Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск 39-40


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 39-40

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

"Окно в мир творчества": в Новоуральске впервые прошли музыкальные воркшопы для особых детей // Наша городская газета. - 2022. -14 сент. (№ 37). - С. 4 : фот.*

На базе новоуральской Детской школы искусств педагоги из Екатеринбургских музыкальных школ провели уроки и мастер-классы для детей с особыми потребностями (в рамках благотворительного проекта "Окна в мир творчества").

Серебряков Е. Зарядились позитивом на учебный год // Нейва. - 2022. - 07 сент. (№ 71). - С. 17 : фот.*

В Центральном парке культуры и отдыха Новоуральска состоялся очередной общегородской праздник "Большое путешествие" вместе с проектом "Школа Росатома", посвященный Дню знаний.

ЕГЭ

Дополнительный период ЕГЭ-2022 прошел в штатном режиме. - Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/dopolnitelnyj-period-ege-2022-proshel-v-shtatnom-rezhime/ (дата обращения: (09.01.2023).*

Дополнительный период ЕГЭ-2022 прошел в штатном режиме, без сбоев. Экзамены по русскому языку и математике базового уровня в дополнительные сроки проводились с 5 по 20 сентября. Сдать экзамены в дополнительный период могли те выпускники, которые не прошли государственную итоговую аттестацию в основной период и не получили аттестат. Участники, которым не удалось пройти государственную итоговую аттестацию, смогут пересдать экзамены только на следующий год.

Рособрнадзор проведет новый цикл онлайн-консультаций для выпускников и педагогов от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ. - Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-provedet-novyj-czikl-onlajn-konsultaczij-dlya-vypusknikov-i-pedagogov-ot-razrabotchikov-ekzamenaczionnyh-materialov-ege/ (дата обращения: (09.01.2023).*

Разработчики контрольных измерительных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений проведут новую серию онлайн-консультаций «На все 100» для будущих участников экзаменов и учителей. В ходе онлайн-консультаций можно будет получить самую актуальную информацию об экзаменационных материалах ЕГЭ 2023 года: структуре и содержании экзаменационной работы, изменениях, которые произошли в этом году. Эксперты ФИПИ расскажут, на какие задания стоит обратить особое внимание и как правильно выстроить работу по подготовке к ЕГЭ, как избежать типичных ошибок и лучше использовать доступные ресурсы для подготовки.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Болтовская Е. А. Языковый статус и функционирование в речи компаративных норм, находящихся в отношениях свободного варьирования // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 59-64.

Сопоставляются различные подходы к определению грамматического статуса категории степеней сравнения в языковой системе.

Дернова Н. В. Повторение изученного в V классе: лексика : VI кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 13-15.

Повторение учащимися изученного по теме "Лексика".

Курбат М. Т. Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Я знаю" // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 40-44.

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования обучающих интеллектуальных игр.

Лаворенко М. А. "Дело о фразеологизмах" : внекл. мероприятие по рус. яз. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 35-37 : рис.

Углубление и расширение знаний учащихся о фразеологических сочетаниях.

Матылевич И. И. "Путешествие в прошлое, или Тайна слов в загадках": музейный урок в V кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 35-38.

Учебное занятие в рамках факультатива в 5 классе "Кладовая слов русского языка".

Намесникова Н. В. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 24-26.

Саморазвитие педагога как непрерывный процесс в условиях цифровизации.

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 24 // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 32-33.

Дополнительные материалы по русскому языку для средней школы.

Рогова Ю. В. Специфика репрезентации миграционного кризиса 2021 года в публицистическом дискурсе // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 52-56.

На материале публикаций в периодических изданиях характеризуется лексика миграционного кризиса 2021 года.

Хомич Г. В. Методические аспекты изучения уместности, богатства и чистоты речи на занятиях со студентами-филологами // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 55-58.

Описывается система упражнений, используемых при изучении уместности, богатства и чистоты речи на занятиях со студентами-филологами.

Шаматранова Л. К. Занимательные задания по разделу "Лексика" // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 3-6.

Дополнительные материалы по русскому языку для школьников.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Вяжевич В. С. Путешествие в удивительный мир басен И. А. Крылова : внеклас. мероприятие по рус. Литерат. : VI кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 37-41 : рис.

Расширение знаний учащихся о жизни и творчестве русского писателя Ивана Андреевича Крылова.

Гелеверьева С. В. Литературный эрудит : игра для VIII-IX клас. // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 46-50.

Закрепление знаний по русской и зарубежной литературе, полученных в 8 классе.

Гович М. Б. Создание отзыва - труд и творчество талантливого читателя // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 34-35.

Предлагается отзыв учащейся 11 класса Екатерины Шиш о стихотворении Маргариты Алигер "А наши судьбы, помыслы и слава...".

Горбачев А. Ю. Культурное измерение литературы // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 53-54.

Литература как феномен культуры.

Гринева И. В. "Поэты всегда возвращаются..." : лит.-муз. композиция, посвящен. жизни и творчеству В. С. Высоцкого // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 41-45.

Расширение литературного кругозора учащихся через знакомство с творчеством поэта, музыканта, актера Владимира Семеновича Высоцкого.

Забоева Л. И. "Несказанное, синее, нежное..." : лит.-муз. гостиная по творчеству С. А. Есенина // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 49-52.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Земляник Т. В. Общая характеристика идиостиляБ. Пастернака : на материале русскоязычных эпистоляр. текстов // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 57-64.

Представлена общая характеристика идиостиля Бориса Леонидовича Пастернака, выполненная на основе анализа эпистолярных текстов автора.

Казанцева С. В. Визуализация как способ формирования читательской грамотности // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 26-29 : табл., рис.

Формирование и развитие у учащихся читательской грамотности.

Кацнельсон Л. И. А. С. Пушкин. "Няне" : VI кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 30-32.

Особенности поэтической речи в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина "Няне".

Капшай Н. П. Довериться автору, поверить в читателя, выверить словом и проверить временем: образ исторической эпохи в рассказе А. Платонова "На заре туманной юности" // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 16-24.

Образ времени и черты исторической эпохи в рассказе Андрея Платоновича Платонова "На заре туманной юности".

Кошман Е. А. Великий баснописец : внеклас. мероприятие // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 44-46 : рис.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству русского писателя Ивана Андреевича Крылова.

Курбат М. Т. Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Я знаю" // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 40-44.

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования обучающих интеллектуальных игр.

Куришко Л. В. Прием "Лови ошибку" на уроках русской литературы // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 13-15.

Игровой прием "Лови ошибку" как эффективное средство организации учебной деятельности учащихся.

Лашук Р. С. Кроссворд "Жизнь и творчество Н. А. Некрасова" / Р. С. Лашук, И. О. Сечко // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 50-51 : рис.

Литературный кроссворд, посвященный жизни и творчеству русского писателя Николая Алексеевича Некрасова.

Леонович В. Л. Образование слов : дидакт. материал к урокам рус. яз. в X кл. (повышен. уровень) // Русский язык и литература. - 2022. -№ 6. - С. 3-12.

Комплекс заданий по русскому языку для проверки знаний учащихся 10 класса.

Масловская А. К. Художественная литература как один из древнейших видов искусства : VI кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 16-18.

Повторение изученного в 5 классе материала по русской литературе.

Ребковец Т. С. "Гори, гори, моя звезда" : лит.-муз. композиция, посвящен. жизни и творчеству И. С. Тургенева // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 45-48.

Расширение и углубление представления учащихся о жизни и творчестве русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Северов С. А. Проверочная работа по теме "Биография А. Н. Островского. Социально-психологическая драма "Гроза" : Х кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 6. - С. 32-34 : табл.

Проведение проверочной работы по русской литературе для 10 класса. Тема заданий - биография Александра Николаевича Островского и его драма "Гроза".

Северов С. А. Тест "Предпосылки возникновения реализма в русской литературе" : X кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 23-24 : табл.

Тестовые задания для проверки знаний по русской литературе для учащихся 10 класса.

Старовойтова И. Г. Романтизм : IX кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 19-22 : табл., рис.

Развитие у учащихся навыка работать с текстом и умения отличать романтизм от классицизма.

Страшнова С. М. Х. К. Андерсен. Сказка "Снежная королева" : V кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 10-12.

Значение сказки "Снежная королева" в жизни и творчестве датского писателя Ханса-Кристиана Андерсена.

Шудейко Ю. Г. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 7-9.

Уроки по развитию речи, способствующие формированию у школьников нравственных качеств.

Якимовец И. С. Любовная лирика Ф. И. Тютчева : Х кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 7. - С. 25-31.

Цель урока - показать тонкость и глубину поэзии русского писателя Федора Ивановича Тютчева.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Апарина Ю. И. Обучение иноязычному говорению учеников с низкой познавательной активностью / Ю. И. Апарина, Д. А. Кузнецова // Начальная школа. - 2022. -№ 8. - С. 58-60.

Рассматриваются вопросы обучения говорению на иностранном языке обучающихся с низкой познавательной активностью в условиях инклюзивного образования.

Ассуирова Л. В. Интерферентные ошибки в речи детей-инофонов / Л. В. Ассуирова, А. В. Минкина // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 17-19.

В статье обращается внимание на актуальную проблему современного образования: как обучать учащихся поликультурной школы русскому языку. Авторы рассматривают интерферентные ошибки, называют причины появления этих ошибок в речи детей, прослеживая непосредственную связь их появления с типом родного языка обучающихся.

Афанасьева Ж. В. Создание подкаста в начальной школе / Ж. В. Афанасьева, А. А. Разумова // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 29-31.

Статья посвящена описанию возможностей работы по совершенствованию монологических умений младших школьников в процессе создания подкаста; приведены задания, соотнесенные с формируемыми умениями.

Бегунова Е. Г. Изучение лексики - ресурс нравственного воспитания обучающихся / Е. Г. Бегунова, Е. С. Бельц // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 33-35.

Рассматриваются возможности организации работы в области нравственного воспитания младших школьников на уроках русского языка. Авторы предлагают использовать потенциал словарной работы на материале лексико-тематической группы "человеческие отношения". В качестве иллюстрации такой работы представлен конспект урока по теме "Слова-друзья (синонимы) ".

Богданова А. В. Образовательный ресурс учебников в овладении иноязычной лексикой / А. В. Богданова, М. Р. Анисимова // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 56-58.

Представлен анализ современных учебников по английскому языку для начальной школы относительно заложенных в них возможностей для обучения младших школьников иноязычной лексике. Охарактеризованы результаты количественного анализа лексического материала, размещенного на страницах учебников, предложены пути его расширения.

Гаврилина М. В. Телестудия как средство формирования медиаграмотности у детей 5-7 лет / М. В. Гаврилина, С. Е. Шукшина // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 61-63.

Рассматриваются возможности цифровых образовательных ресурсов и медиатехнологий в формировании медиаграмотности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Установлена взаимосвязь между понятиями "медиаобразование" и "медиаграмотность", выделены ключевые аспекты медиаграмотности. Представлен опыт работы детской телестудии на базе дошкольной образовательной организации.

Дейкина А. Д. Подготовка учителя на основе сотрудничества в современном педагогическом образовании // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 3-6.

В статье привлечено внимание к организации процесса профессиональной подготовки учителя на основе сотрудничества обучающихся. Такой подход в образовании формирует индивидуальный и коллективный опыт овладения профессией и ее ключевой составляющей - методикой преподавания. Реализации указанного подхода способствуют современные технологии новой информационной среды.

Десяева Н. Д. Содержание и структура обучающей речи учителя в современных цифровых реалиях // Начальная школа. - 2022. -№ 8. - С. 12-14.

Статья посвящена проблеме влияния цифровизации образования на содержание, форму и функции обучающей речи учителя. Рассматриваются понятие обучающей речи и модели ее трансформации. Особое внимание уделено методическому аспекту - речи как средству обучения.

Интерактивная игра науроке по предмету "окружающий мир" / М. С. Смирнова, Ю. В. Александрова, А. И. Глущенко [и др.] // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 51-55 : ил.

Представлена разработка интерактивной сетевой игры "Путешествие пингвина Зузу" для III-IV классов. Игра разработана в рамках изучения дисциплины "Технология формирования экологической культуры младших школьников". Даются также методические рекомендации по созданию игр в программе "PowerPoint".

Крылова Е. С. Работа с толковым словарем при обучении полисемии учеников-инофонов // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 36-38.

Статья посвящена сложному и многогранному явлению - полисемии. Автор отмечает, что школьники-инофоны испытывают значительные затруднения в изучении таких слов, и предлагает активно использовать толковый словарь в целях обогащения лексического запаса учащихся младших классов. Предлагаются алгоритм составления учебного толкового словаря и примеры заданий, направленных на усвоение разных значений многозначных слов.

Кулаева Г. М. Дидактический потенциал цифрового сторителлинга на уроках русского языка // Начальная школа. - 2022. -№ 8. - С. 31-33.

Автор пишет об использовании техники сторителлинга (от англ. storytelling - рассказывание историй) в процессе обучения русскому языку в начальной школе.

Курлыгина О. Е. Развитие знаково-символических универсальных учебных действий на уроках русского языка / О. Е. Курлыгина, А. С. Солобаева // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 22-24.

Описаны основные пути становления у младших школьников знаково-символических универсальных учебных действий.

Курсанова В. С. Работа над словами с непроверяемыми орфограммами на основе современных технологий // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 38-39.

Представлены онлайн-платформы, сервисы для дидактических игр, конструкторы тестов, которые могут быть использованы для изучения непроверяемых или труднопроверяемых орфограмм.

Лихачева Т. С. Формирование межкультурных компетенций во внеурочной деятельности : праздник "Прощание с Азбукой" / Т. С. Лихачева, А. О. Манухина // Начальная школа. - 2022. -№ 8. - С. 64-66.

Рассматривается возможность формирования компетенций межкультурных коммуникаций в ходе проведения праздника "Прощание с Азбукой" в поликультурном классе. Одним из путей решения поставленной задачи является интенсификация межнационального общения с использованием элементов национальных традиций (национальные блюда, танцы, фольклор).

Муртазина Н. А. О применении авторских разработок в обучении математике / Н. А. Муртазина, В. Н. Митичкина // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 46-48.

Рассматриваются возможности использования авторских средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Авторы описывают опыт их применения в процессе формирования у младших школьников представлений о единицах времени.

Николаева Е. А. Русский язык в системе образования Азербайджана / Е. А. Николаева, С. К. Мамедова // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 68-70.

Авторы пишут об изучении русского языка в общеобразовательных учреждениях Азербайджанской Республики.

Опарина Н. А. Сценарные аспекты работы организатора театрализованного досуга школьников // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 66-67.

Рассматриваются некоторые особенности сценарной работы организатора детской театрализованной деятельности.

Савенков А. И. Развитие метакогнитивных компетенций у будущих педагогов / А. И. Савенков, М. А. Романова, П. В. Смирнова // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 7-11.

В статье говорится о развитии метакогнитивных компетенций у будущих учителей начальных классов в процессе разработки ими сюжетов математических задач для младших школьников. Приведены примеры оригинальных композиций задач, сконструированных студентами.

Светловская Н. Н. Первоначальное обучение и самообучение учителя творческому чтению детской литературы / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 14-16.

Даются рекомендации учителям начальных классов по профессиональному восприятию и оценке литературных произведений из круга чтения современного младшего школьника, необходимых им для общего и литературного развития.

Сильченкова Л. С. Воссоздающее воображение как компонент литературного образования / Л. С. Сильченкова, А. Д. Копейкина // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 40-42.

Рассмотрены проблемы формирования у младших школьников воссоздающего воображения как важной читательской компетенции. Авторы предлагают описание практической работы по формированию этого читательского умения на уроках литературного чтения.

Трегубова Л. С. Текст как ресурс языкового образования в условиях культурного многообразия // Начальная школа. - 2022. - № 8. - С. 20-22.

Рассматривается проблема начального языкового образования в условиях культурного многообразия, раскрывается образовательный потенциал текстов для реализации социокультурного подхода в процессе межкультурной коммуникации обучающихся на уроках русского языка.

ШКОЛЬНОМУ  ПСИХОЛОГУ

Жарикова Н. Коллекция новых разминочных игр, чтобы адаптировать первоклассников // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 52-55.

В статье представлена картотека игр для развития внимания, памяти и самоконтроля у младших школьников.

Как проверить, готова ли школа к приему детей беженцев // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 42-49.

В статье рассматривается самодиагностика школы, которая поможет узнать, готова ли она к приему детей беженцев.

Карловская Н. Ежедневная циклограмма на август : что важно сделать перед началом учеб. года // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 14-19.

В статье представлен подробный план работы педагога-психолога на август.

Карловская Н. Как зонировать кабинет педагога-психолога в школе: план-схема с подсказками // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 20-22 : 1 ил.

В статье даются рекомендации по оформлению кабинета школьного педагога-психолога.

Кочетова Ю. "Синдром эмоционального выгорания родителей" // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 56-61.

В статье рассматриваются признаки эмоционального выгорания и способы его профилактики.

Соловьева Д. Какие мероприятия включить в годовой план работы в соответствии с новыми ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 6-13.

В статье представлен подробный план работы педагога-психолога в соответствии с новым ФГОС третьего поколения.

Петрова Я. Готовый план взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда поновым ФГОС / Я. Петрова, А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 33-41.

В статье представлен подробный план совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда на 2022/23 учебный год в соответствии с новым ФГОС.

Соловьева Д. Конспект занятия "Эмоции и социальные сети" для подростков : готовая тетрадь // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 63-80.

В статье представлена психологическая программа по развитию эмоционального интеллекта подростков.

Фокина А. Программа сопровождения детей с ОВЗ на 2022/23 учебный год: как подготовить // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2022. - № 8. - С. 24-32.

В статье представлена пошаговая инструкция, которая поможет разработать программу для сопровождения школьников с ОВЗ.

 

                                                                      Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary


В избранное