Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересное и необычное в русском языке и литературе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интересное и необычное в русском языке и литературе.

Выпуск 32. Абитуриентам.


Здравствуйте, друзья!


Учитывая ваши пожелания, сегодняшний выпуск мы сделали специальным. Он предназначен, в первую очередь, тем, кому предстоит сдавать скоро экзамен по литературе. Возможно, он будет полезен и интересен родителям, учителям и тем, кто будет писать сочинение немного позже, а также тем, кого волнуют проблемы составления текстов.

Сочинение
Представляю вам алгоритм написания сочинения

1. Выбор темы. Главное -понять, что подразумевается под данной темой. Тема -это фактически первая строка сочинения, от которой во многом зависит весь последующий текст. Прислушайтесь в выборе темы не только к своему вкусу, но к знаниям и возможностям. Если тема звучит Нравственные искания героев Л.Н.Толстого, то не стоит подробно рассказывать об истории написания романа или давать характеристику Кутузову или Наполеону. Если тема на экзамене будет "Я лиру посвятил народу своему..."(по произведениям Н.А.Некрасова), то очень важно не увлечься поэмой "Кому на Руси жить хорошо", хотя, конечно, о ней необходимо не только упомянуть, но и подробно остановиться на некоторых образах. Просто обзорная тема предполагает обращение к нескольким произведениям.

2. Составление плана, в основе которого лежит три основные части (вступление, основная часть и заключение). Отдельно подумайте над планом основной части. Какие пункты помогут в раскрытии темы? 
Для примера давайте возьмём тему Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза". Каким образом у нас складывается впечатление о человеке? Нам помогает в этом его поведение, поступки, мысли, отношения с другими людьми. Давайте введём в план пункты, которые позволят нам рассмотреть взаимоотношения Катерины с Тихоном, с Кабанихой, Варварой, Борисом. Мы можем многое объяснить в человеке, если знаем о его семье, о его детских годах. Значит, рассказывая о главной героине "Грозы", мы можем остановиться на тех взглядах, чертах характера, которые были заложены в детстве и на возникших проблемах в доме Кабановых. Конечно, очень важно построить повествование таким образом, чтобы в основе его лежал анализ характера, а не пересказ драмы. Эти детали и должны быть продуманы в период подготовки к основному написанию текста сочинения.

Сочинение в некотором роде - теорема: дано (тема), требуется доказать (её понимание вами, главная мысль, вокруг которой выстраивается логика работы), доказательство (рассуждения, примеры, цитаты и т.д.). Выбор темы и план - очень важные этапы в написании сочинения, поэтому не торопитесь, на это у вас может уйти 40-60 минут (из 4-6 экзаменационных часов).


3. Черновик. Работа над черновиком - очень важный этап. Великая выдумка, что можно написать хорошее творческое сочинение без черновика. Важно понимать позицию автора произведения, о котором вы пишете, и уметь корректно и умно выразить свою мысль.
Чтобы на экзамене использовать время рационально, можно некоторые заготовки приготовить дома. Так, например, можно заранее поработать над вступлением. 
Потренируйтесь в формулировке цели сочинения. Цель связана с темой. Так, тема Женские образы романа "Война и мир" предполагает анализ различных женских характеров в романе (Наташи, Марьи, Элен, Сони, Лизы Болконской) и рассуждение об идеале и назначении женщины. Если вам приглянулась тема Лирические отступления в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин", то цель сочинения подразумевает знание тем лирических отступлений в романе, а также их роль в создании образов и специфики жанра произведения. Цель сочинения Петербург в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - рассмотреть город как отдельный образ, играющий важную роль в создании характеров романа и в раскрытии основной мысли произведения. Более подробно о вступлении и его формах вы можете посмотреть в выпуске № 14.


Постарайтесь сразу выписать цитаты, которые собираетесь использовать в работе: коварная память может подвести в нужный момент. Очень важно соблюдение авторских знаков препинания, в связи с чем старайтесь запомнить цитату точно. Кстати, обратите внимание в учебных пособиях на способы оформления цитат в сочинении. 


Подумайте, как логически выстроить и творчески воплотить основную часть. В ней должно быть несколько абзацев, причём, каждый из них обязательно должен быть связан с основной мыслью. От неё не отклоняйтесь ни на миг. 
Основная функция черновика - проследить за выбранным вами стилем. Именно стиль - уязвимая сторона любого сочинения. Пишите просто. Начните работу с пункта, который вызывает у вас наибольшие затруднения. Старайтесь выбирать простые предложения. Не пишите то, что вызывает у вас сомнение (это касается не только фактической стороны, но и грамматической: вы же имеете возможность заменить слово, в правописании которого сомневаетесь).


Логика раскрытия темы выигрывает в том случае, если главные утверждения аргументированы. Наиболее распространённым считается путь "от общего к частному", т.е. от утверждения - к подробностям и деталям. Но и обратный ход логических рассуждений вполне оправдан и закономерен: от частного к общему (от эпизода, цитаты - к выводу). Например, сочинение Трагедия человеческой жизни (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети") можно начать с утверждения, что Базаров (или другой герой), несмотря на свою гордость, ум, образованность и пренебрежение к другим людям, несчастен и одинок. Но можно подвести к этому выводу своими рассуждениями, подтверждёнными анализом эпизодов, ссылками на текст, цитатами, деталями.
Например, в сочинении, посвящённом личности Родиона Раскольникова, вы утверждаете, что герой противоречив, а характер его можно назвать двойственным. В качестве доказательства приведите запомнившиеся слова Разумихина: "Точно в нём два противоположных характера поочередно сменяются". Ввести в сочинение подобный аргумент можно словами обратимся, вспомним, проанализируем, рассмотрим и т.д. Говоря о Петербурге в романе Достоевского, можете процитировать Свидригайлова: "Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге".

В качестве аргумента может выступить текстовая деталь, например, какое-то одно - единственное слово. Так, "мученические" глаза Пилата скажут гораздо больше о его душевных муках, противоречиях, смертельной усталости, ошибках, чем подробный пересказ о его головной боли и анализ поведения прокуратора, с наших позиций. А "зверское, беличье выражение лица" княгини Болконской многое объяснит вдумчивому читателю не только в её характере и судьбе, но и в её разногласиях с мужем. Аргументом может быть и цитата, (к примеру, Цветаева о Блоке как-то сказала: "Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил... Ведь он -такое явное торжество духа... "), и фраза, которую вы можете никак специально в текст не вводить, а просто оформить в кавычках, (так, говоря о сестре Наташи - Вере, можно сказать, что "улыбка не украсила" её лицо, и это, на наш взгляд, проливает свет на душу героини). Аргументом может быть эпизод (например, первая встреча Николая Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, когда отец Аркадия буквально бросился к другу сына, а Евгений даже не сразу подал ему руку, многое говорит о характерах героев романа).

Заключение должно быть логическим завершением вашей работы, а поэтому очень важно, чтобы по своей "наполненности" оно было связано со вступлением и основной частью. Если во вступлении была сформулирована цель, то в заключение необходимо сделать вывод о достижении этой цели. Если в основной части, по ходу повествования, вы делали маленькие выводы, то в конце сочинения их необходимо обобщить и сделать общий вывод. 
Начать заключительную часть вы можете таким образом: итак, таким образом, в заключение хочется сказать несколько слов, подводя итоги, подведём итоги и т.д. Сочинение можно закончить и цитатой, и обобщением, и даже формулировкой темы.

Проверка - это отдельный этап экзамена. Распределите время таким образом, чтобы стилистику и грамматику вам не пришлось проверять одновременно.
В заключение лишь напомню, что истинное понимание литературного произведения определяется не количеством прочитанного, а качеством продуманного.
Ни пуха ни пера!
Елена Долотова. 

Страница автора здесь. Архив рассылки здесь.
Свои вопросы, пожелания, комментарии можно направлять сюда.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное