Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Информационный Канал Subscribe.Ru

tr>
Главное:
Прошло три года.
Смотрятся немного наивно
эти наши давнишние разговоры...

Но много ли из того,
что мы обсуждали тогда,
мы имеем сегодня
как с-деланное?

Парное обучение
22 октября 2003

Рассылка открыта 12 сентября 2000

Для тех, кто не читал рассылку с самого начала

Дайджест выпусков рассылки
за октябрь 2000

==============
01.10.2000

Парное обучение, которое также известно как КСО - коллективный способ обучения или как КВО - коллективное взаимное обучение. В Швейцарии 200 лет назад его называли “gegenseitige und wechselseitige Unterricht“ (P. Gregor Girard), а в России в прошлом веке парное обучение было известно как “жирадровы школы”... До 1933 года о том же самом говорили как о “талгенизме” (то есть о производстве талантов и гениев, А.Г. Ривин).

Для кого. Для тех, кто практикуется в инязах...

Ребята и девчата! Вы “рветесь в бой”... чего-нибудь поскорее урвать из пролетающих в сети “фантастически эффективных” методик... Урвать так, чтобы от одного глотка сразу стать сытыми...:-) Да нет, я не в упрек Вам... вовсе нет... понимаю ваши вопли о том, что “сколько методик ни перепробовал, все равно не покидает ощущение, что это где-то рядом...” Вот с таким настроением пишу я этот выпуск. А теперь - поехали! Откройте Ваши ротики и - глотайте!!!

Сегодня получил я письмо от Валентина Бурова. Он, - по моему предложению, - прочитывает сейчас все выпуски нашей рассылки “Шанс для родителей”. Вот что он пишет:

Это впечатляюще! Великолепно! Обнадеживающе! Заражающе! Больше даже ничего не скажу. :) Ладно, и так письмо большущее получилось. На этом пока остановлюсь. Ещё осталось 15 выпусков в архиве. Завтра за дело.

К чему это я? Да почитайте выпуск, тогда будет Вам легче понять то, о чем я здесь буду сейчас излагать... Ну, с Богом!... вперед. Приступаем к практическим занятиям. Я даю Вам сначала простейший алгоритм парной работы, а потом - комментарии к нему. При этом мы с Вами понимаем, что я не знаю ни Вашего “исходного” уровня, ни Вашей исходной приготовленности к парным занятиям...

Шаги подготовки к занятию.

Первый, - Ваш!! - шаг. Возьмите кусочек текста. Печатного. Лучше крупными буквами (подразумевается текст на иностранном языке, в который Вы вживаетесь). Что главное при выборе “про что взять текст”? Очень важно, чтобы это был не “первый попавшийся в руки” текст... Нужно чуть-чуть подумать... поискать... Допустим, Вы взяли.

Второй шаг. Нужно найти еще одного такого же как Вы, который согласен всего один раз с Вами непрерывно в течение двух часов кряду вживаться в тот же самый иняз. Когда найдете, то дайте ему шаг первый, - пусть его выполнит. Сам!

Третий шаг. Договоритесь с ним о времени и месте. Очень желательно обеспечить, чтобы там, где вы будете заниматься, ничто (!) вам не мешало, ничто не отвлекало даже на секунду... Это крайне важно...:-(

Четвертый Ваш шаг. Допустим, вы уже встретились для работы. Садитесь с ним за стол. Не на диван, не на кровать, не на пол... На стулья и обязательно “через уголок”, то есть ваши лица смотрят под 90 градусов друг к другу, - это тоже очень важно! При этом вы сидите максимально близко друг к другу, так, чтобы расстояние от Вашего рта до уха партнера было бы 20 см. Попробовали? Получается? Вот и славненько...:-)

Алгоритм парной работы.
1. Отдайте приготовленный Вами текст партнеру и возьмите его текст себе (в краткой записи это обозначается так: Р1 и Р2 меняются текстами).
2. Ваш партнер читает Ваш текст “прямо вам в ухо”. Если умеет. Если не умеет читать, то придется либо разбираться с ним по буквам, либо поискать другого партнера. Допустим, - читает. Плохо ли, хорошо ли читает, - пока оставим это без внимания. Конечно, лучше, если “хорошо” читает...:-) (в краткой записи это обозначается так: Р2 читает текст Т1 вслух небольшими кусочками, - то есть от одного слога до нескольких слов).
3. Вы повторяете за ним как можно более громко (Р1 повторяет громко). Если плохо получается, то делаем это несколько раз, хоть 100...:-) Пока не получится “хорошо”, то есть точно так, как Р2 произнес, - мы его копируем фонетически. То есть Р1 работает звуковым ксероксом. Чтобы глаза Вам (Р1) не мешали, их лучше закрыть!
4. Делаем так до конца текста Т1. Длину текста нужно подобрать так (или остановиться, не доходя до конца), чтобы закончить через 15 минут.
5. Теперь Вы читаете для вашего партнера его текст (Р1 читает Т2, Р2 повторяет за ним). Громко. И читать громко, и повторять - тоже громко! Кричите! Если можете...:-) Тренировка же, черт побери! Мы же спортом тут занимаемся! Или забыли?! Шутки - в сторону. Пахать так пахать!
6. Повторяем пункты 2-4 до конца рабочего времени, - с одним и тем же кусочком текста, которого хватает на 15 минут, - без перерыва, то есть отведенные два часа. Хм...мммм...:-(...:-)
7. Р1 и Р2 меняются текстами назад и идут по своим делам жить дальше...
Конец алгоритма работы пары.

Для кого. Для тех, кто практикуется в инязах...
Ну да, все это я писал не для тех, кто “изучает”, а для тех, кто практикуется. Или я что-то не так сказал? Или Вы что-то не так сделали.

============== 02.10.2000
Эпиграф выпуска. Обучая - учусь.

Маша. Я занимаюсь изучением иностранных языков уже несколько лет, прогресс есть, но не настолько, как хотелось бы.

Sergiy. Почти 6 месяцев пытаюсь самостоятельно улучшить свои знания в английском, испытывал методику 25 кадра, регулярный повтор пройденного материала с последующим увеличением, зубрежку (мало помогает:) ... в итоге расширился словарный запас, но вот теперь стою на одном месте и никак не могу продвинутся дальше. Есть желание улучшить свой способ изучения языка с помощь идеи Михаила Шестова, о результатах обещаю сообщить через пару месяцев.

Некто Х. С интересом прочел информацию о Вас и Ваших рассылках - обязательно подпишусь и возьму архив. Мы с женой занимаемся воспитанием двух своих мальчиков (3 года и 7 месяцев) есть определенные успехи, но всегда ищем новое. Также изучаем английский. Поэтому просим Вас выслать е-книги Михаила Шестова и В. Смоленского. Нам необходимо срочно выучить английский, так как необходимо общаться с носителями языка. Переводчики не подходят для нашего дела да их и нет в нашей местности. Кратко история: шесть лет назад в роддоме у нас украли нашу первую дочь, а нам выдали справку о смерти. Позже ребенок усыновлен американцами. Только сейчас мы об этом узнали и пытаемся налаживать контакт с ними. Очень трудно психологически и наш английский - не очень. GALAXY Мне 16 лет. Я учусь в 11 классе физико-математической школы. Увлекаюсь компьютером, развитием памяти, изучением английского и всем, что с этим связано, скорочтением. В печатании 10-ти пальцевым методом имею некоторые успехи (английский - 50 слов в минуту, русский и украинский - приблизительно с той же скоростью, но тесты не проводил). Владею 10-ти методом еще с 7-ми лет. (Батя заставил :)). Из интернета я узнал о методике Шестова и о многих других, которые пробую на себе. Однако, в интернете я не нашел детального описания метода Шестова и, поэтому, пока не могу сделать какой-либо окончательный вывод об этой методике. Был бы Вам очень признателен за книжку Шестова в электронном виде, так как оригинал не могу себе позволить :(.

Относительно изучения языков, мне очень понравился метод LANGUAGE BRIDGE. Основывается он на повторении речи за диктором с запаздыванием на 1-2 слова. Если Вас интересует более подробная информация, пишите, отвечу на все Ваши вопросы. Кроме того, английские слова я учу с помощью программы SUPERMEMO. О ней мало кто знает из русскоязычных, потому что оригинал программы не содержит русско-английских словарей. Я решил эту проблему самостоятельно и очень доволен результатами. Программа сама определяет состояние Вашей памяти и знает в какое время и какие слова Вам необходимо повторить.

Valentin. ... прочитал Вашу статью о парном обучении и уроках немецкого языка и очень этим заинтересовался. Некоторое время я самостоятельно занимаюсь изучением немецкого языка и пока мои успехи скромные. Действительно все методики, годные для детей, для взрослого не подходят. Мне бы очень хотелось чтобы Вы поделились со мной своими наработками уроков немецкого языка для собственного саморазвития. Я не знаю кто такой Григорьев, о котором Вы упоминаете, хотелось бы услышать о нем поподробнее а также о его методах. Я хочу Вас поблагодарить за высланные книги, сегодня буду изучать. По поводу размещения книг на сервере - я думаю, что это возможно, т. к. я являюсь системным администратором сервера в своем учебном заведении . В ближайшее воскресенье я создам посвященную этому страницу и размещу у себя. Пусть тогда все качают, кому надо. Было бы очень хорошо, если бы Вы прислали мне свои мысли по этому поводу, и конечно размещу ссылки на Ваши рассылки. Я на них уже вчера подписался.

Alexander. Прочитал Ваше сообщение в рассылке "Скорочтение.." и очень заинтересовался. Я читал про методику Шестова, но на себе не пробовал. У меня слабый прогресс с изучением иностранного языка (английский), а хотелось бы... И второе. Ничего не знаю насчет парного обучения. Не слышал. Но если Вы говорите, что это эффективно, то я готов попробовать. Что бы Вы порекомендовали в начале обучения? Рассылку?

Леонид. Я давно интересуюсь вопросами развития творческих способностей человека и мне интересная любая литература, которая дает практические рекомендации по их развитию.
Г.О.: Вот Вам для развлечения моя статья про парное обучение, называется “Образование как природосообразный процесс и как самоорганизующаяся деятельность”. Вашим “мыслям по поводу" буду рад.

Леонид. Тем более для меня сейчас важно совершенствовать свой английский. Область моих научных интересов теория эволюции и особенно эволюции в области психических явлений. У меня есть идеи по развитию теории эволюции Дарвина. Если у Вас есть интерес к этой области знаний, то могу прислать текст своего доклада на научной конференции.

Marat. Спасибо за ссылки на рассылки. Их я раньше не встречал. С недавнего времени я все серьезнее ставлю для себя вопрос о том, как и где будет обучаться мой ребенок, на сегодняшний день ответ - его буду учить я и человек, которого я ему отберу (или несколько человек), а до какого возраста я до сих пор еще даже приблизительно не определился. Но это я отвлекся... Я хотел попросить материалы для употребления в пользу дела :) и е-книги.

Валера. Здравствуйте, если можно пожалста вышлите мне книги по мнемонике, со своей стороны обязуюсь не распространять их и т. д., спасибо за рассылку. Что касается материализации событий, то я очень прошу опубликовать и это тоже, естественно, если не трудно...было бы очень интересно!! И, если можно, расскажите, чем автодидактика лучше мнемоники в области запоминания языков, и вообще какая разница? А вы знакомы с нлп? теоретически я знаю, что, например, движения правой части тела у правшей способствуют более качественному разговору, на себе разницы особой не уловил. Есть ли связь с тем, о чем шла речь? Теперь нам остается “закрыть скобки” выпуска...
Эпиграф выпуска. Обучая - учусь.

==============
03.10.2000

Тема. Все та же - Ваши письма.

Михаил Николаевич. Большое спасибо за Ваше письмо в рассылке. Я перепробовал уже все известные мне методы изучения языков (Шехтер, карточки, рисунки и пр.) Эффект есть, но не покидает ощущение, что все это “где-то рядом”. Особенно тяжело с говорением. Сейчас повторяю вслух за компьютером - удивительно тяжелое упражнение - не выдерживаю более 10 минут. Исключительно интересна Ваша мысль о проговаривании и одновременном письме. Обязательно попробую.

Наташа. Я сейчас изучаю английский язык (25 кадр). К сожалению, у меня очень низкие лингвистические способности и это моя 4 попытка (после 5 лет школы и 3 лет в институте). А язык очень нужен по работе.

Konstantin. Меня как раз очень интересует обучение, и именно немецкому языку. Если можно, обрисуйте в двух словах и дайте ссылки.

Родионов. Очень хотелось бы ознакомиться с работающими методиками обучения иностранным языкам. Уже несколько лет самостоятельно занимаюсь изучением английского, но результаты совершенно не удовлетворяют. Основная проблема - не могу воспринимать живую речь и не могу свободно изложить свои мысли на английском (перевод с английского на русский проходит без проблем, лексика вроде наработана, перевожу почти без словаря).

Юлия. Очень заинтересовала Ваша подписка!!!!! Хочется узнать поподробней о разных методиках тренировки ума и памяти. Специально этой темой я ранее не интересовалась, в библиотеках и по Интернет-полкам не лазала, и многие названия методик, как и сами методики, для меня тайна за семью печатями. Очень хочется попрактиковаться в этом вопросе. Тема изучения ин. языка вообще актуальна, думаю не только для меня.

Pavel. Уж очень насущным сегодня является вопрос эффективного обучения.

Юрий. Дорогие друзья! Вчера я получил сигнальный выпуск "Автодидактики" а через несколько дней весь тираж будет получен в редакции и доставлен на склад, где он будет лежать до тех пор, пока вы не поможете мне оформить его в книжные магазины, а ещё лучше в виртуальный книжный магазин! Это издание в карманном варианте, очень удобном для ношения с собой - мне очень нравится, просто прелесть! Осталось создать условия чтобы все желающие из любых стран могли её получить! Это будет возможно, если вам удастся убедить виртуальный книжный магазин, о котором я уже говорил и который пишет на своём сайте: "Если Вы не смогли найти интересующую книгу в нашем магазине, напишите и мы найдем ее для Вас. По вопросам, связанным с заказами книг (ценами, оплатой, доставкой), обращайтесь, пожалуйста, по адресу rem@int.kiev.ua љ * Наши телефоны: (044) 254-34-68 (многоканальный), 290-74-31, 294-83-10 Пишите им, звоните и просите "Автодидактику"! Нежные письма можно посылать каждый день. Я предлагаю мягкую настойчивость и просьбы в переписке с ними до тех пор, пока не будет конкретного результата. Что нужно с нашей стороны - то будет сделано, но нужно, чтобы у них, сначала, было создано желание работать над этим вопросом. Спрос на эту книгу очень большой и самим нам просто не хватит сил для того, чтобы организовать рассылку этой и других прекрасных работ В.А. Куринского по всему миру.

Эпиграф выпуска. “Эффект есть, но где-то рядом”
Г.О.: Все жалуются на “пустую трату времени” при изучении иняза. Я не жалуюсь - я вообще не “изучаю”...:-) а тренирую органы и вживаюсь...

==============
04.10.2000

Тема. Все та же - письма, письма, письма... Третья порция и последняя.
Эпиграф выпуска. “... и практически на одном месте”

Valentin. Ура! Нас три человека! Согласитесь, если бы нас была тысяча - повода для радости не было бы :) А кстати, три человека это вместе с вами? :) На самом деле это довольно странно. Ну вот. Теперь можно рассказать о том, кто я такой и зачем я подписался на ваши рассылки. Мне 21 год, я студент МГУ. Работаю по специальности - программистом. Ещё пытаюсь учиться на педфаке МГУ. Это такой специальный факультет для тех, кто уже учится в университете. Для второго образования. Год назад я работал в школе учителем, но потом оставил это занятие - времени совсем не было. Всерьёз думаю пойти работать в школу после окончания университета. Трудный это, однако, выбор. Готовлю я себя к нему морально. Сейчас у меня никакой практики нет, поэтому я просто потребляю всяческую информацию, полезную и, возможно, бесполезную, на педагогическую тему. У меня мозг так устроен - я сначала коплю информацию, а потом из неё что-то рождается. Прям по Гегелю - количество в качество :) Мне было бы интересно узнать разные методики, приемы, и т.д., но участвовать в обсуждении у меня, боюсь, не получится. Кстати, я в прошлом году был на курсах английского языка Г.А. Китайгородской (может быть вы слышали о такой - довольно известная личность). Эти курсы нам, как студентам педфака, дают возможность посещать бесплатно, чтобы мы методику заодно посмотрели. Так там тоже большой упор на коллективное обучение и в частных моментах - парное. И еще Китайгородская и её помощники читали нам лекции по своей методике. Но о парном обучении как об отдельной теории не говорили. Говорили только некоторых частных моментах, да о том, что нужно использовать резервы коллектива (устраивать обсуждения, дискуссии и т.п.). Очень интересные были лекции, но все же мне, например, чтобы рассуждать о методиках надо было бы сперва хорошенько попрактиковаться, чтобы уже на собственном опыте делать какие-то логические построения... А послушать, почитать, познакомиться с чем-нибудь - это я всегда готов.

Pavel. Сейчас мне не с кем заниматься парным обучением, но я надеюсь, что смогу этим заниматься месяцев через 10 с моей будущей женой.

Vladimir. С большим интересом прочитал об идеях Михаила Шестова.Мысль о том, чтобы задействовать несколько подсистем в процессе обучения выглядит вполне логично. Собственно, в реальной жизни мы, как правило, и воспринимаем информацию несколькими подсистемами одновременно. Целенаправленное же использование этого "естественного параллелизма" в восприятии, вполне вероятно, может повысить эффективность обучения.

Анатолий. О Вашем "выступлении" в рассылке "Скорочтение..." информацию распространил среди коллег-компьютерщиков и она вызывает интерес.

==============
05.10.2000

Тема. Важные вопросы про внутреннее устройство парного обучения

Ответ “про грамматику” такой - если у Вас интерес (читай - “дырка” в знаниях) именно в этом месте, то это и берите. Грамматику так грамматику! Да, можно сесть в пары и взять информационное наполнение “из грамматики”. И - тренировать его. Тут есть варианты. Р1 читает правило - Р2 повторяет вслух. И так 1000 раз, пока не опухнут. Оба. Можно взять примеры на то или иное правило и работать с ними - читать или диктовать, угадывать правильный вариант и так далее.

Можно просто работать по алгоритму, который я привел в рассылке от 1 октября “чтение текста вслух и повторение на слух” - в этом случае грамматика въезжает в Вас незаметным образом. Представьте себе, что вы читаете не один раз в неделю по два часа без остановки, а 5 раз в неделю по два часа без остановки? Уловили? А если еще добавить диктанты? Без остановки? А если еще добавить слепой набор по Шестову по два часа под диктовку без остановки? Улавливаете? Через десять раз (2 х 10 = 20 часов) грамматика будет у Вас... где... где будет? А, вот этого я, увы, не знаю. Знаю, что будет. А где... Разве это важно? И цена-то всего “20 часов” - смехота! :)))

Да при такой работе за 20 часов не только грамматика въедет... много чего еще будет схвачено... Ох - много!.. Теперь всем, (задавшим вопросы только) домашнее задание: попробовать тот вариант, который Вам более по сердцу. А потом написать нам результат. Подготовка к выполнению - прочитать мою статью, задать мне по ней вопросы, получить на них ответы и подумать над ними. После этого выбрать информационное наполнение для тренировки (в учебниках взять или еще где), придумать алгоритм работы пары, прислать его мне и после обсуждения со мною - опробовать практически часа 2 или 4.

Тема. Важные вопросы про внутреннее устройство парного обучения. Вопрос был про то, кто же и какое выбирает информационное наполнение для работы в паре. Ответ: выбирает ученик. Сам. Почему это важно? Ребята, не доверяйте этот важный выбор никому! Как это в песне поется? “И это серьезное дело нельзя доверять никому!”.

==============
06.10.2000

Эпиграф выпуска. Не следует думать, что Вам придется это делать “каждый день” и “всю оставшуюся жизнь”. Гораздо проще подумать о том, “сделаю ли я это сегодня хотя бы один раз?”. Опять жизнь мне помогла, - подбросила письмецо... Да какое письмецо! Читатель Костя знает, чего тут как раз не хватает. Спасибо, Костя!

"Человек способен творить чудеса. Человек может переплывать Ла-Манш три раза, выпивать сто кружек пива, ходить босиком по раскаленным углям, человек может выучить более тридцати языков, стать олимпийским чемпионом по боксу, изобрести телевизор или велосипед, стать генералом ГРУ или миллиардером. Все в наших руках. Кто хочет, тот и может. Главное - захотеть чего-то, а потом все зависит только от тренировки. Но если тренировать свою память, мускулы, психику регулярно, то... ничего из вашей затеи не получится. Регулярность тренировок важна, но сама по себе она ничего не решает. Один чудак тренировался каждый день. Раз в день он поднимал утюг. Тренировки продолжались регулярно в течение десяти лет - его мышцы не увеличились. Успех приходит только тогда, когда каждая тренировка (памяти, мышц, психики, силы воли, настойчивости) доводит человека до грани его возможностей. Когда конец тренировки превращается в пытку. Когда человек кричит от боли. Тренировка полезна только тогда, когда она подводит человека к грани его возможностей, и он эту грань совершенно точно знает: я могу прыгнуть вверх на 2 метра, я могу отжаться от пола 153 раза, я могу запомнить за один раз две страницы иностранного текста. И каждая новая тренировка полезна только тогда, когда она будет попыткой побить свой собственный вчерашний рекорд: сдохну, но отожмусь 154 раза. Нас водят на тренировки будущих олимпийских чемпионов. Вот они, пятнадцатилетние боксеры, пятилетние гимнасты, трехлетние пловцы. Смотрите на выражение их лиц. Ждите самый последний момент тренировочного дня, когда на маленьком детском личике появляется злая решимость побить свой собственный вчерашний рекорд. Смотрите на них! Когда-нибудь они принесут олимпийское золото под огромный красный флаг с серпом и молотом. Смотрите на это лицо! Сколько в нем напряжения. Сколько муки! Это путь к славе. Это путь к успеху! Работать только на пределе своих возможностей. Работать на грани срыва. Чемпионом становится тот, кто знает, что штанга сейчас задавит его, но толкает ее вверх. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, свою неуверенность." В. Суворов "Аквариум"

Ах, Костя! - это превосходно! Спасибо! Не могу удержаться от того, чтобы немедленно не поставить это в рассылку! Но тут есть проблема. Я называю ее - "черта между "знаю" и "делаю"". Вот читает все это некто, например, я... Приятно! Во как люди могут! Ничего себе! во - дают! - ну и тому подобные мыслишки пробегают. Теперь, после прочтения, нужно оторвать одно место от стула и... сделать отжимания "до грани, до боли"... Но я не встаю... я продолжаю сидеть... я ругаю себе последними словами... но продолжаю сидеть... в лучшем случае я встану и подойду к окну, чтобы дать своим глазам минуту передышки... Нет ли у Вас там чего-нибудь на это случай? Остается закрыть “скобки” выпуска.

Мораль выпуска. Фрэнк Бэттджер (Frank Bettger) уделял каждому своему недостатку всего по одной неделе. Но всю неделю он только им и занимался. Всего-то и делов! За месяц он улучшил себя по четырем пунктам, которые мешали ему быть успешным.

==============
08.10.2000

Тема. Мастерская алгоритмов - заказной алгоритм работы пары.
Сел я, значит, сегодня, делать этот выпуск и решил сначала заглянуть в почтовый ящик. И что Вы думаете?! Жизнь мне опять подкинула именно то, что надо:

Их анкеты: ФИО: Бейфус Андрей Петрович. Место, где я живу: г. Краснодар. Год рождения 1959. Что я знаю о парном обучении: ничего!!! Ваша рассылка только что появилась и у Вас еще немного подписчиков. Но Вы не должны ее бросать. Ваша информация просто бесценна!

Г.О.: Андрей Петрович, большое Вам спасибо! Ваше письмо я хочу полностью (за исключением Ваших личных вопросов ко мне, конечно) опубликовать завтра. Но оно еще более укрепило меня в сегодняшней теме. Итак, тема - мастерская алгоритмов - делаем алгоритмы работы пары на заказ.

Как Вы помните, в рассылке от 1 октября мы рассмотрели алгоритм работы пары при чтении текста. Я приведу его здесь для Вашего и моего удобства в краткой записи. Напомню, что этот алгоритм создан для чтения иностранного текста, для вживания в иняз (подготовку к занятию, - если она Вам нужна, - придется посмотреть в рассылке от 1 октября).

Алгоритм парной работы “Чтение текста”.
1. Р1 и Р2 меняются текстами.
2. Р2 читает текст Т1 вслух небольшими кусочками, - то есть от одного слога до нескольких слов.
3. Р1 повторяет громко. Если плохо получается, то делаем это несколько раз, хоть 100...:-) Пока не получится “хорошо”, то есть точно так, как Р2 произнес, - мы его копируем фонетически. То есть Р1 работает звуковым ксероксом. Чтобы ваши глаза Вам (Р1) не мешали, их лучше закрыть!
4. Делаем так до конца текста Т1. Длину текста нужно подобрать так (или остановиться, не доходя до конца), чтобы закончить через 15 минут.
5. Меняемся: теперь Р1 читает Т2, а Р2 повторяет за ним. Громко. И читать громко, и повторять - тоже громко! Кричите! Если можете...:-) Тренировка же, черт побери! Мы же спортом тут занимаемся! Или забыли?! Шутки - в сторону. Пахать так пахать!
6. Повторяем пункты 2-4 до конца рабочего времени, - с одним и тем же кусочком текста, которого хватает на 15 минут, - без перерыва, то есть отведенные два часа. Хм...мммм...:-(...:-)
7. Р1 и Р2 меняются текстами назад и идут по своим делам жить дальше...
Конец алгоритма работы пары.

Этот алгоритм “сделан” специально для конкретного случая: ситуация - вживание в иняз, материал - текст, операция - звуковое копирование без никакого “запоминания”, дидактическая задача - прочистить ушко. Такова предыстория. Что же мы будем делать “здесь и сейчас”? Что значит “мастерская алгоритмов”? Что значит “заказной алгоритм работы пары”? Отвечаю.

Здесь и сейчас мы рассмотрим условия выдачи и принятия заказа на разработку заказного алгоритма работы пары. Далее мы рассмотрим процесс выполнения заказа. Начали.

Кто заказывает алгоритм? Вы, дорогой читатель, и есть наш заказчик! Ну, конечно, не каждый из Вас! Вовсе нет! А лишь тот, “кто жаждет практической деятельности и хочет побыстрее получить алгоритм парной работы лично для себя, для своей личной надобности, для своих личных целей, для своего особенного материала (своего информационного наполнения - математика, физика, физкультура, пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, история, биология, химия, - что там еще есть у Вас лично?..-)”. Лишь такой наш читатель есть наш заказчик. Понятно? Или?

Далее: что нужно представить нам для успешного выполнения заказа? Да не так уж и много. Нужно описать ситуацию Вашего обучения - с какой трудностью вы столкнулись или какая задача (срочно подготовиться к экзамену, выучить 100 правил математики, догнать группу (класс) по определенному предмету, - и так далее) стоит перед Вами в данную минут. Мы почитаем, зададим наши вопросы, получим ответы, - раз десять туда и сюда - и, поехали!

Каков процесс выполнения заказа? Мы публикуем в рассылке полученный от Вас заказ. Читатели присылают нам свои варианты, - уловили? куда я клоню? - алгоритмов работы пары для данного случая. Мы их публикуем, мы - все! - задаем наши вопросы авторам и делаем дополнения к алгоритмам. От меня - всегда пожалуйста все возможные консультации, - сами понимаете! Никаких проблем!! Готовый заказ дарим заказчику...:-) и кладем на сайты про парное обучение, которые уже делают некоторые наши со-трудники-читатели. Добровольно-с делают...

Каков диапазон “предметов”, по которым можно сделать заказ на алгоритм? Ребята! Кто еще не понял?! Встаньте! Я хочу на Вас взглянуть! Отвечаю - ограничений нет! Не-ту-ог-ра-ни-че-ний!! Чем бы вы ни занимались, какой бы “предмет” ни “изучали” бы Вы - всегда можно найти способ усилить процесс через парную работу! Всегда! Нужно лишь взять голову в руки и подумать. Тем более, если, - как в нашей с Вами мастерской алгоритмов, - голова более чем одна...:-) Уфф-ффф...

Еще раз повторю схему описания заказа на алгоритм, используя наш пример: ситуация - вживание в иняз,љ материал - текст, операция - звуковое копирование без никакого “запоминания”, дидактическая задача - прочистить ушко. Итак, общая схема подачи заказа вот какая:

- моя личная учебная и жизненная ситуация заключается в том, что...
- мне нужно проработать.... (пишем, что нужно проработать)...
- я хочу иметь вот какой результат (пишем подробненько, требования завышаем как только возможно более...:-).
- я хотел бы / хотела бы получить готовый алгоритм к (указываем желательный для Вас скор).
- я могу для нашего парного сообщества внести в общее наше дело в качестве оплаты моего заказа (описываем наш взнос, - сайтами, новыми читателями рассылки, деньгами, вещами, что там еще Вы имеете внести?!...:-).

Ну вот, теперь все “как у людей” - проблема, продукт, сроки, цена. Или? Или чего-то я еще позабыл?
Остается “закрыть скобки”... Как всегда, скобки закрываем в обратном порядке.

==============
09.10.2000

Тема. “Какие проблемы в парном обучении я вижу: отсутствие носителей языка” - Бейфус Андрей Петрович

Какова ситуация “отсутствия носителя языка”? Я представляю себе это так: сидят двое в паре на необитаемом острове и вживаются в язык. Еще лучше их представить себе в шкафу, закрытом на ключ... В чем тут мой намек? Намек в том, что если два человека, - или даже 20! - изолированы от внешнего мира, то это “ситуация номер раз”. Ее характеризует закрытость системы. Если же мы вспомним, перечислим и рассмотрим внимательно, какие у этих двоих есть возможности для того, чтобы сделать систему открытой, то окажется, что “носителей” более чем достаточно. Это есть “ситуация номер два”, то есть мы включаем в нее связи этих двоих с внешним миром.

Какие связи с внешним миром существенны для нашего случая? Это все те связи, через которые в ушко поступит правильный звук. Или? Попробуем сделать инвентаризацию возможностей.

Лингафонные курсы? Мы их пока не будем учитывать. Почему? Ну потому, что все наши читатели ими уже попользовались... И могут снова к ним вернуться, если захотят. Компьютер? По тем же причинам пока не будем учитывать. Радио? Да, возможно, но не на этом этапе, вероятно... Мы же еще не так уж здорово прочистили наше ушко?..:-)

Стихи? Ну, те, что напечатаны в книжках? Дак где ж тут “звук”? Ребята! и девчата! Внимание! Именно звук там и законсервирован! Ритм стиха заставляет нас все время следовать духу языка, его интонации. Он держит нас не рельсах правильного произношения. Аналогично и в хорошей прозе. Я знаю, что есть также научные работы, написанные живым языком и с ритмом, который работает “как рельсы” стиха.

Валерий Александрович Куринский? “Автодидактика”? Все прочитали? Ну, не всю книжку, но хотя бы часть? Его фокусировка также создает правильный звук. В фокусе языка находится том самый “момент истины”, то самое отверстие, через которое мы въезжаем в инречь незаметно и точно, не заботясь о плохости или хорошести нашей “памяти”, а заботясь лишь о тренировке нашего заржавевшего без длительного употребления гештальтного органа.

Песни? О! Конечно!! Разумеется!!! Работая только с песнями можно высококачественно вжиться в инречь. Только на одних песнях можно въехать в этот вожделенный мир правильного произношения! Об том, как работать с песнями, в нашей мастерской алгоритмов будет отдельный рассказ.

Сказки? Народные сказки? Да, безусловно, обязательно! Одна иностранка мне с болью рассказывала, как в ихнем университете, - всемирно известном, кстати, - их мучили многочасовыми речетативными чтениями русских народных сказок. Я-то подумал было, что она “бывшая русская”, а оказалось, что она никогда в России даже как туристка не была...:-(

Господа! Позвольте?!? А что, в Вашем городе совсем нет иностранцев? И Вы не можете иной раз их поэксплуатировать в паре? Хм... Это странно... Хотя и возможно, - не могут же они в каждую деревню приехать, - это факт, хотя и печальный. Но их со счета не будем сбрасывать, - инвентаризация так инвентаризация!!

Кого еще “на халяву” можно привести на парную тренировку? Учителя из соседней школы? Можно, но нужно ли? Он ведь такой занятой и несчастный... Надо ли его еще напрягать? Его ученики из спецшколы? Студенты иняза? Вообще нужно дать объявление в местную газету: “Ищу человека, имеющего верное произношение в х-язе, готового в свободное время иногда проверить мое произношение”! На крайний случай можно и купить один час у него... Или?

Какие еще возможности я позабыл? Жду Ваших предложений. Тему продолжим завтра - практическое занятие. Остается “закрыть скобки”...

==============
12.10.2000

Тема. Как обойтись без "носителя" х-языка.

В прошлый раз мы говорили о проблеме отсутствия "носителя языка", которую назвал Бейфус Андрей Петрович. Мы перечислили возможности, которые на это счет можно себе помыслить. Теперь мы возьмем одну из них и применим ее практически.

В довольно-таки пространном списке всяких возможностей по обхождению отсутствия "носителя" мы видели "песни". Как с ними работать в парах?

Подготовка. Готовится будем индивидуально. Нужно взять записи песен на х-языке, выбрать подходящую именно для Вас песню, - чтоб нравилась, чтобы темп и ритм были "в самый раз", чтобы уровень непонятности произношения тоже был как раз в пору. Теперь нужно найти слова песни в виде текста. Я обычно поступаю простейшим (для меня) способом - беру за рукав носителя и прошу его прослушать и мне надиктовать: он диктует, а я записываю, - это занятие само по себе уже многое дает. Но можно и в сети поискать.

Желательно также найти музыку отдельно от песни. Для этого есть много способов. Можно в сети найти звуки или ноты. Можно попросить знакомого, который может на слух сыграть, - чтобы сыграл и сделать запись. Можно ноты найти и попросить кого-то сыграть. Ну, одним словом, можно с разных концов заходить, например, от текста - из какой-нибудь детской книжки, - там часто и ноты бывают. Я для начала беру простенькую ритмическую песенку из одного куплета и припева...:-)

Алгоритм парной работы.
1. Р1 и Р2 меняются текстами песен.
2. Слушают песню Ре1 в записи, стараясь понять ритм, чтобы дальше немножко придерживаться этого ритма.
3. Р2 читает песню Ре1, - слегка нараспев, в ритме песни, - а Р1 повторяет. Если ритма не знают, то слушают еще раз. Делают так до устали, но все же не дольше 15 минут.
4. Р1(2) - такие значки обозначают, что теперь Р1 делает пункт номер 2 алгоритма, то есть то же самое, но поменявшись ролями.
5. Так, меняясь, партнеры натренировывают свои... эээ... - что? - ну, эти..., которые... одним словом, чтобы от зубов отлетало!
6. Теперь включают запись песни Ре1 со словами и поют "хором", но Р1 в текст не смотрит, а Р2 может подсматривать. Повторяют песню несколько раз, например, три раза (зависит от длины песни - для длинной песни меньше раз).
7. Меняются, то есть работают с песней Ре2.
8. Теперь работают так же, как в пунктах 6-7, но уже с записью музыки без слов.
Ну, вот и все...

Уууххх....ффф...ммм...:-) Конечно, всю эту работу придется разделить на части и делать ее в несколько приемов, если песня слишком большая или трудная, - "трудная", разумеется, с точки зрения исходного уровня партнеров. Успехов!..:-)
Мораль выпуска. Я делал. Приятное занятие и приятный результат. Кто преодолеет песен штук эдак три-четыре, тогда свою "мораль" нам расскажет...:-)

==============
14.10.2000

Тема. О том, что еще можно и, может быть, нужно добавить к пению.

Про самообучение х-языку через пение вот что мне пишут.

Л.С.: Спасибо за Ваш алгоритм работы в паре с использованием песен: это просто замечательно, обязательно займусь составлением своей фонотеки для обучения, тем более, что ухожу на две недели в отпуск и будет такая возможность.
Г.О.: Вот на это я очень надеюсь! То есть на то, что мы сможем этими материалами обмениваться! Делайте, пожалуйста, как для всех :-)

Л.С.: Этим я смогу заинтересовать свою дочь, ведь она с удовольствием захочет петь и запоминать свои самые любимые, а муж даже уже согласился начать со мной обучаться в паре, но его уровень английского нулевой, потому мне это не очень интересно, а с другой стороны для того, чтобы восстановить прежние знания, этот вариант наиболее предпочтительный на первое время.

Г.О.: Разный уровень партнеров в паре не так уж страшен. Он готовит для себя материалы по своему уровню - если песня, то строфа покороче, ритм почетче, слова попроще в смысле произношения. А партнер, занимаясь с ним “немножко имеет снисхождения”…

Л.С.: А потом видно будет, как пойдет дело. Самое главное начать, а там я обязательно заинтересую еще и других родственников, есть у меня такая задумка. Только бы не охладеть самой и из плоскости простой заинтересованности перейти к реальным действиям. Дело в том, что подготовительная работа для начала учебы в паре все-таки требует определенных усилий и времени, настроя для того, чтобы изменить прежний ритм жизни, расписание своих дел, согласования со всеми участниками учебного процесса. Если мне это удастся, то это будет большой победой над ленью, с которой мы все живем и свыклись. Дай-то Бог найти в себе все это.

Г.О.: Молитесь. Это помогает.

Так вот, теперь пару слов о том, что можно добавить к пению. Естественно добавить танец. Можно пританцовывать в одиночку, - любые ритмические движения, - а можно и с партнером. В начале можно танцевать по одиночке. Можно также зажечь пахучую свечку или лампадку с душистым раствором…

Мораль выпуска. Пора переходить от языков к другим предметам. Или?

==============
18.10.2000

Тема. Реквием парному обучению.

Вот тут одна уважаемая читательница спрашивает, “не был ли я в прошлом пионервожатым?”... По ее мнению парное обучение ведет в "новую коммуну", то есть назад к коммунизму.

Я сначала попытался было защищать парное обучение от такого сильного обвинения, но потом задумался... Как говорится, "он подумал, и ему понравилось. Он подумал еще раз. И ему опять понравилось". Вот так же точно и я. И стал я с женой моей Танюшей эту тему обсуждать. Получаются в самом деле печальные вещи...:-( Получается весьма сильное противоречие. Суть его в следующем.

Парное обучение приучает человека к открытости, - у меня лично в этом нет ни малейшего сомнения. И я всегда считал такое человеческое качество одним из важнейших. По нему я выбираю мой круг общения. И все бы ничего, да вот ведь штука, - жизнь наша сильно изменилась. А кое-где она и всегда такой была. Что именно я имею в виду? Да вполне простую вещь...

Сегодня мы ярко и ясно видим, что для того, чтобы получить рабочее место, нужно иметь конкурентно способную квалификацию. Аналогично и в случае бизнеса. В дополнение к этому для успеха нужно владеть определенными ноу-хау. И разглашать их, - а тем более обучать кого-то этим ноу-хау! - категорически запрещается. Иначе или рабочее место отберут, или обанкротишься.

Поэтому парное обучение вступает в жесточайшее противоречие с реалиями выживания. А я-то все никак не мог взять в толк, отчего это парное обучение на Западе не проросло?! Почему оно только у нас в России (в СССР) получило такое широкое распространение? И ведь не спроста дошло оно к нам через декабристов, открывавших жирардовы школы!.. А потом имело взлет в первые 20 лет после "Великого Октября"... Да-с...:-(

Вот и получается, что не расширять нужно пространство жизни для этого самого парного обучения, а перекрыть ему все ходы и выходы! Вот к таким печальным выводам пришел я за последние дни.

Справедливости ради нужно сказать, что парное обучение может быть хорошо востребовано теми людьми, которые имеют узкую задачу "в кратчайшее время воткнуть в головы определенного числа людей максимальное количество информации (натренировать определенные навыки)". Для этой задачи парное обучение гарантирует успех. При этом мы, - с учетом сказанного выше, - можем вполне определенно сказать, что у этого "определенного числа людей" вполне надежно будет формироваться навык открытости, который в дальнейшем может им же нанести вполне конкретный вред. Степень сформированности этого "навыка открытости" зависит он продолжительности курса.

Такой круг людей, "имеющих эту узкую задачу", хорошо известен. Это учителя всех видов. Это тренеры всевозможных тренинговых курсов. Однажды в самолете я встретил одного майора, который после моего рассказа о парном обучении воскликнул, что, мол, в военном училище их учили именно так!

Какая мораль из всего этого следует? Мораль простая: парное обучение прививает участникам учебного процесса навыки, вредные для успешного выживания. Тот, кому приходилось работать в западных фирмах непосредственно среди западных специалистов, хорошо знает, как на тебя смотрит специалист, если ты вдруг задаешь ему вопрос по существу тонких секретов его профессии... Ооо..оо..ооо! Смотрит плохо...:-( У них культура оберегания профессиональных секретов выпестована еще со средневековых цеховых времен...

Кстати сказать, все выше сказанное проливает также некоторый свет на качество обучения во всевозможных учебных заведениях. На Западе даже такое выражение есть "учить, чтобы случайно не научить", то есть профи, конечно, учит тебя... по форме правильно и цветасто, но кое-что он как бы "забывает" тебе сказать...:-) Этакие пустяковины, без которых ничто не функционирует...:-(

Мораль выпуска. В этой жесткой жизни есть всего одно место, где профессионал охотно делится своими тайнами с коллегами, - это МЛМ. Почему? Ему это выгодно.

==============
20.10.2000

Тема. Мастерская алгоритмов - получили мы первый заказ.

Поступил вот какой заказ, - даю авторский текст читателя полностью, чтобы не исказить ненароком: Начало цитаты.

Предлагаю рассмотреть такой заказ: Еще раз повторю схему описания заказа на алгоритм, используя наш пример:

- ситуация - формирование готовности новичка к деятельности в MLM (товары и услуги по обеспечению здоровья),
- материал - опыт (знания, навыки, убеждения),
- операция - осознание (присвоение) опыта,
- дидактическая задача - передать опыт,
- моя личная учебная и жизненная ситуация заключается в том, что для привлечения в Школу Своего Дела (предпринимательство) используется методы MLM,
- мне нужно проработать алгоритм работы в паре для передачи опыта деятельности в MLM (успешный старт),
- я хочу иметь вот какой результат: готовность для успешной работы в MLM с учетом индивидуальности слушателей,
- я хотел бы получить готовый алгоритм в течение 2 недель,
- я могу для нашего парного сообщества внести в общее наше дело в качестве оплаты моего заказа: новые читатели из числа слушателей; реклама рассылки в рассылке "Как получить бесплатно образование"; материалы по обучению развитию Своего дела;
- консультации по развитию Своего дела для подписчиков рассылки.
С уважением В.Х. - конец цитаты.

Теперь попробую я переформулировать задачу. Предварительно замечу, что: сам я являюсь дистрибьютором трех сетевых компаний; начал я в 1993 году; люблю и осмысляю это занятие; считаю, что оно как нельзя более подходит для парного обучения. Ну, вот, теперь - поехали!

В чем суть задания? Заказчик хочет “автоматизировать” процесс преобразования “недистрибьюторов” в “дистрибьюторов”. Дополнительно он хочет получать не простых, но успешных дистрибьюторов. “Автоматизировать” здесь означает, - поручить процессу, который бы гарантировал качество результата. То есть на выходе всегда получается продукт заданного качества. Если я что-то не так излагаю, и заказчик хочет чего-то другого, - поправьте меня!

Заказчик говорит "мне нужен успешный старт". Успешный старт его собственных дистрибьюторов. Не чьих-то там, а его, - заказчика алгоритма! - дистрибьюторов. Добавим от себя, что заказчику на самом деле не “успешный старт” нужен… Ну да! Ему нужен дистрибьютор, успешный всегда!

В смысле парного обучения это означает, что есть успешный дистрибьютор, который может обучить другого этой успешности. По алгоритму работы пары. При этом парное обучение предполагает смену партнеров в паре. У обоих партнеров.

Далее заказчик говорит “с учетом индивидуальности слушателей”. То есть рецепт успешности будет у каждого свой. Это означает, что копирование способов работы не годится. Все способы успешной работы приходится в данном случае переиначивать под особенности индивидуума.

Вот все, что сообщил нам заказчик. Или я что-то важное пропустил?

Что мы имеем со стороны парной технологии? Общая схема парного обучения говорит нам вот что. Есть двое. У каждого есть порция чего-то там для передачи партнеру. Они этим обмениваются. И не как им на ум взбредет, а именно по алгоритму, по шажочкам, которые вполне жестко заданы и описаны. И обязательно меняют партнеров, - оба меняют. И ведут учет работы с каждым партнером.

Попробуем состыковать эти две части в целое. Двое у нас есть - успешный дистрибьютор и пока еще никакой не дистрибьютор. Какие порции для обмена у них есть? Далее я попробую не давать ответы, а лишь задам вопросы для Вашего, - и моего, конечно, - обдумывания. Что может быть “порцией” в данном случае? Это информация? Это образец действия? Это акт рефлексии? Приказ? Что это? Какую порцию имеет “учитель” и какую имеет ученик? Это равноценные порции или они принципиально отличаются?

Как может выглядеть операция обмена? Показ действия? Рассказ? Какие еще способы обмена мы можем найти в нашем коллективном прошлом и здесь перечислить? На кого они меняют партнеров после окончания своей работы в паре? На кого меняет учитель своего партнера? На кого меняет ученик своего учителя?

На этом мы закончили второй месяц выпуска рассылки "Парное обучение", октябрь 2000 года.

==============

Нам предлагает подружиться Татьяна Морозова,
ведущая группы рассылкок "Школы своего здоровья"

Татьяна рассказывает:

- Обучение в школе ведётся на практике. Ученик нарабатывает именно свой жизненный опыт, который становится основой всех его действий по поддержанию здоровья. Именно этот опыт, приобретённый в процессе обучения, является важнейшим преимуществом нашей школы перед другими школами, дающими теоретическую подготовку. Я веду несколько рассылок, в которых раскрываю методы работы школы

- Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?
- Как с умом распорядиться своим здоровьем?
- И ты можешь стать счастливыми, здоровым и удачливым!
- Как начать получать удовольствие от жизни прямо сейчас?
- Путь к здоровью через болезнь.

Подписаться на эти и другие рассылки Татьяны Вы можете у нее на сайте

http://www.shsz.by.ru

==============

На этом обзор выпусков рассылки "Парное обучение" за октябрь 2000-го года закончился, - дальше читают только друзья рассылки.
Привет! Пусть день у вас выдастся удачным

Свободная перепечатка и распространение разрешаются с обязательной ссылкой на автора, на gromyko@surfeu.de и на www.paarschoolrus.narod.ru

Григорий Олегович Громыко,
пишите

Сообщить о рассылке "Парное обучение" хорошему человеку.

Заходите в гости на сайт о парном обучении.

В следующем выпуске:
В следующем выпуске рассылки "Парное обучение" я бы хотел/хотела почитать вот о чем:

- о тренировках по иностранным языкам через е-почту
- о группе по помощи в выполнении домашних заданий, работающей парным образом
- о тренировке памяти, концентрации, внимания
- об обмене школьниками между школами России, использующими парное обучение, и семьями в Германии
- о том, как созается энциклопедия парного обучения

Все эти вопросы входят в круг интересов, обозначенных в названии рассылки, то есть в круг парной технологии обучения.

 

  Подружись   с   этими    у м н ы м и    рассылками !
 
Подумай:
Читая эти рассылки,
ты содействуешь
парному обучению!
Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?
Вся правда о табаке, или как бросить курить
Обсуждаем развитие интеллекта и креативности
Эстремальный бизнес. Даже ёж может летать!
Эврика! - российские изобретения
Папашины заметки
Страны мира
Найти делового партнера!
Библиотека здоровья - книги и статьи On-Line
Полезные ссылки по иностранному праву
Школа бисероплетения
Учимся путешествовать самостоятельно: страны, визы, трананспорт
Новости туризма
Поем бардовскую песню
Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Все образование
Русский ЗООсайт
Культура письменной речи
История России в народных преданиях
Тексты народных преданий
Сказки и песни для детей в МР3
Скорочтение, память, интеллект
Чёрный ящик. Эпизод первый: от компьютера - к бизнесу
Продлись, продлись, очарованье жизни!
 
Ну что? подружились? с какими? 
Что,  и  в  правду  рассылки  оказались     у м н ы м и ?
Вот еще рассылки:
 
Изучение немецкого языка и общение на немецком - немодерируемая рассылка "каждый - всем"
 
Словарный тренажер Open Book - изучение иностранных слов для ленивых и не очень
 
Найти делового партнера! Очень хорошо структурировано и симпатично сделано. На сайте 10 разных рассылок: "Бизнес-Идеи", "Ваш иностранный партнер", "Инновационные предложения", "Представитель для Вашего Бизнеса", "Круто я попал в МЛМ!", Технологии и оборудование для бизнеса", "Деловой партнер в Украине", "Поиск поставщиков и производителей", "Готовый бизнес и инвестиционные проекты".
Обменяемся банером в рассылке или на сайте?


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное