Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2019. Выпуск17-18


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 17-18

[2019]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Доронин Ю. Уйти от второй смены // Нейва. - 2019. - 10 апр. (№ 28). - С. 19 : фот.*

О строительстве второго корпуса школы в д. Починок.

ЕГЭ

Рособрнадзор публикует видеорекомендации ЕГЭ-2019 по биологии и географии[Электронный ресурс] // ЕГЭ 2019 : официал.информ. портал Единого гос. экзамена. – [Б. м.], 2001-    . – URL:http://www.ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=26837 (дата обращения: (06.05.2019).*

Серию рекомендаций по подготовке к Единому государственному экзамену, подготовленную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федерльным институтом педагогических измерений, завершают видеоролики по биологии и географии. Биология один из наиболее популярных экзаменов по выбору, ежегодно этот предмет сдают более 20% от общего числа участников ЕГЭ. Результаты экзамена стабильны.

Рособрнадзор рассказал директорам школ об особенностях организации итоговой аттестации для учащихся с ОВЗ[Электронный ресурс] // ЕГЭ 2019 : официал.информ. портал Единого гос. экзамена. – [Б. м.], 2001-    . – URL:http://www.ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=26880&id_85=19533&id_90=20699&id_86=18793(дата обращения: (06.05.2019).*

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки перед началом основного периода проведения Единого государственного экзамена и основного государственного экзамена провела совещание в режиме видеосвязи для директоров школ, в ходе которого представители службы напомнили об особенностях организации государственной итоговой аттестации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов.

УЧИТЕЛЮ  МАТЕМАТИКИ

Агаханов Н. Х. Муниципальный этап XLV Всероссийской олимпиады школьников по математике в Московской области / Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 18-28 : 8 рис.

В статье приводятся задания (с решениями) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2018/2019 учебного года в Московской области.

Бунимович Е. Математика для жизни и не только // Математика в школе. - 2019. - № 2. - 2-я с. обл.

О современных подходах к преподаванию математики в школе.

Дворянинов С. В. Всероссийский съезд преподавателей и учителей математики 6–7 декабря 2018 года в МГУ // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 58-60 : 4 фот.

6-7 декабря 2018 г. в стенах МГУ им. М. В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд преподавателей и учителей математики.

Дворянинов С. В. От условия текстовой задачи – к уравнению // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 35-37 : рис.

Предложена организация деятельности учащихся при решении текстовых задач на составление уравнений.

Калинин С. И. Формула Лагранжа и средние величины // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 29-34.

предметов

Рассматривается вопрос об использовании формулы Лагранжа для дифференцируемых функций при описании некоторых средних величин двух положительных чисел. Приводятся задачи о сравнении таких средних.

Кукушкин Б. Н. Задачи простые, но… // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 68-70.

Приведены ответы и решения задач, предложенных в № 1 за 2019 год.

Малышев И. Г. Оторвавшиеся // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 3-6.

Автор статьи рассуждает о качестве преподавания математики в школе.

О IV Международной научной конференции "Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе" / Л. И. Боженкова, М. В. Егупова // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 54-58 : 4 фот.

Представлен обзор IV Международной научной конференции "Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе", которая прошла 4–5 декабря 2019 года в Институте математики и информатики Московского педагогического государственного университета.

Рыжик В. И. Школьная математика как введение в науку // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 61-67.

Как сблизить науку математику и учебный предмет "математика"? Как успешно реализовать на практике дидактический принцип научности, превратив его в руководство к действию? В статье предлагается одно из решений этой непростой проблемы.

Савватеев А. В. Математика для гуманитариев. Живые лекции // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 43-53 : 5 рис.

О книге А. В. Савватеева "Математика для гуманитариев. Живые лекции". Книга содержит записи нескольких лекций, прочитанных автором перед "непрофильной" аудиторией с целью ознакомления слушателей с некоторыми базовыми понятиями, способами рассуждений и построений и языком современной математики. Представлена одна из лекций, в которой автор в увлекательной форме рассказывает о свойствах простых чисел, пифагоровых троек и связанных с ними задачах.

Смирнов В. А. Задачи на распознавание сечений многогранников / В. А. Смирнов, И. М. Смирнова // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 11-17 : 12 рис.

В статье рассматриваются задачи на распознавание многоугольников, которые могут быть сечениями куба, тетраэдра и четырёхугольной пирамиды плоскостью.

Троицкий Е. В. Орбиты, циклы и алгоритм Капрекара // Математика в школе. - 2019. - № 2. - С. 38-42.

Представлен материал для небольшого элективного курса для учащихся VII–IX классов общеобразовательных школ. Предлагаемая в статье серия задач связана с отображением Капрекара. Решая их, учащиеся познакомятся с базовыми понятиями теории динамических систем на конечных множествах – орбитами, циклами и неподвижными точками отображений.

УЧИТЕЛЮ  ГЕОГРАФИИ

Беляева М. В. Кейс "Четыре меры прекрасного у японцев" как пример реализации "Диалога культур" в географическом страноведении // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 16-26.

В статье автор обосновывает значимость применения в географии культурологического подхода в рамках гуманизации современной географии, раскрывает сущность понимания "диалога культур" с точки зрения М. М. Бахтина и В. С. Библера, описывает методические возможности реализации "диалога культур" на примере кейса "Четыре меры прекрасного у японцев". Данный материал может быть использован при изучении темы "Япония". В кейсе описывается система исторически сложившихся эстетических критериев японцев, лежащих в основе их мировосприятия. Материал направлен на поиск ответа на вопрос: "Почему природное несовершенство, простота, утилитарность и недосказанность являются главными мерилами красоты у японцев? ".

Борсук О. А. Природное и рукотворное Наследие: три книги Ал. А. Григорьева // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 61-62.

Представлена информация о трех книгах Ал. А. Григорьева, в которых через объекты Всемирного наследия прослеживаются особенности освоения геопространства в далеком прошлом, рассмотрены концепции развития природы и общества с позиций разных наук о Земле.

Воронина М. А. Харбин – столица провинции Хэйлунцзян // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 10-15 : ил.: 2-я с. обл.

Автор дает характеристику города Харбина, делится своими впечатлениями от посещения города.

Горкина Т. И. Экономическая экспансия Китая на примере геополитической программы "Новый шелковый путь" // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 3-10 : 2 табл.

Рассматривается проблема расширения инвестиционной деятельности Китая в транспортно-логистической сфере в рамках геополитического проекта "Новый шелковый путь". Реализация проекта основывается на сотрудничестве со странами, входящими в зону этого проекта, через логистику, экономику, строительство и культуру. В ходе реализации проекта усилится сопряжение стран – членов ЕАЭС и Китая, который планирует перенос в страны, которые войдут в зону "Нового шелкового пути", части производственных мощностей со своей территории.

Дмитрук Н. Г. Творческая деятельность школьников во внеурочной работе по географии / В. А. Низовцев, Н. Г. Дмитрук // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 48-55.

Представлен опыт организации занятий со школьниками во внеурочное время на Сатинском учебно-научном стационаре Географического факультета МГУ.

Попова М. С. Возможности использования старинных карт и навигационных документов (поморских лоций) для активизации исследовательской деятельности школьников // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 44-47, 64 : 6 рис.

Раскрываются возможности использования старинных карт и навигационных документов (поморских лоций) для активизации исследовательской деятельности школьников, показывает направления их использования в самостоятельной поисковой практике детей.

Саренко Г. И. Педагогический марафон учебных предметов как условие развития профессиональной компетентности / Г. И. Саренко, С. Ж. Вальтер ; фот. Т. Н. Савченко // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 55-60 : вклеены 2 л. ил.

О ежегодных марафонах для учителей географии, которые проводятся в г. Омске.

Саренко Г. И.Смысловое чтение на уроках географии // География в школе. - 2019. - № 2. - С. 27-44 : 9 табл., 1 рис.

Автор в статье рассказывает о том, что такое функциональная грамотность, о способности ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, заниматься чтением для того, чтобы использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Атрощенко Л. А. Местоимение как часть речи : VI класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 27-29 : рис.

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение".

Барандеев А. В. Этимологии "необычных" топонимов // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 92-96.

Рассмотрены группы географических названий, которые в бытовом обыденном сознании носителей языка воспринимаются как необычные (неблагозвучные, неэстетичные, неприличные). Проанализированный репертуар топонимов представлен гидронимами, а также ойконимами, отражающими физико-географическую специфику местности, и ойконимами, образованными на базе некалендарных личных имен или фамилий владельцев поселений.

Богданова Е. С. Работа над грамматическими ошибками на уроках русского языка в старшей школе // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 26-30 : 2 табл.

Обосновывается необходимость специальной работы по совершенствованию грамматического строя речи старших школьников и коррекции грамматических ошибок в их работах.

Боженко Л. Н.Материалы для подготовки к ЦТ // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 3-13 : табл.

Проверочные задания для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку.

Бондарева Л. А. Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза : VII класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 33-34.

Обобщение знаний учащихся о союзе и его морфологическом разборе.

Второй этап республиканской олимпиады по русскому языку и литературе : IX класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 49-56.

Задания республиканской олимпиады по русскому языку и литературе 2018 г. для учащихся старших классов.

Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку: концептуальный подход // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 35-40.

Попытка представить методику выделения проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку, используя концептуальный анализ, что позволит сделать работу в данном направлении менее формализованной и развить текстовую компетенцию обучающихся.

Голова К. В. Особенности преподавания русского языка в православной гимназии // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 18-20.

Цитаты из православной литературы, приведенные на уроках русского языка в качестве учебного материала, помогут, с одной стороны, приблизить к детям Слово Божье, а с другой - позволят внимательно подойти к учебным задачам. Приведены конкретные примеры заданий.

Грабовская С. И. Правописание имен прилагательных : урок-экскурсия по музею-заповеднику А. С. Пушкина "Михайловское": VI класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 39-42 : 1 табл., 7 фот.

Изучение правописания имен прилагательных на уроке русского языка.

Каверина В. В. Употребление буквы ё: история и современность // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 73-79.

Полемика относительно даты первого употребления в печати буквы Ё, приводятся аргументы, доказывающие, что первое печатное употребление данной буквы относится к 1797 г. Большое внимание уделяется проблеме введения обязательного использования буквы Ё в современном русском письме.

Леонович В. Л. Морфологические связи слов // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 13-21.

Переход слов из одной части речи в другую определяется как морфолого-синтаксический способ словообразования, или частеречная деривация.

Леонович В. Л. Словообразовательные связи частей речи // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 13-20 : 5 табл.

Словообразование в русском языке.

Маслова М. В. Некоторые аспекты аудирования в ситуации диалога на уроках русского языка и в рамках итогового собеседования // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 8-15 : 3 табл.

Осуществлена попытка избежать неоправданного переноса свойств устного экзамена по иностранному языку на итоговое собеседование по русскому языку; расширен интенционально-тематический репертуар диалогов, установлено соответствие между инициальными интенциями и вариантами реактивных шагов (ходов, поступков) в диалогических фрагментах.

Москвин В. П. Замена ударного [е] ударным [о]: причины и следствия // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 80-87.

Рассмотрены позиционные условия перехода [е] в [о], причины возникновения данной фонетической трансформации, восходящей к древнерусскому языку, а также условия ее постепенного ослабления. Охарактеризованы и систематизированы стилистически и ортологически значимые рефлексы перехода [е] в [о] в литературной форме современного русского национального языка и его нелитературных формах.

Мучник Б. С. Беспорядок слов: новое решение многовековой проблемы // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 21-25.

Нарушение порядка слов в текстах различных жанров и стилистической направленности не всегда можно исправить простой перестановкой. Анализируются правила расположения слов в русском языке. Предлагаются альтернативные способы избавления от этой распространенной ошибки.

Нарушевич А. Г. Учебник русского языка как средство формирования навыков говорения // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 3-7.

Изучение сформированности навыков говорения у выпускников основной общеобразовательной школы по результатам итогового собеседования, проведенного в 2017/2018 учебном году, а также описание системы коммуникативно-ориентированных заданий, которые должен включать современный учебник русского языка.

Переверзева Т. В. Повторение изученного об имени числительном : VI класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 25-27 : табл.

Повторение и систематизация знаний учащихся об имени числительном.

Пересветова Е. В. Рассказываем об экскурсии // Русский язык в школе. - 2019. - № 2.. - С. 11-15: табл.

Предлагаются задания, которые помогут составить письменный рассказ о посещении любого мероприятия.

Попко Г. А. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных : VI класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 30-33 : 4 табл.

Изучение правописания н и нн в суффиксах прилагательных на уроке русского языка.

Прокопчук С. А. Устаревшие слова. Неологизмы :V класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 24-26 : 3 табл.

Формирование у учащихся навыков употребления в речи устаревших слов и неологизмов.

Романов Д. А. Проблема ассимиляции зубных согласных по мягкости в современной речевой практике // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 88-91.

О современном состоянии обязательной и регулярной в прошлом для русской фонетики системы ассимилятивного смягчения зубных согласных перед мягкими зубными. Выявляются факторы, способствующие такому регулярному смягчению и препятствующие ему. Дается развернутая характеристика орфоэпической нормы в рассматриваемой области и формулируются рекомендации для представления этого материала в новых орфоэпических справочниках.

Савкина И. Г. Словосочетание : углубленное повторение : XI класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 52-55.

План-конспект урока-практикума по русскому языку в 11 классе по углублению и систематизации знаний учащихся о словосочетании.

Сагитова А. Ф. Игра "Охотники за признаками" // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 16-17.

Авторская игра "Охотники за признаками" на уроках русского языка.

Самолина А. В. Зачем и как учить пятиклассников интонационному оформлению речи? // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 16-20.

Представлены выводы, сделанные в ходе обобщения результатов нескольких экспериментальных исследований по использованию детьми русской интонации, по его сопоставлению с их владением английской интонацией и по обучению пятиклассников интонационному оформлению высказываний на русском языке.

Сарапулова Т. Б. Определение количества частей сложного предложения. Выражение причинно-следственных связей в сложноподчиненном предложении : IX класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 43-48. - Прил.

Факультативные занятия по русскому языку для учащихся.

Степанова О. И. Типология нетерминологических нозологических номинаций, выражающих категорию локальности // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 59-64.

Рассмотрены русские производные нетерминологических нозологических наименований различной структуры, понятийной основой которых выступает ономасиологическая категория локальности.

Страшнова С. М. Дидактический материал по теме "Однородные члены предложения" : VIII класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 33-35.

Изучение однородных членов предложения на уроке русского языка.

Страшнова С. М. Обобщение изученного о бессоюзном предложении : IX класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 39-40.

Систематизация знаний учащихся о бессоюзном предложении и правилах постановки знаков препинания в бессоюзном предложении.

Сульниченко В. Н. Формирование культуры речи: опыт работы над паронимами при изучении имени прилагательного : (VI класс) // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 41-46 : 5 табл.

Методика работы над паронимами при изучении имен прилагательных на уроках русского языка. В процессе обучения использованы методы: познавательные (эвристические – беседа, наблюдение над изучаемым учебным материалом, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя) ; практические (закрепление знаний – разбор языковых явлений, составление таблиц).

Трощинская-Степушина Т. Е. Обращение : урок-практикум в VIII классе // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 35-38.

План-конспект урока-практикума по русскому языку в 8 классе по углублению понятия учащихся об обращении.

Шаталова О. В. Куда приводят семантическая безграмотность и стилистическая толерантность? : (заметки на полях сочинения) // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 31-34 : табл.

Делается попытка обосновать соотносительную связь между пониманием лексического значения и стилистической квалификации слова с особенностями мышления и мировосприятия школьника. Использование официально-деловых клише определяется как фактор развития и социально-психологической реализации личности.

Шумарина М. Р. "Что ни звук, то и подарок...": метаязыковые комментарии в прозе Н. В. Гоголя : (к 210-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2019. - № 2. - С. 53-61.

Метаязыковые комментарии, содержащиеся в художественной и художественно-публицистической прозе Николая Васильевича Гоголя, рассматриваются как форма выражения авторского мировоззрения и как изобразительно-выразительное средство.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Белоголова Т. В. Мастер-класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русской литературы" // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 36-38 : 4 табл.

Мастер-класс по развитию творческих способностей школьников на уроке русской литературы.

Грушецкая Т. В. Всемирный день поэзии : тематический информационный час для учащихся VII-XI классов / Т. В. Грушецкая, В. Ю. Тылькович // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 57-58.

Формирование информационной культуры учащихся старших классов по литературной тематике.

Кажан Г. Н. "В этом теле совсем не было души": образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" : IX класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 41-44.

План-конспект урока по русской литературе в 9 классе, посвященного произведению Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души".

Лавринович О. Г. Истинный друг познается в несчастье : по рассказу Л. Н. Толстого "Кавказский пленник" : V класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 27-29.

Изучение учащимися произведения русского писателя Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник".

Танина С. Б. Пушкинский Емельян Пугачев - злодей или герой? : по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" : VII класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 56-59.

План-конспект урока по русской литературе в 7 классе, посвященного героям повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка".

Хомякова О. Р. Мотив в ряду иных литературоведческих категорий // Русский язык и литература. - 2019. - № 2. - С. 21-23.

Мотив как словообразующая единица в литературоведении.

Хомякова О. Р. Особенности и сложности мотивного анализа // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 21-24.

О мотивной организации текста с точки зрения русских писателей и литературоведов.

Якимовец И. С. Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма" : VII класс // Русский язык и литература. - 2019. - № 3. - С. 30-32 : рис.

План-конспект урока по русской литературе в 7 классе, посвященного творчеству Константина Георгиевича Паустовского.

 

                                                               Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-05-80

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 


В избранное