Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психотехники and English

  Все выпуски  

Нужно ли форсировать? Что говорят полиглоты?


Психотехники and English

Илья Шальнов
http://shalnov.ru
http://shalnov-school.ru
http://my-programs.ru
http://homeclubs.ru


Нужно ли форсировать? Что говорят полиглоты?
2012-04-17 12:03 Shalnov School

Алексей Ермаков

Изучаю иностранные языки и больше не напрягаюсь

Сегодня я расскажу об одной из иллюзий изучения иностранных языков, от которой сам избавился лишь недавно. В результате этого избавления я начал изучать языки без особого напряжения и с устойчивыми результатами.

Когда берешься за изучение иностранного языка, то неимоверно хочется быстрее достичь результата: набрать мощный словарный запас, освоить грамматические правила, научится понимать речь на слух и выражать собственные мысли. Всего этого хочется как можно быстрей, и, кажется, что если заниматься в день не по полтора часа, а по три, то заветные результаты возникнут быстрее. И если в день заучивать не по пятьдесят новых слов, а по сто, и выполнять в два раза больше всяких упражнений, то быстрее достигнешь желаемой цели. И вот стараешься все больше и больше, быстрее и быстрее. Но хитрая штука заключается в том, что намного ускориться не получается. А в конечном итоге вообще не получается ускориться. Ускорение – это иллюзия.

Не так давно мы с другом поехали на отдых за город. Земля, недавно освободившаяся от снега и уже достаточно прогретая, и солнце, припекающее все сильнее, расслабляют и соблазняют к первому отдыху на природе. Мы мчались по трассе и лихо обгоняли попутные машины. Одна из них хорошо запомнилась – старая “Победа”, в настоящее время весьма раритетная вещица. Она размеренно и неторопливо двигалась , и мы легко обскакали ее на своем джиповом мерине.

Проехав еще полчаса, мы решили остановиться, чтобы затариться едой в придорожном кафе. Внутри заведения мы пробыли не более пяти-восьми минут. Выходя на улицу, мы оторопели от удивления, когда увидели ту самую “Победу”, оставленную позади на многие километры. Эта полуразваленная тачка пропыхтела, все также размеренно, мимо нашего крузера. Дар речи к нам вернулся не сразу. Как такое может быть? Мы были уверены, что в почти буквальном смысле улетели от “Победы” на недостижимое для нее расстояние. Однако факт оставался фактом. Стоило остановиться на несколько минут, и отрыв исчез. Зачем было вообще куда-то лететь? Для чего мчаться на предельной скорости, если недолгий отдых все сведет на нет? Смысла в ускорении нет. Выгода, которую ты получаешь от него, – иллюзия. Лучше неторопливый, размеренный, ритмичный ход, чем выжимание всех соков в стремлении достичь цели как можно быстрей.

Я вспомнил, как я когда-то изучал языки. Я торопился, мне хотелось проглотить иностранный язык как можно быстрее. Каждый день я наращивал темп, увеличивая объем запоминаемой лексики, количество времени и упражнений. Но рано или поздно наступала усталость, и я делал вынужденные перерывы. Многие из них могли длиться неделями, т.к. напряжение было большим, и для избавления от него требовалось весьма продолжительное время. Но что получалось в итоге? Никакого ускорения фактически не происходило. Ускорение поглощалось простоями.

Я с полной отчетливостью осознал, что не стоит никуда торопиться. У результатов есть свое время. Одни люди приходят к ним через год, другие – через два. Попытка убыстриться и сократить время ничего принципиально не меняют. У результатов есть свое время, и оно истечет целиком и полностью, хоть ты тресни, стараясь дорваться до цели.

Гораздо разумнее учить иностранный язык неторопливо, размеренно, ритмично. Не стоит кормить свой мозг все увеличивающимися порциями. Когда-нибудь он обязательно подавится. Лучше давать ему такой объем, который он каждый раз может переварить без особых усилий. Ведь давно всем известно: лучше есть меньше, но чаще, чем больше, но реже.

Не спешите и не стремитесь ускоряться. Ускорение – это иллюзия. Избавьтесь от нее. Работайте в естественном темпе, без напряжения, и в свое время вы получите желанные результаты. Неторопливое бесперебойное постоянство лучше лихорадочных скачков.

Илья Франк

А вот самый важный совет: язык надо осваивать интенсивно. Приведу два сравнения. Первое: язык — груда кирпичей. Вы постепенно берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда вы выберете все кирпичи — язык выучен. Второе сравнение: язык — это ледяная горка, на которую вам нужно взбежать.

В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его постепенно выучиваете — причем совершенно неважно, в каком режиме, с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики. Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в неделю. Это, конечно, неверное представление.

Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали быстро на горку — все, язык ваш. Если нет — будете все время съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже вообще не играет роли количество занятий — раз вы скользите на одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери — и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия, один раз грубо толкнуть ее — и она откроется.

Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают — привыкают им пользоваться. (Поэтому я стараюсь говорить «освоить язык» — сделать его своим, а не «учить язык»). Здесь нужно соблюдать определенный режим — подобно тому, как соблюдается он при спортивных тренировках или лечебных процедурах.

Поэтому прежде чем приступить, подумайте, сможете ли вы уделять языку хотя бы два часа ежедневно. И не только уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать так, чтобы язык стал частью вашей жизни? Иными словами, до языка ли вам сейчас? И не говорите: «Да, времени, конечно, маловато… Но хоть понемножку… Все же лучше, чем ничего…»

В том-то и дело, что не лучше. Вы просто будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами, циклами. Например, месяц или два — интенсивно, погрузившись с головой, месяц — перерыв. Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет (обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года института — и ноль на выходе), но можно освоить за год. (Кстати, если вы говорите: учу этот язык уже восемь лет, имеете ли вы в виду, что вы его действительно учите все это время, или же просто тот факт, что восемь лет назад вы присутствовали на первом вашем занятии по языку?) Если вы начали осваивать язык и забросили — все быстро забудется, выветрится. Если вы уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро восстанавливается — с новой практикой.

У старика-пасечника, оказавшегося самым старым и мудрым человеком на Земле, перед смертью спросили, в чём секрет его долголетия, и в чем основная мудрость жизни. Он долго молчал, а потом сказал:
- Всё ерунда, кроме пчёл.
Сказал и потерял сознание.
И тогда люди решили, что самое главное в жизни - это оставить всё и делать одно свое главное дело.
Но тут старик пришел в себя и сказал:
- А, если подумать, то и пчелы ерунда.
И умер...

Теперь что хотите, то и делайте.


В данный момент в ленте "Psihotehniki Bessoznatelnogo" новостей нет.

В данный момент в ленте "HomeclubsRu" новостей нет.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

Илья Шальнов
studynlp@narod.ru


В избранное