Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересное и необычное в русском языке и литературе. Поток-богатырь и образованные дамы. N 121


Здравствуйте, друзья!
Быть женщиной - что это значит ?
Какою тайною владеть?

Римма Казакова задала, конечно, вечный риторический вопрос.
Ответить на него мы вряд ли сможем, но о некоторых "перекосах в девичьих косах" порасссуждать можно.
"...Они презирают искусство, обращаются к молодым людям на "ты", не стесняются в выражениях, живут самостоятельно ... и говорят более всего об эксплуатации труда, абсурдности семьи и брака, и об анатомии"
Это не современная цитата из модного журнала, хотя кое-что всё-таки звучит, увы, очень даже актуально. Так характеризовали нигилисток газеты 60-х годов XIX века.

С такими учёными дамами и встречается проснувшийся и ничего не понимающий Поток-богатырь котором мы говорили в прошлом выпуске:
В третий входит он дом, и объял его страх:
Видит, в длинной палате вонючей,
Все острижены вкруг, в сюртуках и в очках,
Собралися красавицы кучей.
Про какие-то женские споря права,
Совершают они, засуча рукава,
Пресловутое общее дело:
Потрошат чье-то мертвое тело.
Ужаснулся Поток, от красавиц бежит,
А они восклицают ехидно:
«Ах, какой он пошляк! ах, как он неразвит!
Современности вовсе не видно!»
Но Поток говорит, очутясь на дворе:
«То ж бывало у нас и на Лысой Горе,
Только ведьмы хоть голы и босы,
Но, по крайности, есть у них косы!»

Да, бедный богатырь: с такими дамами в своё время ему не приходилось встречаться.
Кто-то бежит от таких девушек, а кто-то просто скучает: "Сидеть с вашими стриженными грязношеими барышнями и слушать их бесконечные сказки про белого бычка, да склонять от безделья слово "труд", мне наскучило" ("На ножах" Лесков Н.С.)

Такой прогресс, рывок вперёд: во второй половине XIX века в России образование стало доступно для женщин: Аларчинские курсы (Петрбург), Лубянские (Москва), высшие медицинские курсы и первый женский университет - Бестужевские курсы (1878).
И вдруг такие отзывы...
Почему?!
Видимо, и в этом, как оказывается, вечном вопросе необходима неуловимая гармония, обрести которую бывает довольно сложно.
Итак, женщины отстаивали своё право во всём: и в праве на образование, и в выборе одежды, и в праве на свободные отношения. Женщины больше руководствовались практичностью и удобством, нежели красотой и эстетичностью. Именно поэтому длинные юбки и короткие волосы стали популярны. А вместо веера появились, может, и не очень удобные и необходимые очки.
И вот многие из стремящихся к образованию девушек стали производить отталкивающее и удручающее впечатление.
Хотя, конечно, А.С.Пушкин писал ещё в "Евгении Онегине":
Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!

(правда, это четверостишие является частью строфы, посвящённой мыслям о языке).

Да и синие чулки ("женщины, пренебрегающие домом и семьей") появились куда раньше дам, напугавших богатыря, - в 80-х годах XVIII века.
Напомню, что словосочетание "blue stocking" (синий чулок) связывают с одним английским интеллектуальным кружком, который собирался у некоей леди Монтегю. Душою этих самых бесед был ученый - Бенджамин Стеллингфлит. (По другой версии это была женщина). Якобы он, пренебрегая правилами моды, вместо белых носил синие чулки с темным платьем. Некоторые так и называли кружок: "общество синего чулка ".
А у Байрона есть сатирическое произведение - "Синие".
В русский же язык выражение пришло в первой половине XIX века, скорее всего, через французский. Поэтому в русской литературе это выражение упоминается довольно часто: его можно встретить в произведениях П. А. Вяземского, А.Ф. Писемского, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, И.С. Тургенева и других. Довольно точно о синих чулках размышляет Чехов А. П. в «Розовом чулке»: «Что хорошего быть синим чулком? Синий чулок... Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так, серёдка на половине, ни то ни сё».

На феминизме в русской литературе сейчас не будем останавливаться - это отдельная тема. А вот про суфражисток, пожалуй, скажем несколько слов, поскольку с одной из них, Мэри Поппинс, мы очень хорошо знакомы.
Суфражистки (или суфражетки, англ. suffragettes, от англ. suffrage — избирательное право) — участницы движения в Англии и Америке за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни.
Карикатура /Семья суфражистки/
Карикатура /Суфражистки/

Суфражистки и нигилистки совершают порой неадекватные, хотя и активные действия, стремясь показать свою силу и доказывая равноправие с мужчинами.
Так, в марте 1914 г. в Национальной галерее некая Мэри Ричардсон бросилась с ножом на картину Веласкеса "Венера Милосская".
Как выяснилось, таким образом Ричардсон выразила свой протест против ареста лидера Женского социально-политического Союза госпожи Панкруст.
"Я попыталась уничтожить картину самой прекрасной женщины в мифологии в знак протеста против действий правительства, которое убивает госпожу Панкруст, самую прекрасную личность в современной истории. "

Вот так вот: одни женщины осознанно лишают себя детей и семьи ради "дела", карьеры или себя, любимой, другие слишком строго загоняют себя в рамки аскетичности и умствований, а третьи готовы мучиться в тисках корсета, спать в папильотках, временами в жертву принося книги. Так, Р.М.Кирсанова в книге "Русский костюм и быт XVIII- XIXв.в." описывает случай: "Весьма поучительна история оставшейся безымянной барышни...", которая просила книги для прочтения, а потом "вырывала страницы для завивки папильоток".
Но простая юбка, тёмные цвета и "белые воротнички, которым отдавали предпочтение женщины с передовыми взглядами, однажды войдя в обиход, оставались в России всю первую половину ХХ века, брошкой и скромными кружевными отделками напоминая актрису Стрепетову с известного портрета Ярошенко".
актрису Стрепетова

Внешность, конечно, меняется. Мода тоже. Но этот психологический тип женщин сохранился: они и сейчас хотят общаться с единомышленниками, быть в курсе литературы и приносить пользу обществу, имея "дело", помимо семьи. Вот такие разные мы, женщины.

У Софьи Ковалевской (в общем-то, сумевшей воплотить в жизнь многие свои мечты) есть повесть "Нигилистка", в которой про наряды говорится очень мало - всё больше про переживания.

Да, все женщины разные и такие порой непонятные, непредсказуемые. Как умеют они менять направление жизни, как умеют освещать, а порой, наоборот, затемнять всё вокруг.
Но если женщина способна отдавать, дарить, то это многого стоит.
...А женщина себя назначит,
как хворому лекарство - врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит - как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
она, как провод, ток проводит,
чтоб над тобою свет зажечь.

Всего вам наилучшего!

Елена Д.

Страница автора здесь.



Дорогие друзья!
Приглашаем вас на новый литературный форум 'Слова, слова, слова...'
Направленность форума - классическая литература, от античности до современности.
Адрес сайта: http://SlovaSlovaSlova.ru
Приходите, будем рады!

Продолжает свою работу форум любителей русского языка


Если вам нужен репетитор, то посмотрите предложения на специальной доске объявлений либо оставьте запрос на репетиторском форуме.


В избранное