Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка в школе

  Все выпуски  

Слушание музыки в системе музыкального воспитания школьника


Музыка в школе 
Слушание музыки в системе музыкального воспитания школьника

11

2011-01-13

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова.

В этом выпуске рассылки мне бы хотелось разместить конспект своего выступления на педагогическом совете «О роли личности педагога-воспитателя в формировании гражданской позиции учащихся», состоявшегося 02. 03. 2001.

Программа «Музыка и личность»
Название программы предложено зам. директора по воспитательной работе Шаевой М. В.

Пока идёт систематизация и обобщение накопленного опыта.

Основные направления заложены в программе, разработанной Д. Б. Кабалевским. Он пересмотрел структуру и цель уроков музыки в 70-х годах. Прежде основным разделом урока было хоровое пение. Педагоги ссылались на крылатые слова Ушинского «Запоют школы, запоёт вся страна», совершенно не учитывая, что Ушинский в дореволюционной школе не мог выдвигать какие-то иные задачи, т.к. перед ним стояла масса ограничений:
- музыкальное образование не могло развиваться плодотворно в условиях всеобщей неграмотности в России;
- школы не обладали нужной материально-технической базой;
- перед школой стояла задача: подготовка церковных певчих.

Д. Б. Кабалевский не разграничивал урок на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели : воспитание музыкальной культуры, как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитывать человека. Через  музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность.
Цель программы определяется рядом задач:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
В основе этой задачи лежит проблема увлеченности. «Увлечь ребят музыкой – этот коренной вопрос не должен упускать учитель, начиная с первого урока в 1 классе» – пишет Кабалевский в «Объяснительной записке» к программе. Не случайно в программу включены высокохудожественные произведения: русских композиторов (например, концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского); советских композиторов («Время вперед» Г. В. Свиридова); зарубежных композиторов (5 симфония Л. Бетховена); русские народные песни -  «Вниз по матушке, по Волге». Для того чтоб увлечь ребят на уроке, учитель использует различные методы. Например, в младших классах прибегает к игровым ситуациям:
- знакомство с тремя китами на основе сказки-легенды;
- игровое четырехручие (например,  «Хор козлят» из оперы М. В. Коваля);
- часто на уроках в начальных классах учитель инсценирует песню для хорового  исполнения (например, «Игра в гостей» Д. Б.  Кабалевского: класс делится на 2 группы, которые поют, сопровождая пение легким поклоном головы и туловища).
В старших классах используется другая форма для развития увлеченности.  Для того чтобы ребята почувствовали себя искателями, творцами, они сами с помощью учителя (но не через назидание, наставление)  приходят к важным выводам, высоким нравственным ценностям. 
Решение первой задачи на уроке возможно лишь в атмосфере взаимоуважения и взаимодоверия, которое должно существовать между учителем и учениками, т.е.  на уроке музыки должна доминировать педагогика сотрудничества. Учитель должен так стараться строить свои уроки, чтоб ребята не заметили, что их учат, а сами должны стать истинными открывателями.
2. Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса.
Важно формировать иммунитет против низкопробной сиюминутной музыки. Надо учить находить в области любой музыки (серьезной, легкой) высокохудожественные образцы. Кабалевский пишет в своей книге «Воспитание ума и сердца»: «Винить молодого человека в пристрастии к легкой музыке, значит винить  в том, что он молод. Однако, если только легкая музыка является основой его духовного багажа, то этот факт говорит о духовной нищете человека». Можно ли встретить человека, который никогда не читал серьезных книг и ограничивает свой круг только юмористическими журналами, однако в музыке такая бездуховность наблюдается довольно часто: человек не зная музыки, говорит с пренебрежением и невежеством. Кабалевский  пишет: «если на одну чашу весов положить всё даже лучшее, что рождено в области развлекательной музыки, а на другую -  всего лишь одну «Лунную сонату» Бетховена, то эта чаша весов решительно перевесит первую…». Вот почему на уроке учитель не должен избегать диспутов, споров, дискуссий.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия, т.е. это развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки: они учатся петь, играть на детских музыкальных инструментах, знакомятся с элементами пластического интонирования (музыкально- ритмические движения, даже импровизация).
Развивать творческие способности учитель должен по принципу: от простого к сложному.

Эти задачи должны прослеживаться не только в учебной, но и во внеклассной деятельности.

О «Камертоне». Об участии этого вокального коллектива в различных мероприятиях (концертах, посвященных знаменательным датам, тематических беседах, встречах с другими коллективами, посещение концертов и т.д.). О выборе репертуара, в процессе освоения которого учащиеся приобретают необходимые навыки и умения.

Основная идея программы: посредством музыки воспитывать ученика. Средств много, но многое зависит и от личности учителя.
Чем, какими качествами должен обладать учитель музыки?
1. Общепедагогические:
а) идейная убеждённость;
б) любовь к предмету;
в) любовь к детям;
г) постоянный поиск, жажда творчества;
д) умение критически подходить к себе, перестраиваться, исправиться, понять ребёнка;
е) в основе контакта должна лежать педагогика сотрудничества, доброта, милосердие.
2. Специальные:
а) владеть музыкальными инструментами;
б) владеть голосом;
в) навык дирижирования;
г) гармонический анализ произведения;
д) умение делать аранжировку.

Заключение.
Из книги А. Н. Сохора «Воспитательная роль музыки»:
«Она вся—порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так — с романтической приподнятостью и пламенной восторженностью — пишет о музыке Гоголь в статье «Скульптура, живопись и музыка».
Пусть далеко не все и не всегда так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное воздействие на человека? Ведь и в самом деле она способна целиком захватить все наше существо, увлечь за собой, подчинить своему настроению и порыву.
«Что же это за страшная сила!» - говорил о музыке Лев Толстой.
Во все времена эту силу старались использовать для воздействия на чувства и волю людей. И музыка много раз доказывала, что она способна воспитывать человека и общество, активно влияя на взгляды, нравы, представления о красоте.

В завершении этого выпуска, хочу проанонсировать только что размещённый на сайте материал на тему: Слушание музыки в системе музыкального воспитания школьника

Следите за изменениями на главной странице сайта и если есть необходимость увидеть структуру - пользуйтесь картой сайта (в этот раздел Вы можете попасть с главной страницы сайта "Музыка и Я")

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова.

Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

 Сайт "Музыка и Я"

Архив рассылки "Музыка в школе"

Рассылка 'Музыка в школе'


В избранное