Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Философия для чайников


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия для чайников
Часть II - № 1

Здравствуйте!
Мы возобновляем нашу рассылку. Сейчас сайт "Ученые и литературные сборники" сменил свой адрес, концепцию и, в определенной мере аудиторию, включив в нее русскоязычную эмиграцию.
Я надеюсь, что наши тексты будут по прежнему вам интересны. Одновременно, в самом начале, должен предупредить, что мы отступим от традиционной формы популярных текстов о философии. Современность не оставляет достаточного времени для неспешных и отвлеченных рассуждений и требует обсуждения насущных проблем нашего дня, близкого и отдаленного будущего.
В новом формате рассылка не будет по ученому нейтральной. И, вероятно, вы будете не согласны со мной по многим позициям. Буду рад выслушать ваше мнение и поспорить с вами. Но остаюсь убежденным в том, что философия не может быть такой же отстраненной от явлений человеческой жизни и личных оценок, как классическое естествознание.

Это новый цикл рассылки "Философия для чайников". В нем мы попробуем рассмотреть практическую необходимость мировоззрения и судьбу теоретической мысли в России.

Я постараюсь начать с простых основ. И постараюсь также обойтись минимумом цитирования и терминов. Но не могу обещать, что текст будет легким всегда.

Тем не менее, начнем.

Сегодня я хотел бы, обратить ваше внимание на несколько простых вещей, которые в последние годы кажутся нам истинными без доказательств.

Прежде всего, к таким естественным истинам относят правило свободы выбора. Предполагается, что только свобода выбора является полноценной свободой и что она дает возможность каждому реализовывать свои идеи, задачи, цели, жизненные планы. Я прекрасно понимаю американцев, для которых понятие свободы выбора является чем-то священным, чем-то единственно правильным, тем, что надо подарить всему остальному человечеству. Молодая культура Америки начиналась с отстаивания именно этого права.

Американцы настолько уверовали в истинность тезиса свободы выбора, что даже и не замечают, что в большинстве, так называемых развитых культур, свобода выбора давно уже представляет собой формулу "оставьте меня в покое". У американцев еще теплится надежда на осуществление "American way" (Американского пути). Они верят, что если много и усердно работать, каждый из них сможет ездить в хорошем автомобиле, жить за городом и иметь собственный бизнес. Они изнуряют себя напудренными улыбками и энергично следуют вперед, оставляя для отдыха только шопинг по выходным и путешествия.

Для американцев эта вера несет все-таки нуминозное значение. Другими словами, они испытывают духовное, почти божественное ощущение от своих действий. Их миф о свободе выбора - дает им реальный смысл жизни, вдохновение, комфорт и уверенность.

Большая часть Европы, которая собственно и произвела этот лозунг на излете своего духовного развития, теперь ведет себя иначе. Оставьте меня в покое там чаще всего обозначает - дайте мне право плевать на соседа, нацию, брата, возвышенные мечты. Дайте мне возможность жить как все, не хуже чем все, может быть, лучше, чем все, но только не лезьте больше со своими "Dream", "Way" и т.п.

Что такое на самом деле свобода выбора?

Во первых, это экономическая теория, которая подразумевает равные возможности для всех участников рынка, когда каждый игрок априори имеет неограниченные потребности, а окружающая среда ограничивает его возможности. На первый взгляд выстраивается вполне приемлемая прагматическая схема, которая подразумевает, что толпа естественных эгоистов пребывает в извечной борьбе за ограниченные ресурсы.

Эту борьбу можно теоретически урегулировать двумя способами:

  1. Ограничить претензии участников административными способами, ввести государственные и социальные запреты. Так возникает группа людей, которая рационально распределяет ресурсы. Отсюда и название этого метода в учебниках классической экономики - рационирование.
  2. Рынок автоматически регулирует взаимоотношения между участниками через механизмы спроса и предложения. В этом случае соотношение двух названных величин формирует цену, а последняя показывает, у кого есть возможность получить данный ресурс. Таким образом возникает конкуренция, которая и определяет возможности каждого участника рынка в свободной экономической борьбе.

Западная, так называемая либеральная, идеология основывается на том, что конкуренция есть продуктивное явление. Экономика, основанная на конкуренции, - эффективна, и такая экономика в конечном итоге доставляет государству и корпорациям средства для помощи бедным и слабым слоям населения.

Рационирование - непродуктивное явление. Административное распределение ресурсов влечет за собой коррупцию, кумовство, "управленческую ренту". При рационировании у экономических единиц и работников отсутствует стимул для деятельности, и экономика государства приходит в упадок.

В целом такая формула верна. Но так как идея свободного рынка и конкуренции, как его главного регулятора, основана на целом ряде допущений, она обращается в трагедию для целого ряда культур (цивилизаций).

Прежде всего уточним, что конкуренция может быть неплохим регулятором человеческих отношений только в обществе, где люди изначально привыкли выстраивать индивидуалистическую линию поведения. Такими коллективами с самых давних времен обладали государственные ассоциации морских купцов.

В этом вводном письме я не буду останавливаться на исторических естественных и психологических обоснованиях цивилизационных различий. Пока просто констатации... И в них для меня важно лишь указать на принципиальную разницу мировоззрений человека, рожденного в США, в Западной Европе и в России. Эта разница тем более заметна на фоне того экономического и культурного хаоса, который возник в странах xUSSR на фоне либеральных реформ.

В формуле экономической свободы отсутствует множество элементов, которые при пристальном рассмотрении указывают на то, что на самом деле конкурентная экономика не дает даже свободы выбора. Все участники такого экономического процесса уже по праву рождения имеют совершенно разные стартовые позиции даже в экономическом смысле. То есть каждый человек имеет разное наследство.

Но если мы рассмотрим наследство рядового игрока рынка не только в экономическом смысле, но и с позиции чему его учат богатый папа, бедный папа, образованный папа, необразованный папа, американский папа, немецкий папа, японский папа, русский папа и т.д. Киосаки (автор нашумевшего бестселлера "Богатый папа, бедный папа") заплакал бы, если только попробовал разобраться во всех культурологических и социальных нюансах, которые ставят нас на разные ступени экономических и культурных ниш.

И если увидеть распределение ресурсов с помощью спроса и предложения с позиции одного из тех, кто, либо родился в небогатой семье, либо не способен торговать, руководить, создавать красивые обертки, то сразу видно, что он оценивает возникающую цену, как крайне несправедливую. Ведь эта цена чаще всего не соответствует подлинной стоимости товара. Она лишь результат воздействия спроса. Вещь и услуга невольно начинают включать в себя стоимости упаковки, рекламы, товарного знака, менеджмента, и огромную толику жадности. Ведь отчего бы не сделать хлеб, водку, колбасу, мясо, кредиты, наркотики, попсу и прочие продукты с неэластичным спросом настолько большими, насколько позволят аппетиты. При определенном уровне безответственности бизнесмен и поступает именно так.

Наконец, при полном отсутствии общественного и государственного вмешательства спрос перенаправляет производство и услуги в сферу скорее эгоистически и телесно значимую, чем в нечто важное для сохранения цивилизации и человека.

Какой  механизм здесь находит Запад? Командно-административный!!! Он называет этот инструмент менеджментом. Он усыпляет нас сладкими словами о социально-ориентированном маркетинге, о поисках миссии, полномочиях и ответственности... И это все теория, которая идеально работает только в мире, где столетиями пестовались надежды на богатство, свободу и качество жизни.

Попробуйте на базе такой же идеологии создать аналогичную модель в России. Попробовали?..

Ура - эксперимент потрясающий настолько, что крайне-либеральная Хакамада заявляет о безответственности менеджеров среднего звена, эксперимент породивший бесконечную гонку за административной и уголовной рентой.

Что тут можно придумать хуже. Кинули призыв - богатей. И тут же разбогатели бывшие партийные работники, комсомольские активисты, паханы и директора. Ах, равенства на старте не было. Усилим регулирование экономики. И пошло-поехало: комиссии, комитеты, инспекции - толпа проверяющих менеджеров, тех кто не несет никакой ответственности, но может претендовать на управленческую ренту. Ясно одно, что нельзя было начинать с идеологии богатения и комфорта. Но начали. Спросите у себя кому это было нужно?

Миф номер два. Демократия - единственная власть, обеспечивающая динамическое развитие за счет конкурентной смены элит. Отсюда демократия - ненадежный, но единственно возможный способ правления, потому что все другие способы - тоталитарные и античеловеческие...

И об этом, мы поговорим через несколько дней.

Последние публикации на сайте: Диалектика публицистики
Наш сайт: http://realdialectics.com
Автор рассылки
Эдуард Нигмати
e-mail: nigmati@rialdialectics.com
Россия, Казань - 2005
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.philo
Отписаться

В избранное