Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изобретаем неваляшку

  Все выпуски  

Изобретаем Неваляшку Выпуск 5


Информационный Канал Subscribe.Ru


Изобретаем Неваляшку
Выпуск 5 | август 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О типовых приёмах устранения противоречий (один из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером), и о том, как они используются при изобретении игрушек Неваляшка.

Автор рассылки: Нелли Козырева
Периодичность: 1-2 раза в месяц
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php

Тема рассылки: Покритикуем?…

Неумение использовать такое врожденное богатство, как
способность к творчеству, то ли в силу незнания, что она есть, то ли
безразличия или боязни показаться смешным, является не просто
расточительством, это предательство самого себя.
Масатоши Йошимура

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!

В этой рассылке мы начнём целенаправленно тренировать изобретательское мышление, научимся системно выявлять недостатки существующих товаров и определять для себя цели будущих изобретений.

Обратим недостатки - в пользу
Успешным изобретателям присуще особое "чутьё" на возможности совершенствования существующих вещей. Там, где тысячи людей проходят мимо, не обращая внимание на недостатки товаров, изобретатель видит цель для своих будущих изобретений: устранить недостаток. А вот как новатор сумеет устранить недостаток - зависят и от врождённого творческого потенциала изобретателя, и от приобретённого - насколько эффективно он умеет пользоваться известными методами поиска новых идей и решений.

Один из самых эффективных методов - Теорию решения изобретательских задач, и в частности приёмы устранения противоречий - мы будем изучать в последующих выпусках нашей рассылки. Сейчас мы с вами попробуем найти недостатки в игрушке "Неваляшка". Для этого вам нужно выполнить упражнение, которое состоит из двух этапов - мысленный эксперимент и эксперимент "на людях".

Первый этап упражнения - мысленный эксперимент
  1. Попробуйте представить себе игрушку Неваляшка. Мысленно: рассмотрите её со всех сторон, потрогайте руками, покачайте, проследите за её движениями.

    Вам нравится внешний вид игрушки?
    Какие ощущения вызывает у вас поверхность?
    Какие эмоции вызывает у вас игрушка?
    Насколько интересна она вам?


    Разговор со скептиком:


    Вы, конечно, можете сказать - что если эта игрушка неинтересна для вас - то это не значит, что она не интересна "другим категориям потребителей". Да, вы правы, так и есть - эта игрушка рассчитана на маленьких детей - до 3-х лет.

    Но кто сказал, что талантливый изобретатель не сможет расширить круг потенциальных покупателей товара, сделать эту игрушку нужной, полезной, интересной для других?

    А теперь запишите на правой странице в тетрадке недостатки Неваляшки. Для этого сформулируйте ваши замечания к каким-то свойствам игрушки, в таком виде, например:

    Быстро надоедает
    Однообразное
    качание
    "Странные" руки..

    А на левой половине страницы напротив каждого недостатка напишите Цель для вашего будущего изобретения, например, таким образом:

    Сделать интересной для подростков Быстро надоедает
    Сделать разнообразным качение Однообразное качание
    Сделать "нормальные" руки с "интересными" движениями "Странные" руки..

  2. Снова продолжим наш мысленный эксперимент, но - теперь представьте себя в роли ребёнка постарше - в возрасте от трёх до шести лет.

    Трудное упражнение, правда? Но, как говорил великий полководец Суворов: "тяжело в ученье, легко в бою". Ваша успешность в изобретении новых полезных товаров во многом зависит от того, насколько вы сможете правильно представлять себе потребности различных категорий потребителей.

    Итак, вы - ребёнок в возрасте от трёх до шести лет. Кстати, а вы себя мысленно кем представили - мальчиком или девочкой? А как вы думаете, создатели тех Неваляшек, которые продаются сейчас в магазинах, думали о том, что у девочек и мальчиков даже в этом возрасте существуют разные желания, потребности, предпочтения?

    Итак, попробуйте ответить с позиции трех-шестилетнего мальчика (или девочки?) на такие вопросы:

    Тебе приятно брать в руки Неваляшку?
    В какие игры с ней ты можешь играть?
    Можно играть с другими детьми в "Ваньку-Встаньку"?"
    Чего ты не можешь сделать с этой игрушкой, но очень хотел бы?
    Какой бы ты сделал Неваляшку, если бы был изобретателем?


    Мысленные ответы на эти вопросы надо записать на правой странице тетрадки - как в предыдущем упражнении. А на левой половине страницы напротив каждого недостатка игрушки (с позиций ребёнка) напишите Цель для вашего будущего изобретения.
  3. И снова продолжается наш мысленный эксперимент, но - теперь представьте себя в роли родителя ребёнка. В роли мамы или папы - выбирайте сами.

    Постарайтесь мысленно ответить на вопросы:

    Чем меня раздражает Неваляшка?
    Могу ли я отремонтировать разбитую Неваляшку?
    Безопасна ли она для моего ребёнка?
    Насколько удобно её хранить? Где, в чём, вы её храните?
    Как продлить срок её "полезного контакта" с ребенком?
    Что делать с ещё пригодной к эксплуатации Неваляшкой после того, как ребёнок немного подрос и больше не хочет с ней играть?
    Как сделать эту игрушку интересной для моей супруги (супруга?)
    Какие недостатки я вижу в Неваляшке?

    Мысленные ответы на эти вопросы надо записать на правой странице тетрадки - как в предыдущем упражнении. А на левой половине страницы напротив каждого недостатка игрушки (с позиций родителя) напишите Цель для вашего будущего изобретения.

  4. И в завершение нашего мысленного эксперимента попробуйте представить себя в роли представителя какой-либо профессии, например, продавца (магазина игрушек или бытовой техники ), повара, шофёра, милиционера, цветовода, дизайнера, медсестры или программиста… Список профессий вы можете расширить или сузить по собственному желанию. Конечно, вы можете выполнять это упражнение и как специалист вашей профессии.

    Постарайтесь мысленно ответить на вопросы:

    Какие недостатки в Неваляшке я вижу как представитель данной профессии?
    Какие применяемые в данной профессии материалы, инструменты, процессы можно использовать в Неваляшке?
    Чем может помешать, навредить Неваляшка представителям этой профессии?
    Для выполнения каких-либо профессиональных функций я хотел бы использовать Неваляшку?
    Как сделать Неваляшку полезной для представителей моей профессии?


    Мысленные ответы на эти вопросы надо записать на правой странице тетрадки - как в предыдущем упражнении. А на левой половине страницы напротив каждого недостатка игрушки (с позиций профессионала) напишите Цель для вашего будущего изобретения.
Второй этап упражнения - эксперимент "на людях"
Цель второго этапа упражнения - пообщаться с людьми, представителями той или иной возрастной, ролевой или профессиональной группы, и сравнить свои мысленные ответы (представления об их потребностях, возможностях, желаниях) с ответами этих людей. Конечно, разнообразие ответов будет зависеть и от количества опрошенных вами людей.

Ваши испытуемые на этом этапе:

А) Вы сами.
Б) Ребёнок от трёх до шести лет.
В) Родитель, у которого есть дети до десятилетнего возраста.
Г) Представители тех профессий, с позиций которых вы критиковали Неваляшку мысленно.

Задайте своим испытуемым вопросы, которые вы задавали им мысленно (см. выше).

Сравните свои ответы на эти вопросы с теми, которые вы записали в ходе мысленного эксперимента "над собой". Если новых ответов у вас не появилось - значит, у вас уже очень хорошо развито визуальное представление, кинестетические ощущения, понимание потребностей людей разных возрастов и профессий. Но обычно совпадения мысленных и реальных представлений можно добиться только путём длительных тренировок. Так что, скорее всего, вам удастся расширить свои мысленные представления, найти новые недостатки игрушки, новые ответы на прежние вопросы. Их надо записать на правой странице тетрадки - как в предыдущем упражнении. А на левой половине страницы напротив каждого недостатка игрушки напишите Цель для вашего будущего изобретения.

  1. Итак, начните с себя. Если в вашем доме осталась эта детская игрушка, найдите её и поставьте перед собой (можно попросить на время у соседей или родственников). Рассмотрите её со всех сторон, потрогайте руками, покачайте, проследите за её движениями.

    Задайте себе вопросы (см. выше), а новые ответы запишите в своей тетради.
  2. Продолжите ваш эксперимент "на людях", но теперь нужно найти ребёнка от трёх до шести лет и попросить его или её ответить на ваши вопросы (один мой студент очень творчески решил этот вопрос - сходил в детский сад и нашёл там очень много детей, желающих "поиграть в Изобретателя"). Будет неплохо, если вы пообщаетесь и с мальчиком, и девочкой, и услышите от них всё, что они захотят рассказать об игрушке Неваляшка. Посмотрите выше вопросы для 3-6-летних детей: Вы можете придумать и задавать детям свои вопросы. Задайте им вопросы (см.выше), а новые ответы запишите в своей тетради.
  3. Снова продолжите эксперимент "на людях", но теперь вам нужно найти родителя, у которого есть дети до десятилетнего возраста. Задайте ему (ей) вопросы (см.выше), а новые ответы запишите в своей тетради.
  4. И в завершение вашего эксперимента "на людях" попробуйте встретиться с представителями тех профессий, с позиций которых вы критиковали Неваляшку мысленно. Задайте им вопросы (см. выше), а новые ответы запишите в своей тетради.
Подводя итог
Вы провели два вида эксперимента - мысленный и "на людях" - с представителями различных групп потребителей, покупателей игрушки Неваляшка. Вы увидели недостатки Неваляшки и возможные цели для своих дальнейших изобретений. Вы записали ответы на вопросы - свои и "других живых людей", и теперь можете сравнить - насколько чётко, глубоко, реально вы понимаете потребности разных "целевых" групп потребителей, как говорят профессиональные маркетологи (специалисты по продвижению различных товаров на рынок). А изобретатель, заинтересованный в продвижении своих идей и изобретений в реальную жизнь, должен быть "немножко" и маркетологом!

Теперь пора подкорректировать свои собственные цели.
Целевое задание N 1
Выполняя творческое задание 1 в предыдущей рассылке, вы придумали несколько игрушек Неваляшка.

Была ли у вас тогда какая-то определённая цель изобретения?

Посмотрите на формулировки целей изобретений, которые вы записали, выполняя упражнения данной рассылки.

Попробуйте выбрать из них те цели, которых, как вам кажется, можно достичь в результате применения ранее предложенного вами изобретения. Можно ли улучшить предложенные вами решения первого творческого задания, "заложив" в них достижение новых целей?

Поделитесь с нами своими открытиями - какие результаты упражнения были для вас самыми неожиданными, что вы для себя открыли в этой давно известной игрушке, какие новые грани жизни вы узнали в ходе общения с представителями различных групп, что вы открыли в самом себе…

Ждем Ваших идей, новых оригинальных целей совершенствования Неваляшки.

Наиболее удачные решения будут "премированы книгами" по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Присылайте свои решения на адрес: Nellydelf@trizland.ru

В следующей рассылке...
В следующем выпуске мы рассмотрим, как можно изменять/изобретать Неваляшку с помощью изобретательского приёма "Дробление".

Успехов! Пишите.
Нелли Козырева

©, 2003 г. Авторские права на рассылку принадлежат Козыревой Н.А.
Наши рассылки
Англоязычный ТРИЗ по-русски
Рассылка о том, как развивается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) за рубежом. В рассылке приводятся краткие анонсы статей, опубликованных на английском языке в интернет, в т.ч. на одном из крупнейших англоязычных сайтов Журнал ТРИЗ.
Автор рассылки: Николай Шпаковский
Периодичность: 1-2 раза в месяц
Рассылки Subscribe.Ru
Что такое интеллектуальная собственность?
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность.
Автор рассылки: Валентина Березина
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылки Subscribe.Ru
О новостях в сфере патентного и авторского права в мире
Рассылка познакомит Вас с новостями в области патентного права, авторского права, недобросовестной конкуренции, внедрения инноваций, изменениями в законодательстве по интеллектуальной собственности в России и т.п.
Ведущий рассылки: Валентина Березина
Периодичность: 1-2 раза в месяц
Рассылки Subscribe.Ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное