Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем и Запоминаем

  Все выпуски  

Читаем и Запоминаем Выпуск №1. Экскурс в историю.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка «Читаем и Запоминаем». Выпуск №1.

Выпуск №1. "Экскурс в историю".

Здравствуйте самые дорогие первые читатели!

В первых выпусках нашей рассылки мы расскажем вам о том, как зародилось скорочтение и мнемотехника. Очень надеемся, что эти рассказы будут для вас интересны.

Чтение.

Первые системы скорочтения возникли в начале ХХ столетия. На головы читателей обрушился такой поток информации, что приемы традиционного чтения не позволяли совладать с ним. Первые курсы по обучению скорочтению появились в Великобритании. И как ни странно - в Королевских военно-воздушных силах.


В первую мировую войну военные летчики жаловались, что не успевают во время полета различать свои и вражеские самолеты, особенно те, которые находятся на большом удалении. Для их тренировки специалисты изобрели специальный прибор - тахистоскоп, который проецировал на экран на короткое время изображения самолетов. В ходе тренинга размеры самолетов становились все меньше и меньше, и сокращалось время их демонстрации. Исследователи заметили, что через некоторое время пилоты могли определять марки самолетов, которые на экране выглядели в виде меленького пятнышка и проецировались одну пятисотую долю секунды.


Отсюда возникла идея, что таким же образом можно добиться быстрого узнавания слов в тексте и развить скорость чтения. Используя тот же прибор, на экране, в начале в течение пяти секунд, высвечивалось слово, затем время демонстрации уменьшалось, а количество слов увеличивалось. В среднем, скорость чтения увеличивалась вдвое. Однако, спустя некоторое время после окончания тренировки, скорость чтения возвращалась на прежний уровень.


Специалистами было установлено, что и без использования специальных упражнений скорость чтения любого читателя в зависимости от сложности текста и мотивации может изменяться в этом диапазоне. Оказалось, что секрет быстрого чтения не столько в быстром узнавании слов, сколько в эффективном движении глаз по странице. Слишком большое число остановок на строке, возвраты к уже прочитанным частям текста мешают скоростному чтению. Вместо того, чтобы сосредоточиться на рациональном движении глаз, приверженцы тахистоскопического тренинга настаивали на неподвижности глаза. Поэтому методы обучения, основанные только на проекции слов на неподвижном экране, были признаны неудачными.


В 60-е годы прошлого столетия стали появляться различные школы "динамического чтения". Одной из наиболее известных стала система школьной учительницы Эвелин Вуд.

О дальнейшем развитии истории скорочтения Вы узнаете из наших следующих выпусков…


Память.

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.


Происхождение слова "Мнемотехника".

Из греческой мифологии известно, что у греческого бога Зевса и богини памяти Мнемозины было 9 дочерей, рожденных у подножия Олимпа - 9 прекрасных дев с чистыми сердцами и дивными голосами. Их называли музами - богинями и покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас, стоящей на склонах священной горы Геликон. Черпая воду из Кастальского ключа музы одаривали ею избранных и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами, певцами, танцорами и актерами, музыкантами и учеными. Каждая музы была покровительницей одного или нескольких видов искусств и наук.

  • Каллиопа - эпической поэзии и знаний,
  • Клио - истории,
  • Мельпомена - трагедии,
  • Талия - комедии,
  • Терпсихора - танца,
  • Эрато - любовной поэзии и мимики,
  • Этерия - лирической поэзии и музыки,
  • Полиминия - красноречия и гимнов,
  • Урания - астрономии.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин "мнемоника" введен Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт (говорят, что последний знал всех своих солдат по именам).


Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно, Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бекона, Декарта.


Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного. Основатель отечественной школы нейропсихологии А.Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запомнить ряды из 100 цифр и более.


В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.


Доминик о'Брайн из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только одни раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии "Би-би-си" в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43.59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0.84 секунды на одну карту).


Двадцатитрехлетний индиец С.Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр, т.е. он тратил всего 0,41 секунды на запоминание одной цифры! Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут, т.е. примерно 1,2 секунды на цифру.


В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т.е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.


Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.


В следующих выпусках мы с вами продолжим экскурсию в историю мнемотехники.

Авторы выпуска: методисты курсов "Рациональное чтение" и "Тренировка памяти" Школы Рационального Чтения: www.inttech.ru.
Свои вопросы, пожелания, предложения присылайте по адресу: racio@inttech.ru

Всего вам самого светлого, до новых встреч!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное