Сказкотерапия — современный метод, позволяющий
не директивно и эффективно осуществлять психокоррекцию детей
и подростков, терапевтическое консультирование взрослых, а также
обеспечивать психологическое сопровождение процессов развития, обучения,
реабилитации и абилитации. Последнее время накоплен также положительный
опыт использования сказкотерапии в бизнес-консультировании.
Комплексная Сказкотерапия — это авторский метод, разработанный
в Санкт-Петербурге Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой.
Комплексная Сказкотерапия — это
система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских,
сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный "узор
судьбы" современного человека. С этим "узором судьбы",
собственно, и работает сказкотерапевт.
Комплексная Сказкотерапия — это особый
образный язык. Изучение этого языка происходит на Базовом курсе
подготовки сказкотерапевтов.
Важной особенностью сказкотерапии является
её совместимость с другими методами и направлениями
практической психологии, педагогики и психотерапии. Таким образом,
специалист, практикующий в контексте определённой психологической школы,
может обучаться сказкотерапии, существенно обогащая собственный опыт
и инструментарий.
В процессе обучения сказкотерапии
формируются навыки работы с разнообразными метафорами, сочинения
и анализа сказок, создания "терапевтической" среды; изучаются
приёмы психологического "присоединения" к клиенту
с использованием сказки, мифа, притчи, легенды; рассматриваются
различные контексты работы со сказкой: песочница, кукла, костюм, рисунок
и пр.
Базовый курс включает в себя4 основные
сессии.
Основные сессии. Общий объем 120 часов.
Первая сессия "Теория и практика
сказкотерапии", 40 академических часов:
теоретические основы
сказкотерапии: основные понятия, принципы, история;
гендерная модель
в сказкотерапии: мужские и женские сказки (разбор, анализ,
прикладное значение);
основные свойства метафоры;
"воздействующий аппарат
сказкотерапии": основные виды сказок и принципы работы
с ними;
направления сказкотерапии:
психодиагностика, психопрофилактика, коррекция и терапевтическое
консультирование;
формы и методы работы
со сказками: обзор возможностей;
практика сказкотерапии:
методика "Карта сказочной страны", работа с песком,
создание собственной куклы-марионетки, практикум сочинения сказок.
Вторая сессия "Игровые технологии
в сказкотерапии", 40 академических часов:
понятие игры и подходы
к классификации; виды игр в сказкотерапии, алгоритм создания
игры;
структура программы
и занятия в сказкотерапии, место игрового действия
в структуре занятия;
задачи сказкотерапевта при
организации игровой деятельности и мониторинг эффективности
занятий;
практикум игротерапии
в песочнице;
интерактивный театр:
организация и приёмы;
настольные
сказкотерапевтические игры;
психодинамические медитации;
практикум коррекционной работы
с детскими страхами и агрессией;
проективные графические
методы в сказкотерапии (исследование самоощущения членов семьи
и психологической резистентности).
принципы работы сказкотерапевта
с индивидуальным мифом: интеграция жизненного опыта;
авторская сказка как
жизненная программа;
система психологического
анализа авторской и любимой сказки;
практикум сказкотерапии
в песочнице: символизм песочных историй;
сказкотерапевтическая работа
с мифом;
основные схемы и приёмы
консультирования.
Четвёртая сессия:
направления сказкотерапии:
психодиагностика, психопрофилактика, коррекция и терапевтическое
консультирование;
психодинамические медитации;
практикум коррекционной
работы с детскими страхами и агрессией;
сказкотерапевтическая работа
с мифом;
основные схемы и приёмы
консультирования.
Каждая сессиясертифицируетсяотдельным сертификатом Российского Института Комплексной
Сказкотерапии.
В конце программыБазового курсаучастники защищают Авторский проект
(программу тренинга, методику, демонстрируют консультацию) и получаютСвидетельство
сказкотерапевта-практика(пользователя)
от Российского Института Комплексной Сказкотерапии. Объем часов,
указываемых в Свидетельстве, не менее 120.
Участники, проходившие консультации
у регионального преподавателя сказкотерапии (и/или
Наставника-Супервизора), получают Свидетельство с большим объёмом часов
(к 120 учебным часам прибавляются часы консультаций и мастер-классов
у преподавателя или Наставника-Супервизора).
В дальнейшем, предполагается повышение
квалификации сказкотерапевтов-практиков. На тематических семинарах или
циклах повышения квалификации, организованных Международным или Российским
Институтами Комплексной Сказкотерапии.
Сказкотерапевт-практик может выбрать себе
специализацию в Международном Институте Комплексной Сказкотерапии
("сказкотерапевт-консультант"; "сказкотерапевт-икогенолог:
специалист по воспитанию детей"; "сказкотерапевт-икогенолог:
специалист по работе с Родом"; "сказкотерапевт-тренер";
"специалист по работе с психологической песочницей").
Отзывы участников прошедших Базовый курс:
"Здравствуйте, меня зовут Евгения
Городова. Я прошла базовый курс сказкотерапии у Эльвиры Ивановны
Паниш. С каждой ступенькой я становилась счастливей от новых
знаний. Мы всей группой с нетерпением ждали новую сессию. Работа
с психологической песочницей вдохновила меня. Приобрела песочницу
и весь необходимый материал и уже начинаю работать с близкими.
Очень понравилась пирамида отношений. Диагностика архетипов и рисуночная
диагностика. Я благодарна Эльвире Ивановне за полученные знания.
Было очень интересно, по-сказочному. Могу сказать не стесняясь, что моя
вера в себя укрепилась, я выросла и в духовном росте,
в познании себя и возникло огромное чувство, желание помогать
людям, нести миссию к передаванию жизненных ценностей открытым
и добрым сердцам. Сказкотерапия — кладесь жизненной мудрости.
Прошла первую ступень Икогенология — Как воспитать здорового наследника.
Вопросы как воспитывать детей для меня были открыты. С нетерпением жду
вторую сессию. Низкий поклон автору метода Комплексной сказкотерапии
Татьяне Дмитриевне Зинкевич-Евстегнеевой". Евгения Городова.
"Это было так прекрасно, так
великолепно! Метод Т.Д. Зинкевич-Евсигнеевой открыл для меня новые горизонты.
Я поначалу даже не предполагала, что это так серьёзно и очень
интересно. Огромное спасибо за такое чудное открытие в моей
жизни!!! Эльвира Ивановна великолепный педагог, в ней сочетаются
мудрость, доброта и всегда хорошее настроение. На занятиях в течении
всего курса царила дружеская атмосфера, ощущение комфорта присутствовало
постоянно. Я не являюсь психологом, но материал курса был
изложен очень доступно и ясно, а главное очень интересно,
за что Вам, Эльвира Ивановна огромное спасибо! После второй сессии
у меня дома появилась песочница, и она работает, сказочным,
чудесным образом работает. Одинокая девушка, у которой давно
не было отношений, через две недели после посещения песочницы
познакомилась с мужчиной и скоро свадьба. Я ощутила себя
волшебницей, а какая она счастливая и слов нет. А какая
самотерапия на протяжении всего курса, мы и плакали
и смеялись, это было здорово! Огромное спасибо Эльвире Ивановне
за сказочный курс!". Асмедьянова Татьяна, (Ангарск).