создание систем общения и взаимодействия занимающихся, тренерского и руководящего состава в рамках постоянно действующегоинформационного пространства,
которое представлено:
-своеобразным клубом для общения (совмещение занятий с возможностью нахождения нужных деловых
связей, получения полезных для бизнеса и отдыха знаний и информации);
-системой общения в сети Интернет (форумы на сайтах, рассылка электронных новостей, межличностный
диалог, общение с носителями других культур и ценностей);
-системой позиционирования организации занимающегося, его проектов, идей и технологий посредством
ресурсов структуры, ведущей занятия по самообороне (информация и электронные банеры на сайте, предоставление координат потенциальных партнеров, представление организацией рекламного места на собственных информационно-рекламных носителях).
Благодаря такому подходу, занимающийся из объекта рекламного воздействия, из пассивного получателя информации, значимой только для него, превращается в непосредственный «рекламный носитель» организации, способствующий распространению достоверной информации о качестве «продукта» и его отличительных особенностях.
Способы продаж «самообороны» как маркетингового продукта
В силу незначительного рекламного бюджета (или в силу его отсутствия) многие организации на рынке «продаж» собственного продукта осуществляют рекламную политику, основанной на разработке узкоспециализированных методик, способствующих привлечению как можно большего числа занимающихся, способных оплачивать занятия и услуги. К таким методикам, как правило, относится:
- размещение рекламы в тематических/специализированных журналах и газетах;
- не санкционированное (а значит не качественное и не обладающее высокой репутацией) размещение рекламных носителей в общественных местах;
- продвижение через СМИ, интересующихся оригинальными тематиками, что, однако, приводит к долгому ожиданию появления или поиску подобных СМИ.
Конечно же, успешность коммерческой деятельности организации является залогом для ее развития, поиска новых направлений деятельности, способствующей увеличению своего финансового оборота и прибыли, однако ориентир только на коммерцию вряд ли является стратегически верным шагом.
Современные технологии популяризации систем самообороны должны базироваться на расширении целевой аудитории, что возможно за счет:
- удовлетворения процессов познания окружающего мира как можно большего числа различных аудитории;
- решения социальных задач государства, общества и его отдельных групп.
В рамках познавательной направленности таким методами являются организация и проведение PR-акций и мероприятий, разработанных на основе различных видов и форм искусства. Среди подобных мероприятий эффективно себя могут зарекомендовать:
- проведение тематических (в том числе и передвижных) фотовыставок;
- проведение творческих конкурсов среди занимающихся иинтересующихся самообороной;
- участие в выставках-ярмарках различной направленности (спортивные, оздоровительные,рекламные, образовательные, творческие);
- творческое партнерство по созданию видеофильмов и видеороликов.
Социальная значимость самообороны подразумевает организацию комплексных услуг для различных слоев населения:
- проведение информационных и познавательных семинаров и тренингов на бесплатной основе;
- публикация статей в научно-популярныхжурналах;
- создание консультационных центров;
- содействие в разработке и реализации;
- организация партнерства с социальными и силовыми структурами;
- организация партнерства с образовательными учреждениями;
- организация партнерства с медицинскими учреждениями;
- разработка и публикация методических пособий по различным аспектам самообороны.
Данные методы являютсяэффективными способами «вывода» информации о деятельности организации за территорию места проведения занятий, за рамки действия узкоспециализированной рекламы и информации, размещаемой в целевых средствах массовой информации. Данные технология также способствует возможности создания дополнительных коммерческих направлений,к примеру, таких как «привлечение спонсоров» и «рекламодателей», оказание коммерческих услуг другим подобным и смежным самообороне организациям.
В завершении краткого обзора технологий популяризации направления «самооборона» хотелось сделать акцент на следующем. Какую бы программу подготовки по направлению «самооборона» себе не выбрал человек, он должен «окунуться» в ее разнообразный и увлекательный мир, найти единомышленников и партнеров под руководством компетентного инструктора. И тогда самооборона
станет для него не только полезным, но и долгосрочным занятием. Атмосфера позитивного отношения к жизни, стремления к познанию мира с целью гармоничного существования без наличия комплексов и страха – вот главнаяцель, заслуга и достояние современных программ самообороны.