Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ по русскому языку и литературе


Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее: EГЭ по русскому языку и литературе

Выпуск 68

16 апреля 2012 г.

В выпуске:

1. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося
2. Информация

 

ЕГЭ - 2012


КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ 2012 г.)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Предлагаем вашему вниманию классификацию ошибок, которая может помочь в работе над частью "С" Единого государственного экзамена по русскому языку.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Вид ошибки
Г1. Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
Примеры: благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2. Нарушение норм согласования
Пример: Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3. Нарушение норм управления
Примеры: Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
Примеры: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Примеры: Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Пример: Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Пример: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8. Ошибки в построении сложного предложения
Примеры: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.

Г9. Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10. Нарушение границ предложения
Пример: Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12. Пропуск члена предложения (эллипсис)
Пример: На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
Примеры: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки
Р1. Употребление слова в несвойственном ему значении
Примеры: Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
Примеры: Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3. Неудачное употребление местоимений
Примеры: Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4. Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов
Примеры: По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Пример: В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6. Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
Примеры: Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7. Нарушение лексической сочетаемости
Пример: Автор использует художественные особенности.

Р8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Пример: Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Пример: В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10. Неоправданное повторение слова
Пример: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Пример: Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12. Употребление лишних слов, лексическая избыточность
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Продолжение следует.
Полностью материал опубликован на сайте gramma.ru

По материалам www.gramma.ru

ИНФОРМАЦИЯ


В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2012.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное