Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психотехники and English

  Все выпуски  

Кийосаки как способ развода лохов


Психотехники and English

Илья Шальнов
http://shalnov.ru/
http://shalnov-school.ru/
http://my-programs.ru/
http://moscow-english-club.ru/


Разбор статьи «Законы Памяти»
2011-12-25 15:27 Shalnov School

В интернете ходит текст, приведенный ниже. Найти его можно на разных страницах, и, к сожалению, теперь уже не установить, кто автор. Но разобрать эти законы критически не помешает в любом случае. Потому что после обучения психологии, у студента, если он не всё забыл, присутствует именно такое понимание памяти.

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)
8) Закон края: Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Далее, "Кривая забывания" (механическое заучивание):

1. первое повторение — сразу по окончании чтения;
2. второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
3. третье повторение — через 8 часов после второго;
4. четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
5. через месяц, два, полгода, год и так далее по мере необходимости.

Теперь разбор

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.

А что такое интересное? Интересное – это то, что мы можем использовать, чтобы добиться чего-то очень нам нужного, то есть связанного с безопасностью, с развитием, с освобождением, с властью, сексом и так далее. Поэтому, если человек разговаривает на языке на интересные для него темы (связанные с безопасностью, развитием, сексом и так далее), то новые слова и обороты для него интересны, потому что он их мысленно, по большей части бессознательно, вписывает в контекст будущих разговоров.

Запоминание – это не то, что происходит в лаборатории у психологов. Если что-то для человека важно, его бессознательный ум будет над этим работать. То есть, человек будет возвращаться к материалу мысленно вновь и вновь – отчасти сознательно, отчасти бессознательно. Это и на его сон повлияет. Другие вопросы с меньшими приоритетами будут вытеснены из очереди на продумывание. Быть может, он не так хорошо отдохнет, как мог бы. Где и когда психологи всё это учитывали? И как это всё можно измерить?

2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

А из чего состоит осознание? Материал состоит из чего-то, и состоит в чем-то. К примеру, из чего состоят слова – из букв, фонем, аффиксов, корней (тут работают детализация и автоматизация). Об этом подробнее я уже писал про память и векторизацию. А в чём слова состоят? В каких-то конструкциях и в темах общения (тут работает тот же интерес).

Как мы видим, об осмыслении мы уже говорили, когда говорили об интересе, потому что интерес – это и есть осмысление, но не просто осмысление, а то осмысление, в котором человек присутствует всей душой.

Вот я по поводу этой статьи в комментариях написал:

"Законы памяти" - это типичная работа психологов. Как будто бы правильно, а какой от этого практический толк? А почему психологи создают нечто, что, как будто бы, правильно, но бесполезно? Потому что они решают задачу типа такой: «а что еще можно замерить, чтобы защитить диссертацию?». Если бы они решали задачу, «как создать методику освоения иностранных языков, чтобы любой мог с языками справляться в разумные сроки?», «законы памяти» выглядели бы иначе. Но тогда сразу выяснилось бы, что вся система образования глубоко не разумна, что работать можно лучше. Что виноваты не студенты, у которых не получается, а профессора, которые не умеют учить. И тут начались бы конфликты... Проще поставить вопрос «что еще можно замерить?».

Какие можно сделать из этого выводы? Что у меня дурной характер, и что со мной надо бороться либо методом инквизиции, как это делали христиане, либо методом бойкота, как это делали иудеи. Но цель моего поста была как раз вписывание материала в контекст самого интересного – в конфликт серостей и творческих личностей. То есть, целью было глубокое осмысление материала. Тот, кто вступает в заинтересованную дискуссию, развивает свои ум и память. Кто перевирает или бойкотирует, развивает слабоумие. Проблемы у людей – они этические. И так оно во всем.

3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

А что за этим стоит? А то, что человек отключился от всего неважного, начал материал анализировать, вписывать в контекст, забывать и воспроизводить. То есть, дело не в установке, а в том, что человек начал использовать техники запоминания.

4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке. Потому что запоминание – это и есть действие – а именно, анализ и вписывание в интересный (то есть очень важный) контекст.

5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке, и в Действии. Потому что действие – это всегда не только анализ (детализация), но и вписывание в конкретные ситуации – в контексты.

6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Потому что запоминание – это продумывание и раскладывание по полочкам, которое протекает в основном бессознательно. Это работа. И, если ты работаешь сразу над несколькими делами, каждое дело в отдельности от этого может замедляться.

7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)

И что с этим делать практически? Если это заучивание слов, то решением будет двойная ротация: работаешь с пятью-девятью карточками. Когда одна карточка оперативной стопки (семь плюс мину две) более менее выучена, на смену ей идет другая из большой стопки, и в уже немного новом составе вертятся семь карточек (плюс минус две).

9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

То, что встречается много раз, для подсознательного попадает в категорию того, что непременно встретится опять, а потому на это обращается подсознательное внимание. Аналогично оно обращается на движущийся предмет.

Если же мы говорим о воспроизведении по памяти, то повторение помогает лишь в том случае, если каждый следующий раз ты стараешься сделать лучше, чем предыдущий. Иначе повторение может быть не только не полезным, но вредным.

10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Но всякая незавершенность, всякая недорисованная картинка, всякий незаконченный гештальт – это психологическая микротравма. То есть, это небольшая боль, и боль запоминается. С другой стороны, человек подсознательно может постараться боль забыть.

Далее, "Кривая забывания"

По поводу кривой забывания. Если человек будет повторять слова сразу, через минуты, через пять минут, и так далее, совсем не факт, что через пару лет он будет помнить слова лучше, чем если бы он повторил их то же количество раз с интервалом в три месяца. Тут другие факторы окажутся решающими, а не организация повторений в точном соответствии с кривой забывания. Более того, у меня есть основания предположить, что организация повторений в соответствии с этой кривой может здорово психотизировать – это как поставить себя в условия тысяч вечных экзаменов.

В заключение скажу, что если исходить из практики заучивания языков, а не из практики лабораторных экспериментов, теория будет выглядеть совсем иначе.



Кийосаки как способ развода лохов
2011-12-24 17:05 Психотехники Бессознательного

Кийосаки и четыре квадранта денежного потока

Есть такой Кийосаки, и его книга «Богатый Пара, Бедный Папа». Богатый Папа там человек умный, а Бедный Папа – человек ну просто очень ограниченный.

И поделил Кийосаки людей по тому, как они зарабатывают деньги, на четыре квадранта: (1) наемники, (2) самостоятельные, (3)предприниматели и (4) инвесторы.

По Кийосаки лучше работать не на хозяина, а на себя, то есть из первого квадранта перейти во второй. Еще лучше сделать так, чтобы другие на тебя работали – перейти в третий квадрант. Еще лучше сделать так, чтобы на тебя работали те, на кого работают другие – стать инвестором. То есть, лучше всего перейти в четвертый квадрант – высший квадрант, в высшую касту инвесторов.

Наемники по Кийосаки – самый тупой народ. Не просто тупой – воинствующе тупой, и потому заслуженно бедный. И представитель этого народа – Бедный Папа. Инвесторы – самые умные, духовные, и потому заслуженно самые свободные и богатые. Конечно, о том, что все кругом тупые, Кийосаки не пишет открыто, но читатель сам сделает выводы.

Дай человеку прочитать книгу «Богатый Папа, Бедный Папа», и превращается человек в полного лоха, считающего себя человеком низшей ступени развития. И тогда он готов отдать людям высших квадрантов всё за их сокровенные знания, за путевку в жизнь.

Что такое сокровенное знание?

Сокровенным знанием в нашем странном мире люди считают ответ на вопрос, как стать тем, кому много платят, кто сам платит мало, кто командует, кого уважают, кто сам никого не уважает. То есть тем, кто умеет стягивать на себя власть и деньги.

Власть и деньги – это, конечно, хорошо, если ты умеешь создавать власть и деньги за счет того, что ты что-то создаешь и организуешь сотрудничество. Но в наше время люди почему-то предпочитают не создавать, а перетягивать, не сотрудничать, а отнимать, и ищут сокровенное знание – как научиться перетягивать.

За надежду получить сокровенное знание от человек высшего квадранта, за возможность поменять квадрант и получить право на уважение и богатство, лох готов отдать всё, что у него есть. Если лох не отдаст последнее он будет считать себя свином, не уважающим сокровенное знание, которое, конечно, сделало бы его богатым и не занятым.

Что в теории квадрантов правда?

Правда в основе какая-то есть. Так всегда – чтобы создать систему лжи, в основу ее надо положить немного сокровенной правды. Даже в основе фашизма была правда, что люди должны быть сильными и должны объединяться.

Какая же правда лежит в основе теории квадрантов? То, что среди наемников очень много воинствующе глупого народу. Да, наемники обоих полов основном состоят из бедных пап. Правда, что большинство наемников готовы обесценивать все достижения людей думающих. Правда, что у большинства наемников никогда нет времени на самое главное – на общение с ресурсными людьми, и на дружбу-сотрудничество. Правда, что большинство из них – это люди с потухшими глазами, мотивированные исключительно инстинктом самосохранения.

Правда и в том, что подобный недалекий народ в предпринимателях обычно не задерживается.

Что в теории квадрантов неправда?

В чем неправда схемы Кийосаки? В том, что простота этой схемы хуже воровства.

К примеру, взаимоотношения артист – продюсер в эту схему не вписываются, но именно отношения этого типа являются нормальными для постиндустриального общества.

В каждой профессии есть необходимость творчества. И врач, и учитель, и психоаналитик, и художник, и писатель, и ученый и даже слесарь… Есть масса профессий, и везде требуется масса творчества. Дураков везде хватает – это понятно. Но это не от принадлежности низшему квадранту. Согласно закону Мерфи, какую группу людей ни возьми, процент дураков будет одним и тем же. На любом уровне.

В норме взаимоотношения работника и предпринимателя – это отношения артиста и продюсера, и главный в эти отношениях как раз не продюсер, а артист. В России, конечно, всё поставлено с ног на голову. Да и не только в России. Потому мир и в кризисе.

Творческий человек – это артист. Предприниматель – это продюсер, задача которого обеспечить артисту условия для работы. Не врачи, учителя и ученые (артисты) существуют, чтобы обеспечить существование предпринимателю. А предприниматели (продюсеры) существуют, чтобы обеспечить возможность работы творцам – учителям, ученым и так далее…

Предприниматель заслуживает больше денег, чем творцы, потому что он ассенизатор и водовоз, потому что он делает самую грязную работу, потому что он человек второго плана, и эту принадлежность вторым ролям ему надо как-то компенсировать. Слава богу, и в предпринимательстве есть масса возможностей для творчества, и это главная компенсация.

Это о том, что такое нормальные отношения, которые должны были бы стать повсеместными, но, увы, не стали. А что же суровая реальность? Может предприниматели – это реальные хозяева жизни? Увы, нет. Они только предпоследнее звено пищевой пирамиды, их имеют и клиенты и рэкетиры от государства – легально и нелегально. Их бизнес – это, как правило, НЕ ИХ бизнес, а потому их хозяева могут обкладывать их любыми налогами и разорять время от времени в назидание соседям. Предприниматели вечно живут в отношениях пробивных и упертых. Они вечно живут в дерьме и напряжении.

Инвестиции или четвертый квадрант от Кийосаки

Четвертый крадрант Кийосаки в наше время - это почти всегда лохотрон. Инвестиции в России, да теперь и во всем мире, – это рулетка. Кто выигрывает в рулетку? Много выигрывают хозяева хозяев казино. Меньше – сами хозяева казино. Еще меньше - прохиндеи, которые за деньги учат лохов, на какие квадраты ставить фишки и в каком состоянии духа это нужно делать. Остальные проигрывают.

Кийосаки и команда – это те, кто за деньги учат лохов, куда и как надо ставить на поля рулетки.

Инвестиции в Росси, да и во всем мире – это хуже, чем рулетка. Инвестиции работали в прошлом и позапрошлом веках, в мире, где собственность была привязана к земле, где производственные дела были прозрачны и предсказуемы. Тогда люди жили в эпоху производства, а не игр. Тогда суды защищали интересы инвесторов, а не спекулянтов, и еще не были частью сформировавшегося Великого Глобального Лохотрона.

Сейчас мы живем в совсем другую эпоху. Сейчас инвестор не может понять премудрости денежных и властных потоков. Всё сокрыто, всё очень сложно. Даже следователи за годы работы, имея исключительные права и полномочия, включая право заключения под стражу и ведения допросов с пристрастием, не распутают теперь, куда что пошло. Где конвертировались деньги во власть, где они ушли оффшоры, где в астрономические зарплаты, где во взятки, где в рекламу, где в лоббирование, сколько вернулось с откатами, что было передано дочерним предприятиям, чтобы обеспечить им бесконтрольную сверхприбыль, что было законным, что не было законным.

Мало того что бизнес утратил прозрачность. Он еще стал совершенно непредсказуемым. О непредсказуемости этого мира почитайте Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости.». Вы поймете, чего стоят эксперты, предсказывающее будущее. Там же поймете, какие инвестиции всё еще возможны в нашем непредсказуемом мире, если ставить именно на его непредсказуемость.

Инвестиции и поны

Инвестиции теоретически возможны, если ты сам отбираешь потенциальных предпринимателей, и вкладываешь в них с пониманием. Но тут вот какая фишка получается. Успешными в России оказываются не те, кто умеют работать, а те, кто умеют раскручивать понты. Если он работяга, он не будет успешным, и нет смысла в него инвестировать. Если он понтовик, он кинет инвестора.

Выигрыш-выигрыш в МКП

В Московском Клубе Пердпринимателей давно уже играют в возможные инвестиции в проекте Выигрыш-Выигрыш. Будто бы там начинающие предприниматели и потенциальные инвесторы могут найти друг друга. Играют давно, да только не было никаких инвестиций. Был, если верить этим «инвесторам» в кавычках, один хороший проект, и «инвесторы» от МКП сами оценили его как хороший, да почему-то (на самом деле, по причинам вышеперечисленным) в него не захотели инвестировать. Вложил деньги инвестор со стороны. То есть, инвестор со стороны взял ту бизнес-удачу, которую упустили инвесторы от МКП, и эта упущенная возможность была единственным «успехом» в кавычках проекта Выигрыш-Выигрыш, о чем с неуместной гордостью рассказывал по радио лидер клуба МКП.

Проект Выигрыш-Выигрыш успешен только в том смысле, что это шоу, за участие в котором можно брать деньги со зрителей. Никто ничего вкладывать не будет по понятным причинам: если трудяга – прогорит, если понтовик – кинет. Если «инвесторы» от МКП еще сами этого не поняли, то потому что они предпочитают думать о себе, как о людях дела, а не как о массовиках-затейниках.


Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

Илья Шальнов
studynlp@narod.ru


В избранное