Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 62

20 апреля 2010 г.

В выпуске:

1. ЕГЭ по литературе. Задание С5
3. Информация

 

ГОТОВИМСЯ  ЗАРАНЕЕ


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАДАНИЕ С5

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

В задании С5 экзаменационной работы проверяется умение построить связное высказывание на одну из трех предложенных тем, сформулированных как проблемные вопросы. В этой части работы у учащегося есть возможность выбрать один из трех вариантов задания: первый адресует к произведениям первой половины XIX века, второй – к произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX века. При этом формулировка задания может представлять собой традиционный проблемный вопрос или включать цитату, требующую, по контексту задания, комментария, обоснования, выражения согласия или несогласия с предложенной трактовкой художественного текста, например:

1. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Пугачев, пощадивший его?; В чем актуальность содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Почему, несмотря на поражение Игорева войска, Русская земля встречает князя как героя?

2. Почему поэтичной, возвышенной Ольге Обломов предпочел прозаичную, приземленную Пшеницыну?; Почему Родион Раскольников в эпилоге романа берет в руки Евангелие?; Как вы понимаете слова одного из исследователей творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, отмечавшего, что в щедринской прозе «злоба дня» оборачивается «злобой века»?

3. Удалось ли Горькому в пьесе «На дне» ответить на вопрос: «Что лучше – истина или сострадание?»; Как вы понимаете слова М.И. Цветаевой: «Поэт революции и революционный поэт – разница. Слилось только раз в Маяковском»?; Один из критиков о главном герое А.И. Солженицына пишет, что он «растворяется» в коллективе, в массе зеков. Согласны ли вы с этим утверждением, или Иван Денисович остается личностью?

Нужно выбрать только один из вопросов, дать на него конкретный ответ, обосновать свои суждения, опираясь на произведение и с учетом позиции автора. «При этом отвечающий может предложить собственную интерпретацию прочитанного при условии сохранения объективно значимых смыслов текста, заложенных автором» [Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года (http:// www.fipi.ru)].

Жанр ответа С5 – сочинение-рассуждение, по сути – аналог небольшой литературно-критической статьи, в которой требуется сформулировать тезисы, привести доказательства, проиллюстрировать их конкретными примерами из произведения и сделать выводы.

Критерии оценки задания С5 вы найдете на нашем сайте.

При ответе оцениваются:

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе.
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
3. Обоснованность привлечения текста произведения.
4. Последовательность и логичность изложения.
5. Следование нормам речи.

Примеры сочинений учащихся и анализ выполненных работ также можно найти на нашем сайте.

Общие рекомендации к заданию С5:

1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Составьте тезисы ответа. Подберите текстовый материал.

2. Проверьте, соотнесена ли ваша точка зрения с позицией автора.

3. Избегайте неуместного цитирования, подмены ответа на вопрос пересказом.

Задания для самостоятельной работы размещены на нашем сайте.

По материалам www.gramma.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ


В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены ABL2001-2010.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное