Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лекции по философии для аспирантов #4


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лекции по философии для аспирантов

Выпуск 4. Количество подписчиков - 2335
(через Subscribe.ru - 1197)
 5 ноября 2003 г.
Архив лекций - на сайте Врач-аспирант  


ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Поздравляю вас с успешной подпиской на рассылку "Лекции по философии для аспирантов"!

После анонса рассылки 31 октября 2003 г. в "Новостях Subscribe.ru" на нее через службу бесплатных почтовых рассылок Subscribe.ru за 5 дней подписалось 1090 человек!

Надеюсь, что рассылка "Лекции по философии для аспирантов" даст вам все необходимые знания для сдачи экзамена кандидатского минимума по философии.

Авторы лекций - преподаватели кафедры философии Саратовского медицинского университета. Ведущий рассылки - аспирант Евгений Логвин.

Для новых подписчиков сообщаю, что архив первых трех выпусков рассылки вы можете посмотреть на сайте "Врач-аспирант" в разделе "Лекции по философии" 

Поехали!

Сегодня в выпуске:

1. Лекция #4 "Философия Нового Времени"

2. Подпишитесь на рассылку "Медицинская кандидатская диссертация"  

3. Заходите на сайт Врач-аспирант 

4. Дискуссионная почтовая рассылка для аспирантов

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. 

В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.

17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".

Френсис Бекон

Френсис Бекон (1561 - 1626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Основные произведения: "Новый органон наук" (старый "Органон" был написан Аристотелем), "Новая Атлантида".

Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта.

Френсис Бекон выделяет 2 типа опытов:

1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку),
2. Светоносные (приводят к новому знанию).

Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.

Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному. Пример индукции: три обезьяны белые - следовательно, все обезьяны белые. Пример дедукции: обезьяны разноцветные  - следовательно, есть обезьяны белые, черные, красные и др.

Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления "форм и простых свойств" или "природ", на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру. Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует.

Истина по Бекону - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности.

Истину искажают "идолы" (ложные представления, предрассудки):

1. Идолы "рода" - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно (т.е. органы чувств),
2. Идолы "пещеры" - у каждого человека есть своя "пещера", которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт,
3. Идолы "площади" - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений,
4. Идолы "театра" - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о "идолах" - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний.

Рационализм

Рене Декарт

Рене Декарт (1596 - 1650 гг.) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. "Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания".

Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В "Рассуждениях о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.

Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. "Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Она мыслилась Рене Декартом как эвристический метод. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

Рационализм и эмпиризм являются главными альтернативными позициями в философии Нового Времени, между которыми велась непрерывная полемика.

Иррационализм

Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623-1662 гг) - основатель данного направления - считал, что рациональные аксиомы не являются исходными. "Человек принимает их не умом, а сердцем (иррационально)". Блез Паскаль обратил внимание на отличие наук гуманитарных от математических, указал на проблему демаркации (разделения) сциентизма и гуманизма.

В философии Нового Времени широко представлена проблема человека и общества.

Для античной философии характерен космоцентризм, для философии Средневековья - теоцентризм, для философии эпохи Возрождения - антропоцентризм (в центре внимания философов - человек как наместник Бога на земле, способный подчинить себе природу), в эпоху Нового Времени - акцент на истолкование человека как полностью подчиненного природе (человек как часть целого). Человек рассматривается как машина, состоящая из костей и мышц, как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами.

Жизнь - это чисто механический и автоматический процесс. Если в природе действуют законы детерминации, то и человек подчинен этим законам. "Человек, познавший эти законы, становится свободным от них" (Спиноза).

Взаимосвязи между человеком и обществом противоречивы. Философы обращаются к проблеме социально-политического устройства общества (устройства справедливого общества, государства). Философы Нового Времени сделали попытку обосновать "земную" а не "божественную" жизнь. Государство - не результат божественного творения, а результат сознательной деятельности людей.

Теория общественного договора.

Теория общественного договора объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми, которые вынуждены перейти от своего естественного, необеспеченного защитой состояния к гражданскому состоянию.

Томас Гобс

Томас Гобс (1588 - 1679) выделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. Естественное Гобс характеризует как войну всех против всех, поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти. Законы государства, по мнению Гобса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства).

Государство - продукт общественного договора. Государство, как гарант мира, дает возможность каждому человеку реализовать его права (на жизнь, безопасность и т.д.), которые ему даны от природы. Томас Гобс являлся сторонником сильной абсолютной государственной власти.

Джон Локк

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гобсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные.

Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав.

Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Цель государства - сохранение свободы и собственности граждан. В теории Локка есть истоки либерализма.

Итак, в 18 веке Идея Просвещения - мысль о разумности мира, доминирования разума становятся главной движущей силой истории.

До новых встреч!

Лектор - Н.В. Пушкарева, доцент кафедры философии и социальных наук
Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ). Стенография и компьютерный набор лекции - Евгений Логвин, аспирант СГМУ.
Все права защищены. Разрешается републикация лекции с обязательным указанием автора лекции и гиперссылки на сайт Врач-аспирант

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ "МЕДИЦИНСКАЯ КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ"

Вы хотите 2 раза в месяц бесплатно получать на свой e-mail статьи, советы и тематические ссылки, полезные во время работы над кандидатской диссертацией?

Тогда прямо сейчас подпишитесь на рассылку "Медицинская кандидатская диссертация"!

В рассылке также публикуются новости сайта "Врач-аспирант" http://www.disser.ru 

Вы можете подписаться на рассылку на сервере Subscribe.ru http://subscribe.ru/catalog/science.health.disser или через форму быстрой подписки:

Рассылки Subscribe.Ru
Медицинская кандидатская диссертация

Введите в окошко ваш e-mail и нажмите OK.

ЗАХОДИТЕ НА САЙТ "ВРАЧ-АСПИРАНТ"

На сайте "Врач-аспирант" http://www.disser.ru находится подборка материалов в помощь работающим над медицинской кандидатской диссертацией: статьи, руководства, рекомендации, советы, каталог сайтов, полезных аспиранту и многое другое.

На сайте вы можете почитать следующие статьи:

1. Как подготовиться к экзамену кандидатского минимума по немецкому языку
2. Написание литературного обзора: поиск и систематизация первоисточников
3. Как работать с литературой
4. Интернет - источник информации для аспиранта. Поисковые машины
5. Интернет - источник информации для аспиранта. Каталоги сайтов
6. Интернет - источник информации для аспиранта. Почтовые рассылки

Библиотека сайта "Врач-аспирант"

В настоящее время в бесплатной библиотеке сайта "Врач-аспирант" находятся следующие книги:

1. Анализ результатов научных медицинских исследований 
2. Общие проблемы применения статистики в биомедицине 
3. Интенсивный курс перевода с английского 

В начале 2004 года книги с помощью программы eBook Edit Pro будут преобразованы из HTML - документов в электронные книги. Электронные книги - это современный удобный формат размещения текстовой информации. Электронные книги можно легко и быстро загружать из Интернета, а затем читать в спокойной обстановке.

В марте 2004 года в библиотеке сайта "Врач-аспирант" будет размещена электронная книга "Курс лекций по философии для аспирантов".

В данной книге будут собраны 25 лекций по философии, прочитанные аспирантам Саратовского медицинского университета с октября 2003 г. по март 2004 г.

ДИСКУССИОННАЯ ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА "ВРАЧ-АСПИРАНТ"

Внимание! Уважаемые коллеги!

Не упустите уникальную возможность задать вопросы по подготовке и защите диссертации 200 читателям дискуссионной почтовой рассылки "Врач-аспирант"! 

По данным статистики (предоставлена Subscribe.ru) 71% подписчиков рассылки имеют высшее образование, 20% - степень кандидата медицинских наук, 80% ежедневно проверяют свой электронный почтовый ящик!

Чтобы задать вопрос подписчикам, вам необходимо подписаться на рассылку "Врач-аспирант".
Вы можете сделать это прямо сейчас на сервере Subscribe.ru http://subscribe.ru/catalog/science.health.disserforum или через форму быстрой подписки:

Рассылки Subscribe.Ru
Врач-аспирант

Введите в окошко свой e-mail и нажмите ОК

Как работает рассылка:

Вы подписываетесь на рассылку и отправляете письмо с вопросом по адресу science.health.disserforum-list@subscribe.ru Ваше письмо будет автоматически размножено и разослано всем подписчикам рассылки.

Например:

Сергей Алексеевич, аспирант кафедры общей хирургии Кубанской медицинской академии подписался на дискуссионную рассылку "Врач-аспирант" и 22 октября 2003 г. отправил подписчикам дискуссионной почтовой рассылки по адресу science.health.disserforum-list@subscribe.ru следующее письмо:

"Доброго времени суток участникам!
Пишу диссертацию по медицине, столкнулся с проблемой. Всю работу стопорит.
Необходим мануал к системе оценки качества жизни EORTC QLQ-C30 ( версия 2).
Может, встречали реальные (не запароленные) ссылки, или у кого есть мануал.
Официальный буржуйский сайт не даёт, хотя регистрировал и отсылал форму.
Очень нужно! Буду очень благодарен за информацию.
С уважением Сергей Алексеевич".

Уже на следующий день Сергею Алексеевичу через дискуссионную рассылку ответил один из 180 ее подписчиков - Валерий:

"Рад вашему обращению и постараюсь чем-нибудь помочь.
Говоря по правде, я мало знаком с мануалом к системе оценки качества жизни EORTC QLQ-C30, однако по поисковой системе Яндекс нашел следующий сайт http://www.popularmed.com/ru/extras.html а также на нем (сайте) ссылку http://www.eortc.be 
Успешного вам завершения диссертации!"


Всего хорошего!


Следующий, 5-й выпуск рассылки "Лекции по философии для аспирантов" будет разослан подписчикам 26 ноября 2003 г.


Если у вас есть собственные статьи, советы и ссылки, обязательно поделитесь ими с моими читателями - ваш бесценный опыт обогатит каждого посетителя сайта Врач-аспирант!

Я убежден, что создание сайта Врач-аспирант и наполнение его полезной информацией - наше общее дело!

P.S. Буду вам благодарен, если вы сообщите мне о всех возможных ошибках в тексте и навигации данного выпуска.


Ведущий рассылок "Лекции по философии для аспирантов" и "Медицинская кандидатская диссертация" аспирант Евгений Логвин,
logvin@yandex.ru, http://www.disser.ru 


Copyright 2003 by Евгений Логвин. Все права защищены.
Разрешается републикация материалов рассылки с обязательным указанием ссылки
на сайт Врач-аспирант и со ссылкой на автора материала.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное