Сказкотерапия — современный метод, позволяющий
не директивно и эффективно осуществлять психокоррекцию детей и подростков,
терапевтическое консультирование взрослых, а также обеспечивать
психологическое сопровождение процессов развития, обучения, реабилитации
и абилитации. Последнее время накоплен также положительный опыт
использования сказкотерапии в бизнес-консультировании.
Комплексная Сказкотерапия — это авторский метод,
разработанный в Санкт-Петербурге Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой.
Комплексная Сказкотерапия — это система представлений
об архетипических сюжетах, мужских и женских, сюжетах отношений,
которые, переплетаясь, образуют индивидуальный "узор судьбы"
современного человека. С этим "узором судьбы", собственно,
и работает сказкотерапевт.
Комплексная Сказкотерапия — это особый образный язык.
Изучение этого языка происходит на Базовом курсе подготовки
сказкотерапевтов.
Важной особенностью сказкотерапии является
её совместимость с другими методами и направлениями
практической психологии, педагогики и психотерапии. Таким образом,
специалист, практикующий в контексте определённой психологической школы,
может обучаться сказкотерапии, существенно обогащая собственный опыт
и инструментарий.
В процессе обучения сказкотерапии формируются навыки работы
с разнообразными метафорами, сочинения и анализа сказок, создания
"терапевтической" среды; изучаются приёмы психологического
"присоединения" к клиенту с использованием сказки, мифа,
притчи, легенды; рассматриваются различные контексты работы со сказкой:
песочница, кукла, костюм, рисунок и пр.
Базовый курс включает в себя3
основные сессии.
Основные сессии. Общий объем 120 часов. Основные сессии
проходят в двух организационных форматах:
3
сессии по 4 учебных дня;
или
6 сессий по 2 учебных дня.
Первая сессия "Теория и практика
сказкотерапии", 40 академических часов:
теоретические
основы сказкотерапии: основные понятия, принципы, история;
гендерная
модель в сказкотерапии: мужские и женские сказки (разбор,
анализ, прикладное значение);
основные
свойства метафоры;
"воздействующий
аппарат сказкотерапии": основные виды сказок и принципы работы
с ними;
направления
сказкотерапии: психодиагностика, психопрофилактика, коррекция
и терапевтическое консультирование;
формы
и методы работы со сказками: обзор возможностей;
практика
сказкотерапии: методика "Карта сказочной страны", работа
с песком, создание собственной куклы-марионетки, практикум
сочинения сказок.
Вторая сессия "Игровые технологии
в сказкотерапии", 40 академических часов:
понятие
игры и подходы к классификации; виды игр в сказкотерапии,
алгоритм создания игры;
структура
программы и занятия в сказкотерапии, место игрового действия
в структуре занятия;
задачи
сказкотерапевта при организации игровой деятельности и мониторинг
эффективности занятий;
практикум
игротерапии в песочнице;
интерактивный
театр: организация и приёмы;
настольные
сказкотерапевтические игры;
психодинамические
медитации;
практикум
коррекционной работы с детскими страхами и агрессией;
проективные
графические методы в сказкотерапии (исследование самоощущения
членов семьи и психологической резистентности).
принципы
работы сказкотерапевта с индивидуальным мифом: интеграция
жизненного опыта;
авторская
сказка как жизненная программа;
система
психологического анализа авторской и любимой сказки;
практикум
сказкотерапии в песочнице: символизм песочных историй;
сказкотерапевтическая
работа с мифом;
основные
схемы и приёмы консультирования.
Каждая сессия сертифицируется отдельным сертификатом
Российского Института Комплексной Сказкотерапии.
В конце программы Базового курса участники
защищают Авторский проект (программу тренинга, методику, демонстрируют
консультацию) и получают Свидетельство
сказкотерапевта-практика (пользователя) от Российского
Института Комплексной Сказкотерапии. Объем часов, указываемых
в Свидетельстве, не менее 120.
Участники, проходившие консультации у регионального
преподавателя сказкотерапии(и/или Наставника-Супервизора), получают
Свидетельство с большим объёмом часов (к 120 учебным часам прибавляются
часы консультаций и мастер-классов у преподавателя или
Наставника-Супервизора).
В дальнейшем, предполагается повышение квалификации
сказкотерапевтов-практиков. На тематических семинарах или циклах
повышения квалификации, организованных Международным или Российским
Институтами Комплексной Сказкотерапии.
Сказкотерапевт-практик может выбрать себе специализацию
в Международном Институте Комплексной Сказкотерапии
("сказкотерапевт-консультант"; "сказкотерапевт-икогенолог:
специалист по воспитанию детей"; "сказкотерапевт-икогенолог:
специалист по работе с Родом";
"сказкотерапев-тренер"; "специалист по работе
с психологической песочницей").
Ведущая: Паниш Эльвира Ивановна (Иркутск) - руководитель
обучения по программе Базового Курса подготовки сказкотерапевтов.
Преподаватель психологии, психолог-консультант, сертифицированный мастер-сказкотерапевт,
сертифицированный бизнес-тренер, директор аналитико-консультативного центра
"Эргон", автор ряда тренинговых программ по деловым
коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту, эмоциональному
интеллекту. Ведёт научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую
и общественную работу.