Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2022. Выпуск № 8


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 8

[2021]

ЕГЭ

Почти 1,5 миллиона девятиклассников сдадут итоговое собеседование в основной срок 9 февраля. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/pochti-15-milliona-devyatiklassnikov-sdadut-itogovoe-sobesedovanie-v-osnovnoj-srok-9-fevralya/ (дата обращения: (14.02ф.2022).*

1млн 462 тыс. девятиклассниковзарегистрированынаучастиевитоговомсобеседованиипорусскомуязыкувосновнойсрок 9 февраля 2022 года. Успешная сдача итогового собеседования является для выпускников 9 классов условием допуска к государственной итоговой аттестации. В 2022 году, как и годом ранее, итоговое собеседование может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий. В двух регионах проведение итогового собеседования перенесено из-за ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой. Во всех пунктах проведения итогового собеседования будут применяться меры эпидемиологической безопасности, рекомендованные Роспотребнадзором.

Участники ЕГЭ-2022 выбрали предметы для сдачи. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/uchastniki-ege-2022-vybrali-predmety-dlya-sdachi/ (дата обращения: (14.02ф.2022).*

1 февраля завершился прием заявлений на участие в ЕГЭ в 2022 году. Самым массовым экзаменом остается ЕГЭ по русскому языку – это обязательный предмет для получения аттестата о среднем общем образовании, кроме того, его результаты необходимы для поступления в вуз на любое направление подготовки. Второй, обязательный для получения аттестата предмет, математика, в 2022 году вновь проводится на базовом и профильном уровнях. Самым популярным предметом по выбору остается обществознание, биология второй год опережает по популярности физику. Среди иностранных языков по-прежнему самым популярным остается английский язык.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Антонова Л. Г. Всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 103-104.

Краткая информация о всероссийской научно-методической конференции "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения"), которая состоялась 29-30 октября 2021 года в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова.

Арапова Н. С. Сетчатка // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 3-4.

Этимология слова «сетчатка».

Богданова А. В. Сравнительная характеристика языковых средств создания образов Владимира Ленина и Николая II // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 5-8.

Сравнение образов Владимира Ленина и последнего русского царя Николая II в романе "Красное колесо" Александра Солженицина.

Верховых Л. Н. Домашние задания к онлайн-урокам русского родного языка // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 9-13.

Предлагаются упражнения и задания, которые могут применяться при организации обучения на уроках русского родного языка, на уроках культуры речи в 5-6 классах.

Зеленин А. В. Синтаксическая аномалия: "от слова совсем" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 67-77.

Представлен комплексный социолингвистический и экспрессивно-синтаксический анализ выражения "от слова совсем", распространившегося в русском языке с начала 21 века. Компьютерный сленг – возможный источник возникновения фразеосхемы, ее полевая структура: ядро (от слова) и периферия (совсем). Высказывается гипотеза о возможности рассмотрения данной модели как аграмматизма и парцеллированной конструкции.

Иванова О. Е. Правописание наречий: старые и новые вопросы : (из материалов академ. описания рус. орфографии) // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 56-66.

Обсуждение некоторых традиционных и новых вопросов, касающихся правил правописания наречий.

Каверина В. В. "Российская грамматика" М. В. Ломоносова – первый свод правил русского правописания // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 87-95, 3-я с. обл.

На основании анализа изданий "Российской грамматики" 1757 и 1765 г. рассмотрена орфографическая программа Михаила Васильевича Ломоносова и конкретные правила правописания, изложенные в грамматическом сочинении. Прослеживается влияние ломоносовских правил на орфографическую практику 18–19 столетий и труды последователей великого ученого.

[Кроссворд] // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 23-24.

Кроссворд на знание фактов из различных отраслей знаний.

Ларионова Л. Г. Слитно-дефисно-раздельные написания // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 18-20.

Фрагменты рабочей тетради "Слитно-дефисно-раздельные написания", в которой представлены дополнительные ко всем действующим школьным учебникам русского языка для 5-7 классов учебные материалы по слитному и раздельному написанию частиц Не и Ни.

Маринченко И. А. Стилистические приемы использования звукоподражательной лексики в произведениях Виталия Бианки / И. А. Маринченко, Е. В. Васильева // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 50-55.

Выявление стилистико-функциональной специфики использования ономатопов в рассказах и сказках Виталия Бианки.

Никитин О. В. Национальная научная конференция "Русское слово в научной парадигме XXI века" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 101-102.

Информация о работе национальной научной конференции "Русское слово в научной парадигме XXI века".

Никифирова О. В. "Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется" : (тексты А. П. Гайдара на уроках русского языка) // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 14-17.

Предлагаются варианты использования на занятиях по русскому языку отрывков из повести Аркадия Петровича Гайдара "Школа".

XIV Международная научнаяконференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект" / Е. А. Абрамова, М. В. Пименова, Е. Ю. Рыкин, О. И. Соколова // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 99-100.

28-30 сентября 2021 года во Владимирском государственном университете состоялась 14 Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект", посвященная 120-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Николая Николаевича Прокоповича.

Черникова Н. В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 78-86 : 2 табл.

Обоснована необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся вуза на дисциплинах речеведческого цикла. В их числе: понимание профессионального идеала как личностная, внутренняя мотивация обучения; использование коммуникативно-когнитивного подхода; ориентация на поэтапное формирование коммуникативной личности.

Шаповал В. В. Поэтимы : (поэт. загадки по этимологии) // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 21-22.

Дидактический материал по этимологии.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Григорьева Е. В. Содержание и средства экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 16-19.

В статье рассматривается содержание экологического образования младших школьников в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В качестве средств его реализации приводятся примеры заданий для внеурочной деятельности из авторского пособия по практической экологии для младших школьников.

Громова Л. А. Регенеративное экологическое образование в начальной школе // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 12-16.

Регенеративное экологическое образование признается международным сообществом наиболее важным фактором устойчивого развития человечества. Для современной российской школы актуальным является восстановление традиций экологического воспитания, заложенных отечественными педагогами. В начальной школе главной задачей ставится гуманизация экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности, связанной с непосредственным взаимодействием с живой природой.

Жук А. С.Формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе интеграции предметов эстетического цикла в начальной школе // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 30-34 : табл.

Представлена авторская программа внеурочной деятельности "В мире искусства" для учащихся I класса. Данная программа опирается на методы и принципы интеграции, которые позволяют изучать искусство в самых разных его проявлениях, видах и жанрах. Программа предусматривает не только развитие первоначальных представлений об искусстве, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий.

Кропочева Т. Б. Социализация младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир" / Т. Б. Кропочева, М. В. Синева // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 19-23 : табл.

В статье рассматривается содержание курса "Окружающий мир" с точки зрения формирования у обучающихся ряда социальных компетенций на примере разделов "Наша планета" и "Земля - наш общий дом".

Митина Г. В. Лингвистические игры как средство формирования интереса к изучению русского языка / Г. В. Митина, Г. С. Ильиных, Е. В. Высотина // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 52-58.

В статье описано одно из средств формирования интереса к изучению русского языка у младших школьников - лингвистическая игра. Представлены варианты использования лингвистических игр на разных этапах уроков.

Мусс Г. Н. Потенциал учебных предметов в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 5-11 : схем.

В статье актуализируется проблема использования потенциала учебных предметов в развитии коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Автор описывает теорию вопроса и предлагает некоторые способы ее решения с опорой на анализ содержания нормативно-правовых документов.

Налимова И. В. Профориентация в начальной школе / И. В. Налимова, А. В. Шевчук // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 35-38 : табл., рис.

Рассмотрены вопросы организации профориентационной работы в начальной школе. Раскрывается содержание курса внеурочной деятельности "Математика в профессиях". Описан ход занятия во II классе, направленного на знакомство с профессией повара.

О зимних видахспорта // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 72-75 : ил.

Представлен дидактический материал, который может быть использован для проведения уроков, внеклассных занятий о зимних видах спорта в начальной школе.

Пантелеева Л. А. Вариативный характер овладения учебно-терминологической лексикой учащимися с речевыми нарушениями // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 4-10.

Рассматривается проблема усвоения учебно-терминологической лексики детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Раскрываются особенности понимания, семантической интерпретации учебно-терминологических единиц, самостоятельного использования их в рамках речевого высказывания. Представлена типология ошибок овладения учебно-терминологическими единицами учащимися с нарушениями речи, определены степени сформированности учебно-терминологической лексики у детей данной категории.

Пичугин С. С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики : современ. дидактические инструменты учителя нач. классов // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 38-46 : рис.

В статье очерчивается круг недочетов отечественной системы начального общего образования и существующих дефицитов качественного методического инструментария формирования функциональной грамотности младших школьников. Представлен анализ заданий современных учебников математики, позволяющих устранять потенциальные проблемы и затруднения учителя начальной школы в развитии функциональной грамотности учеников I-IV классов.

Сергеева Г. П. Предметы художественно-эстетического цикла в школе: современные направления развития // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 24-29.

В статье рассматриваются основные направления, тенденции музыкального образования в России, деятельность ведущих ученых в области музыкальной педагогики, нормативные документы, учебники и учебные пособия по предмету "музыка" издательства "Просвещение".

Усманова Л. С. Подготовка студентов колледжа к организации внеурочной исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 62-65 : табл.

Представлен опыт подготовки будущих учителей к организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Царева С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 66-71.

Автор обращает внимание на многообразие видов и форм работы с задачами на уроках математики в начальной школе.

Чердынцева Е. В. Динамика цифровой компетентности учителей начальной школы / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, Е. Г. Ожогова // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 59-61.

Представлены результаты исследования сформированности мотивационного компонента цифровой компетентности у учителей начальных классов.

Черногрудова Е. П. Организация проектной деятельности на этимологическом материале в начальных классах // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 47-52 : табл.

Рассмотрены ход и содержание нескольких вариантов проектной работы на уроках русского языка в начальных классах на примере проекта "Словарь", посвященного этимологическому исследованию.

ШКОЛЬНОМУ  ЛОГОПЕДУ

Адизов У. У. Теория и модели коммуникации // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 30-37.

Рассматривается эволюция теории коммуникации. Дается определение коммуникации согласно разным подходам и учениям, а также методологии ее понимания.

Алтухова Т. А. Групповые логопедические занятия по пропедевтике навыка чтения у обучающихся первых классов, имеющих риск возникновения нарушений письменной речи // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 50-62.

Представлены разработки групповых логопедических занятий по пропедевтике навыка чтения у обучающихся первых классов. Занятия ориентированы на первоклассников, имеющих риск возникновения нарушений письменной речи по результатам логопедической диагностики.

Артемова С. А. Формирование моторного праксиса у детей со стертой дизартрией на логопедических занятиях / С. А. Артемова, М. В. Ярикова // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 38-45.

Анализируются особенности моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией. Раскрываются направления логопедической работы по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Бондаренко Н. А. Развитие связной монологической речи у детей младшего школьного возраста посредством моделирования // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 46-49.

Отражена важность развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста. Освещена система коррекционной работы, ее последовательность. Рассмотрены цели, задачи и результаты развития связной монологической речи посредством моделирования.

Елецкая О. В. Преодоление нарушений формирования орфографической компетенции у школьников с дизорфографией на основном этапе логопедической работы // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 10-24.

Рассматривается актуальная проблема преодоления нарушения формирования у школьников орфографического навыка письма. Анализируются результаты формирующего эксперимента, проведенного в среде учащихся с дизорфографией и предлагаются пути логопедической работы, направленной на преодоление нарушений орфографической компетенции у данного контингента детей.

Косырева А. С. Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Продукты питания"// Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 78-85.

Представлен конспект занятия, которая позволяет в игровой форме закрепить у детей знания о продуктах питания, активизировать лексический запас по теме, составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц.

Немова А. Н. Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 86-93.

Представлен опыт использования дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Склярова И. В. Дифференциация звуков [Ц] - [Ч]. Буквы Цц, Чч. Конспект логопедического занятия второй класс // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 68-77.

Представлен конспект логопедического занятия, где в игровой форме предлагается формировать умение различать звуки [Ц] - [Ч] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Шитикова Е. Ю. Система словообразовательных цепочек существительных как один из способов познания русского языка // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 25-29.

Описывается явление последовательной деривации слов. Рассматриваются словообразовательные цепочки существительных как методологически значимое средство обучения языку. Дается характеристика структурно-семантическим свойствам цепочек однокоренных слов в сфере русских существительных, а также выявляются пути их систематизации.

Яструбинская Е. А. Конспект логопедического занятия. Тема: Предлоги // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 63-67.

Представлен конспект логопедического занятия, основной целью которого является знакомство с предлогами, их дифференциация, а также научить детей правильно употреблять предлоги в устной речи и правильно их писать.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 8

[2021]

ЕГЭ

Почти 1,5 миллиона девятиклассников сдадут итоговое собеседование в основной срок 9 февраля. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/pochti-15-milliona-devyatiklassnikov-sdadut-itogovoe-sobesedovanie-v-osnovnoj-srok-9-fevralya/ (дата обращения: (14.02ф.2022).*

1млн 462 тыс. девятиклассниковзарегистрированынаучастиевитоговомсобеседованиипорусскомуязыкувосновнойсрок 9 февраля 2022 года. Успешная сдача итогового собеседования является для выпускников 9 классов условием допуска к государственной итоговой аттестации. В 2022 году, как и годом ранее, итоговое собеседование может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий. В двух регионах проведение итогового собеседования перенесено из-за ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой. Во всех пунктах проведения итогового собеседования будут применяться меры эпидемиологической безопасности, рекомендованные Роспотребнадзором.

Участники ЕГЭ-2022 выбрали предметы для сдачи. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/uchastniki-ege-2022-vybrali-predmety-dlya-sdachi/ (дата обращения: (14.02ф.2022).*

1 февраля завершился прием заявлений на участие в ЕГЭ в 2022 году. Самым массовым экзаменом остается ЕГЭ по русскому языку – это обязательный предмет для получения аттестата о среднем общем образовании, кроме того, его результаты необходимы для поступления в вуз на любое направление подготовки. Второй, обязательный для получения аттестата предмет, математика, в 2022 году вновь проводится на базовом и профильном уровнях. Самым популярным предметом по выбору остается обществознание, биология второй год опережает по популярности физику. Среди иностранных языков по-прежнему самым популярным остается английский язык.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Антонова Л. Г. Всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83№ 1. - С. 103-104.

Краткая информация о всероссийской научно-методической конференции "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения"), которая состоялась 29-30 октября 2021 года в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова.

Арапова Н. С. Сетчатка // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 3-4.

Этимология слова «сетчатка».

Богданова А. В. Сравнительная характеристика языковых средств создания образов Владимира Ленина и Николая II // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 5-8.

Сравнение образов Владимира Ленина и последнего русского царя Николая II в романе "Красное колесо" Александра Солженицина.

Верховых Л. Н. Домашние задания к онлайн-урокам русского родного языка // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 9-13.

Предлагаются упражнения и задания, которые могут применяться при организации обучения на уроках русского родного языка, на уроках культуры речи в 5-6 классах.

Зеленин А. В. Синтаксическая аномалия: "от слова совсем" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 67-77.

Представлен комплексный социолингвистический и экспрессивно-синтаксический анализ выражения "от слова совсем", распространившегося в русском языке с начала 21 века. Компьютерный сленг – возможный источник возникновения фразеосхемы, ее полевая структура: ядро (от слова) и периферия (совсем). Высказывается гипотеза о возможности рассмотрения данной модели как аграмматизма и парцеллированной конструкции.

Иванова О. Е. Правописание наречий: старые и новые вопросы : (из материалов академ. описания рус. орфографии) // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 56-66.

Обсуждение некоторых традиционных и новых вопросов, касающихся правил правописания наречий.

Каверина В. В. "Российская грамматика" М. В. Ломоносова – первый свод правил русского правописания // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 87-95, 3-я с. обл.

На основании анализа изданий "Российской грамматики" 1757 и 1765 г. рассмотрена орфографическая программа Михаила Васильевича Ломоносова и конкретные правила правописания, изложенные в грамматическом сочинении. Прослеживается влияние ломоносовских правил на орфографическую практику 18–19 столетий и труды последователей великого ученого.

[Кроссворд] // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 23-24.

Кроссворд на знание фактов из различных отраслей знаний.

Ларионова Л. Г. Слитно-дефисно-раздельные написания // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 18-20.

Фрагменты рабочей тетради "Слитно-дефисно-раздельные написания", в которой представлены дополнительные ко всем действующим школьным учебникам русского языка для 5-7 классов учебные материалы по слитному и раздельному написанию частиц Не и Ни.

Маринченко И. А. Стилистические приемы использования звукоподражательной лексики в произведениях Виталия Бианки / И. А. Маринченко, Е. В. Васильева // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 50-55.

Выявление стилистико-функциональной специфики использования ономатопов в рассказах и сказках Виталия Бианки.

Никитин О. В. Национальная научная конференция "Русское слово в научной парадигме XXI века" // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 101-102.

Информация о работе национальной научной конференции "Русское слово в научной парадигме XXI века".

Никифирова О. В. "Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется" : (тексты А. П. Гайдара на уроках русского языка) // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 14-17.

Предлагаются варианты использования на занятиях по русскому языку отрывков из повести Аркадия Петровича Гайдара "Школа".

XIV Международная научнаяконференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект" / Е. А. Абрамова, М. В. Пименова, Е. Ю. Рыкин, О. И. Соколова // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 99-100.

28-30 сентября 2021 года во Владимирском государственном университете состоялась 14 Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект", посвященная 120-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Николая Николаевича Прокоповича.

Черникова Н. В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 78-86 : 2 табл.

Обоснована необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся вуза на дисциплинах речеведческого цикла. В их числе: понимание профессионального идеала как личностная, внутренняя мотивация обучения; использование коммуникативно-когнитивного подхода; ориентация на поэтапное формирование коммуникативной личности.

Шаповал В. В. Поэтимы : (поэт. загадки по этимологии) // Русский язык в школе и дома. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 21-22.

Дидактический материал по этимологии.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Григорьева Е. В. Содержание и средства экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 16-19.

В статье рассматривается содержание экологического образования младших школьников в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В качестве средств его реализации приводятся примеры заданий для внеурочной деятельности из авторского пособия по практической экологии для младших школьников.

Громова Л. А. Регенеративное экологическое образование в начальной школе // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 12-16.

Регенеративное экологическое образование признается международным сообществом наиболее важным фактором устойчивого развития человечества. Для современной российской школы актуальным является восстановление традиций экологического воспитания, заложенных отечественными педагогами. В начальной школе главной задачей ставится гуманизация экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности, связанной с непосредственным взаимодействием с живой природой.

Жук А. С.Формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе интеграции предметов эстетического цикла в начальной школе // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 30-34 : табл.

Представлена авторская программа внеурочной деятельности "В мире искусства" для учащихся I класса. Данная программа опирается на методы и принципы интеграции, которые позволяют изучать искусство в самых разных его проявлениях, видах и жанрах. Программа предусматривает не только развитие первоначальных представлений об искусстве, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий.

Кропочева Т. Б. Социализация младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир" / Т. Б. Кропочева, М. В. Синева // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 19-23 : табл.

В статье рассматривается содержание курса "Окружающий мир" с точки зрения формирования у обучающихся ряда социальных компетенций на примере разделов "Наша планета" и "Земля - наш общий дом".

Митина Г. В. Лингвистические игры как средство формирования интереса к изучению русского языка / Г. В. Митина, Г. С. Ильиных, Е. В. Высотина // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 52-58.

В статье описано одно из средств формирования интереса к изучению русского языка у младших школьников - лингвистическая игра. Представлены варианты использования лингвистических игр на разных этапах уроков.

Мусс Г. Н. Потенциал учебных предметов в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 5-11 : схем.

В статье актуализируется проблема использования потенциала учебных предметов в развитии коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Автор описывает теорию вопроса и предлагает некоторые способы ее решения с опорой на анализ содержания нормативно-правовых документов.

Налимова И. В. Профориентация в начальной школе / И. В. Налимова, А. В. Шевчук // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 35-38 : табл., рис.

Рассмотрены вопросы организации профориентационной работы в начальной школе. Раскрывается содержание курса внеурочной деятельности "Математика в профессиях". Описан ход занятия во II классе, направленного на знакомство с профессией повара.

О зимних видахспорта // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 72-75 : ил.

Представлен дидактический материал, который может быть использован для проведения уроков, внеклассных занятий о зимних видах спорта в начальной школе.

Пантелеева Л. А. Вариативный характер овладения учебно-терминологической лексикой учащимися с речевыми нарушениями // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 4-10.

Рассматривается проблема усвоения учебно-терминологической лексики детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Раскрываются особенности понимания, семантической интерпретации учебно-терминологических единиц, самостоятельного использования их в рамках речевого высказывания. Представлена типология ошибок овладения учебно-терминологическими единицами учащимися с нарушениями речи, определены степени сформированности учебно-терминологической лексики у детей данной категории.

Пичугин С. С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики : современ. дидактические инструменты учителя нач. классов // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 38-46 : рис.

В статье очерчивается круг недочетов отечественной системы начального общего образования и существующих дефицитов качественного методического инструментария формирования функциональной грамотности младших школьников. Представлен анализ заданий современных учебников математики, позволяющих устранять потенциальные проблемы и затруднения учителя начальной школы в развитии функциональной грамотности учеников I-IV классов.

Сергеева Г. П. Предметы художественно-эстетического цикла в школе: современные направления развития // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 24-29.

В статье рассматриваются основные направления, тенденции музыкального образования в России, деятельность ведущих ученых в области музыкальной педагогики, нормативные документы, учебники и учебные пособия по предмету "музыка" издательства "Просвещение".

Усманова Л. С. Подготовка студентов колледжа к организации внеурочной исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 62-65 : табл.

Представлен опыт подготовки будущих учителей к организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Царева С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 66-71.

Автор обращает внимание на многообразие видов и форм работы с задачами на уроках математики в начальной школе.

Чердынцева Е. В. Динамика цифровой компетентности учителей начальной школы / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, Е. Г. Ожогова // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 59-61.

Представлены результаты исследования сформированности мотивационного компонента цифровой компетентности у учителей начальных классов.

Черногрудова Е. П. Организация проектной деятельности на этимологическом материале в начальных классах // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 47-52 : табл.

Рассмотрены ход и содержание нескольких вариантов проектной работы на уроках русского языка в начальных классах на примере проекта "Словарь", посвященного этимологическому исследованию.

ШКОЛЬНОМУ  ЛОГОПЕДУ

Адизов У. У. Теория и модели коммуникации // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 30-37.

Рассматривается эволюция теории коммуникации. Дается определение коммуникации согласно разным подходам и учениям, а также методологии ее понимания.

Алтухова Т. А. Групповые логопедические занятия по пропедевтике навыка чтения у обучающихся первых классов, имеющих риск возникновения нарушений письменной речи // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 50-62.

Представлены разработки групповых логопедических занятий по пропедевтике навыка чтения у обучающихся первых классов. Занятия ориентированы на первоклассников, имеющих риск возникновения нарушений письменной речи по результатам логопедической диагностики.

Артемова С. А. Формирование моторного праксиса у детей со стертой дизартрией на логопедических занятиях / С. А. Артемова, М. В. Ярикова // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 38-45.

Анализируются особенности моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией. Раскрываются направления логопедической работы по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Бондаренко Н. А. Развитие связной монологической речи у детей младшего школьного возраста посредством моделирования // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 46-49.

Отражена важность развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста. Освещена система коррекционной работы, ее последовательность. Рассмотрены цели, задачи и результаты развития связной монологической речи посредством моделирования.

Елецкая О. В. Преодоление нарушений формирования орфографической компетенции у школьников с дизорфографией на основном этапе логопедической работы // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 10-24.

Рассматривается актуальная проблема преодоления нарушения формирования у школьников орфографического навыка письма. Анализируются результаты формирующего эксперимента, проведенного в среде учащихся с дизорфографией и предлагаются пути логопедической работы, направленной на преодоление нарушений орфографической компетенции у данного контингента детей.

Косырева А. С. Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Продукты питания"// Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 78-85.

Представлен конспект занятия, которая позволяет в игровой форме закрепить у детей знания о продуктах питания, активизировать лексический запас по теме, составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц.

Немова А. Н. Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 86-93.

Представлен опыт использования дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Склярова И. В. Дифференциация звуков [Ц] - [Ч]. Буквы Цц, Чч. Конспект логопедического занятия второй класс // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 68-77.

Представлен конспект логопедического занятия, где в игровой форме предлагается формировать умение различать звуки [Ц] - [Ч] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Шитикова Е. Ю. Система словообразовательных цепочек существительных как один из способов познания русского языка // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 25-29.

Описывается явление последовательной деривации слов. Рассматриваются словообразовательные цепочки существительных как методологически значимое средство обучения языку. Дается характеристика структурно-семантическим свойствам цепочек однокоренных слов в сфере русских существительных, а также выявляются пути их систематизации.

Яструбинская Е. А. Конспект логопедического занятия. Тема: Предлоги // Школьный логопед. - 2021. - № 4. - С. 63-67.

Представлен конспект логопедического занятия, основной целью которого является знакомство с предлогами, их дифференциация, а также научить детей правильно употреблять предлоги в устной речи и правильно их писать.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное