Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Как ни парадоксально, доказательством определенной правоты предыдущего


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия для чайников
Часть II - № 2

Здравствуйте!
В настоящий момент, когда число подписчиков "Философии для чайников" значительно увеличилось, мы должны сделать специальное пояснение для тех, кто подписался на наши выпуски в 2004 - 2005 годах.
Рассылка, хотя и имела, выходящие за пределы жанра задачи, первоначально выходила, как обычное просветительское сочинение. Все, кто хочет составить свое мнение об этом периоде найдут необходимые материалы в соответствующем разделе нашего сайта: Философия для чайников.
Но я всегда исповедовал, и уже ничто, наверное, не убедит меня в обратном, что философия есть практическое явление, и только практические цели оставляют философию интересной и важной в наши дни.
Минувшие десятилетия и события сегодняшнего дня ясно показывают (по крайней мере ясно показывают мне) социальную катастрофу, одним из эпицентров которой является Россия. Это осознание привело автора рассылки к тому, что в начале прошлого года мы фактически свернули выпуски "философии для чайников", рассылая отдельные ее эпизоды, только членам нашего сайта, то есть узкому кругу единомышленников. Но это не значит, что работа над основными идеями рассылки остановилась. Она просто искала новую форму. И эта новая форма наконец воплотилась в тексты, которые мы и предлагаем в обновленном выпуске нашей рассылки.
Стремясь максимально приблизиться к деталям Современности, мы начинаем теперь не с классической истории философии, не с базовых понятий бытия, материи, сознания, а с социальной философии, с попытки осмыслить недавнее прошлое и современность. Я не говорю даже, может быть, а почти уверен, что очень многих читателей новая форма рассылки, как минимум, рассердит. И теперь я прошу вас, наберитесь терпения, мы не собираемся провозглашать новый путь в социализм (хотя и не видим в социализме ничего, что хуже или лучше буржуазной демократии - обе эти формы и без нашей помощи доживают свои дни). Речь идет о социальных мифах, которые часто играют роковую роль в выборе личного и социального пути). Мы вернемся еще и к истории и к основным вопросам философии, но не с позиции отстраненного философоведения, потому что философия не может быть отстраненной от личностного и культурного восприятия жизни.
Всем, кто, несмотря на наше длительное отсутствие, и несмотря на возможную неудовлетворенность предыдущим выпуском, остался с нами, я говорю сегодня спасибо и обещаю, что вы будете вознаграждены по крайней мере попыткой создания интересных текстов.
Как ни парадоксально, доказательством определенной правоты предыдущего выпуска рассылки является поведение самой рассылки. Если вы не поленитесь и посмотрите статистику «Философии для чайников» за предыдущую неделю, то увидите небольшую убыль подписчиков сразу после выпуска. Напомню, что я говорил о мифах сегодняшнего дня «рыночной экономике» и «демократии». Даже нескольких критических замечаний о святая святых «открытого общества» – рыночной экономике – вызвало раздражение у тех, кто ушел, и, возможно, разозлило  и вас, мой терпеливый читатель.

Но именно это, пусть и достаточно жестко, я стремился показать. «Рыночная экономика» из простого инструмента организации производства, торговли и распределения превратилась сегодня в символ, на который готово молиться огромное количество людей, стремящихся считать себя справедливыми и прогрессивными. Гнев, желание спорить или даже не читать текст, который противоречит «убеждениям», все это прямые свидетельства нуминозности символа. Под нуминозностью в данном случае будем понимать такое состояние, когда при одном негативном упоминании о предмете поклонения пробегают холодные мурашки, свидетельствующие о том, что волоски на нашем теле встали, о том, что ели бы была у нас шерсть, то она вздыбилась бы, свидетельствуя об инстинктивном (!) гневе.

Мы еще вернемся, как к понятию нуминозности, так и к причине возникновения символов и мифов в современном обществе.

А пока, как было и обещано в предыдущем выпуске займемся другим «символом прогрессивности» – демократией.

Заранее прошу прощения, если вновь вызову приступ неадекватного гнева, может быть наш эксперимент и чрезмерен и играет не на пользу имиджу рассылки и ее ведущего, но я считаю, что те, кто не в силах слышать объективное рассуждение о предмете веры, в настоящее время не смогут понять и дальнейших рассуждений. Не в чем обвинить этих людей, они во власти мощного очарования, но и спорить с ними до определенного срока бесполезно. Но если вы сейчас читаете эти строки, преодолев приступы негодования, мы сможем понять друг друга. Будем уважать стремление к поиску справедливости, оно всегда чревато очарованием. Ведь и я не избавлен от него, и сегодня рассуждаю о демократии критично, только потому, что приобрел другие символы веры. Не поручусь, что мои принципы чем-то лучше ваших. Но скажу с определенной уверенностью, что на каждом этапе развития человечества, наиболее опасными для него являются те мифы, которым поклоняется большинство, и которые являются инструментом в руках сильных мира.

Определим демократию.

Как социальный механизм – она только способ создания руководящей структуры общества и метод управления. Мы забудем сейчас о классическом представлении, что демократия есть власть народа. Каждому, кто уже столкнулся с демократическими формами управления понятно и без дополнительных объяснений, что все, существовавшие до сих пор и существующие в настоящее время, формы демократии не были и не являются властью народа. Чтобы участвовать в демократических структурах, нужно, как минимум, быть сытым, иметь жилище, время, умение и желание. В крайнем случае, нужно не иметь семьи и долгосрочных обязательств. (Поэтому, я думаю, все великие формы демократии прошлого и настоящего построены с помощью той или иной структуры рабства. Но эта мысль требует отдельных социальных и исторических изысканий, в связи с чем оставим ее до поры до времени в покое. Просто прошу обратить внимание на то, что все имперские перевороты, начиная с эпохи Александра Македонского и Древнего Рима, делались руками народных масс и с их согласия.)

Особенностью демократии является наличие трех признаков, которые делают демократический механизм относительно справедливым, а при определенных обстоятельствах достаточно эффективным. Это выборность, равновесие властей и право.

Мы сейчас не будем рассуждать о собственно политологических терминах с позиции их форм. Нас интересует только одно – как эта штука работает. Демократическая теория еще в середине ХХ века избавилась от мысли, что выборы помогают выдвинуть к власти лучших. Опровержение такого подхода наиболее внятно отражено в книге Поппера «Открытое общество и его враги». (Если вы не знаете этой работы, очень рекомендую почитать. Кого-то она усилила в его демократических и рыночных принципах, кого-то заставила создать «Анти-Поппер». Меня эта книга тоже очень тронула, и хотя я не согласен почти ни с одной буквой Поппера, мне это произведение кажется наиболее честным из тех, что созданы либералами и позитивистами, а так же и наиболее ясным).

Выборы не нацелены на выдвижение лучших, они призваны обеспечивать циркуляцию элиты, то есть более цивилизованным способом выполнять ту работу, которую товарищ Сталин возложил на расстрелы и лагеря.

Товарищ Сталин был умным вождем, а иногда мне кажется, что он очень хорошо понимал марксизм, и даже – ошибки марксизма. Иногда мне кажется, что он посвятил свою жизнь борьбе с пришествием нового исторического лидера – класса бюрократии или как теперь принято говорить менеджмента. Увы, марксизм идеализировал исторический механизм и вместо действительного подставил желаемое – торжество рабочего класса и коммунизм, в то время как на смену загнивающей буржуазии шел класс, который только и мог взять власть на данном историческом этапе – управленцы. Мы отвлеклись немного, последняя мысль тоже не может быть доказана на основании сказанного и предваряет очень отдаленные выпуски рассылки. Пока я хотел указать только на то, что долгое нахождение у власти одной и той же элитарной группы ведет к застою, установлению личных связей, усилению бюрократических барьеров и т.д. И не случайно, что, несмотря на все жестокости и очевидные глупости, только сталинская эпоха была золотой для «реального социализма».

Выборность, в теории, позволяет избежать жестокостей и волюнтаризма для поддержания «естественной» циркуляции элит. В свою очередь равенство властей, право и гражданское общество призваны обеспечить систему противовесов, которые позволят скорректировать глупости некоторых конкретных правителей. В развитых странах Европы и в США такая система работает эффективно, хотя и введена только частично, хотя и получает право на существование только за счет бесспорного экономического лидерства этих стран, хотя и не находит своего продолжения в производственных структурах этих стран, хотя, как мне кажется, и на Западе она переживает последние времена.

Все эти «хотя» постараемся рассмотреть через неделю.

Последние публикации:
Социология личности и общества - учебный материал по разделу "социология идентичности", возможно использование для подготовки рефератов. Не учитесь сами присмотрите для ваших детей.
Сайт автора: www.realdialectics.com
Автор:
Эдуард Нигмати
e-mail: nigmati@realdialectics.com
Россия, Казань -
2005

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.philo
Отписаться

В избранное