Речь идет о величине совокупного объема продаж за последние 13 лунных месяцев. Для того, чтобы рассчитать такой показатель, вы должны уже как минимум год заниматься бизнесом.
В конце каждого месяца нужно подсчитывать совокупный объем продаж за прошлый год.
Тем самым, каждый месяц из совокупного объема продаж вычитается месячный объем продаж за тот же самый месяц в прошлом году и прибавляется величина объема продаж за последний месяц в текущем году.
Таким образом, вы определяете «плавающий» совокупный объем продаж на протяжении всего года. Давайте рассмотрим это на конкретном примере.
Месяц
Год 1
Год 2
«Плавающий» совокупный объем продаж, Год 2
1
19
20
262 (261-19+20)
2
21
22
263 (262-21+22)
3
22
22
263 (263-22+22)
4
21
21
263 (263-21+21)
5
20
21
264 (263-20+21)
6
21
30
273 (264-21+30)
7
21
32
284 (273-21+32)
8
19
33
298 (284-19+33)
9
19
31
310 (298-19+31)
10
20
31
321 (310-20+31)
11
20
32
333 (321-20+32)
12
19
32
346 (333-19+32)
13
19
32
359 (346-19+32)
Совокупный объем продаж
261
359
Попробуйте составить схему «Z» для конца года 2, отметив совокупный объем продаж за год на диагональной линии, а «плавающий» совокупный объем продаж — на верхней линии.
На рис. 3 отмечены линия прогноза величины совокупного объема продаж с самого начала года, а также величина физического объема продаж в течение каждого лунного месяца.
Как должен выглядеть окончательный вариант схемы «Z», вы можете увидеть на рис.4.
Теперь с учетом данных прошлого года видно, что нечто особенное случилось в 6 месяце. Все три показателя заметно пошли вверх.
Почему?
Вероятно, это не было следствием действия сезонного фактора, как мы предположили сначала, поскольку среднемесячный объем продаж в прошлом году был практически неизменным, а вот «плавающий» совокупный объем продаж резко возрос.
Может быть, это произошло в результате:
проведенной рекламной кампании;
мероприятий, направленных на стимулирование сбыта;
увеличения масштабов хозяйственной деятельности;
приема на работу дополнительных сотрудников;
создания пешеходной торговой зоны, на территории которой оказалось данное предприятие.
Если, начиная с 6 месяца, все сложилось бы по-другому, тогда это был бы тревожный сигнал. А, если бы и на протяжении 7 месяца наблюдалось уменьшение объема продаж, вам бы пришлось предпринимать какие-то меры.
Тщательно изучая данные, связанные с продажей товаров, вы сможете узнать, все ли идет как надо или же нужно что-то делать.
9. 9. Подведем итоги
Вы узнали, как можно использовать записи, связанные с продажей товаров, для того, чтобы составить прогноз на ближайшее будущее.
Кроме того, с их помощью можно поддерживать оптимальный объем товарных запасов и оценивать эффективность своей рекламной кампании.
Они необходимы также и в том случае, если вы не хотите к началу следующего года с удивлением обнаружить, что ваша коммерческая деятельность на протяжении прошедшего года была убыточной.
Изменились ли ваши взгляды после изучения данной главы?
В случае необходимости вы можете вернуться немного назад и уточнить свои ответы на вопросы относительно записей, связанных с продажей товаров.
Одно можно сказать с полной уверенностью: вам необходим прогноз, с которым вы будете сравнивать полученные фактические данные.
Это единственный способ оценки эффективности вашей предпринимательской деятельности.
Следующий выпуск рассылки с материалами пособия «Маркетинг» выйдет 1 сентября.
Напоминаем, что публикуемые в рассылке и многие другие учебные
материалы располагаются на сайте "Дистанционный
консалтинг". В разделе "Вопросы и ответы"
сайта вы также можете задать интересующий вас
вопрос специалистам Московского агентства по развитию предпринимательства, а
на Конференции обсудить
актуальные для вас темы и поделиться своими замечаниями и пожеланиями по
данной рассылке.