Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 61

22 марта 2010 г.

В выпуске:

1. ЕГЭ по литературе. Задания С3
3. Информация

 

ГОТОВИМСЯ  ЗАРАНЕЕ


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАДАНИЯ С3

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

Прежде чем начать обсуждение примеров работ части С3, обратимся к домашнему заданию (см. http://gramma.ru/EXM/?id=5.5). Для самостоятельной работы были предложены два задания С1: «Почему Софья решилась назвать Чацкого сумасшедшим?» (д. 3, явл. 13, 14) и «В чем «символ веры» Молчалина?» (д. 3, явл. 3).

Напомним, что в ответах на вопросы заданий С1 и С3 можно не писать вступление и сразу формулировать тезис-ответ. На первый вопрос он может быть примерно таким: Софья решилась назвать Чацкого сумасшедшим, потому что тот сравнил ее возлюбленного Молчалина с Загорецким, «шутом» и «плутом», человеком без каких-либо моральных принципов, который пресмыкается перед гостями Фамусова и которого никто, и в первую очередь сама Софья Павловна, не уважает.

Очень важно, что все развивающие доводы в данном случае уже «заложены» в самом тезисе: аргументируя тезис, необходимо дать более конкретную характеристику свойств и качеств Загорецкого; опираясь на текст эпизода, пояснить, чем раздражена Софья и почему для нее оскорбительно сравнение Молчалина, человека «высоких» моральных качеств, которого главный герой в этом эпизоде называет «услужник знаменитый», с «шутом» Загорецким. Иными словами, объяснить мотивы поступка Софьи. Далее уместно сделать вывод об осознанности поступка героини: она вполне осознанно мстит Чацкому: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?».

Следует обратить особое внимание и на заключение сочинения. В формулировки критериев оценки выполнения заданий С1 и С3 в 2010 году были внесены коррективы: высший балл ставится, если экзаменуемый не только «обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы», но и делает «соответствующие выводы», «фактические ошибки в ответе отсутствуют». Новое требование – сочинение обязательно должно завершается «соответствующими выводами».

Приведем пример ответа на вопрос, где соблюдены обе эти рекомендации.

С1
В чем «символ веры» Молчалина?

У Молчалина есть свой «символ веры», свое жизненное кредо: оно заключается в стремлении «и награжденья брать и весело пожить». В диалоге с Чацким Молчалин проговаривается о своих «высоких» идеалах, о том, ради чего он готов «не сметь свое суждение иметь». Он стремится к высоким чинам, богатству, власти. Для достижения цели Молчалин ведет свою тайную игру, используя любые связи и возможности. Он преклоняется перед Татьяной Юрьевной, потому что «чиновные и должностные – ей все друзья и все родные»; уважает Фому Фомича за то, что тот «при трех министрах был начальник отделенья»; пресмыкается перед Хлёстовой – ведь она родственница Фамусова. Даже любовь Софьи, «дочери такого человека», герой намерен использовать для собственной выгоды.

Молчалин терпелив, руководствуясь заветом отца «угождать всем людям без изъятья», он с «умеренностью и аккуратностью» будет двигаться к своей цели, и, возможно, герой ее достигнет, так как молчалинские «таланты» могут позволить добраться до высших ступеней власти.

Обратим внимание, что вопрос здесь понят правильно, тезис, который доказывает учащийся, сформулирован в первом же предложении, удачно аргументирован текстом эпизода, и, что чрезвычайно важно, пишущим сделан вывод о том, какое значение имеет подобное жизненное кредо для самого персонажа и к каким общественным последствиям ведет. Вывод выделен в отдельный абзац.

Еще раз обратим внимание на то, что начать работу предпочтительнее сразу с ответа на вопрос, предложенный в задании, так как любые посторонние рассуждения, попытка создать вступление могут отвлечь, увести в сторону.

Следует учесть также, что если тезисов в ответе несколько, то вывод можно сделать как по каждому из них отдельно, так и сформулировав общий вывод-итог в заключении сочинения.

Задание С3 адресует к поэтическому тексту. Это, как правило, небольшое стихотворение. Лирические произведения, которые могут быть включены в задание С3, перечислены в «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена в 2010 году». Напомним, что критерии оценки заданий С1 и С3 одинаковы, поэтому «точность и аргументированность ответа» на вопрос остается главным способом получить высокий балл и за задание С3. Кроме того, в «Кодификаторе» дан перечень теоретико-литературных понятий, знание которых необходимо для полного и глубокого ответа о прозаическом и поэтическом тексте.

Специфика поэтического текста не позволяет свести ответ исключительно к осмыслению содержания стихотворения (это стихотворение о природе, о любви, о дружбе, о зиме, о бабочке; в нем описывается… рассказывается о… и т. п.), продолжив суждение пересказом. Стихотворному тексту пересказ вообще противопоказан. Поэтому особое внимание следует обратить на задания В7 – В12: ответы на них (если, конечно, они будут даны правильно) помогут определить опорные понятия и термины, которые можно удачно включить в сочинение, при этом основное внимание следует в зависимости от вопроса сосредоточить на тематике, лирическом сюжете или образах поэтического произведения. Обратимся к заданию демоверсии ЕГЭ по литературе 2010 года.

Обратимся к заданию демоверсии ЕГЭ по литературе 2010 года: Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и выполните задания B8–B12 и C3.

Задания B8 - В12 к стихотворению включают такие вопросы: «Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…». Как называется художественное описание природы в литературном произведении? К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым, облака»? Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»? Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета («над ясной рекою», «в померкшем лугу» и т. п.). Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер» (без указания количества стоп)?

В результате учащийся, выполнивший эти задания, «вооружен» такими терминами, как пейзаж, сравнение, метафора или олицетворение, эпитет, анапест. Осмысление роли художественных средств позволит увидеть своеобразие поэтического текста: в центре внимания поэта оказывается вечерний пейзаж, природа у Фета многообразна и одухотворена и т. п.

Теперь, внимательно перечитав стихотворение, можно формулировать тезис-ответ на вопрос С3. Почему А.А. Фета часто называли «певцом мгновенья»? Что в нем будет главным? Главное: поэт в слове запечатлевает мгновенное как вечное, имеющее непреходящую ценность (вспомним: «Этот листок, что иссох и свалился, // Золотом вечным горит в песнопенье»). Эту мысль можно выразить по-разному, от детей вряд ли можно требовать той глубины литературоведческих познаний, которыми обладает эксперт. Пусть они скажут главное своими словами, при этом учтём, что мнение учащегося может не совпадать с нашим. Но если оно разумно, аргументированно, опирается на текст и не противоречит здравому смыслу, его стоит принять.

Примеры и анализ выполненных учащимися заданий с комментариями проверяющего учителя вы найдете на нашем сайте.

Общие рекомендации к заданиям С1 и С3, которые можно дать ученикам на этом этапе подготовки, таковы:

1. Начинайте ответ без вступления, сразу с формулирования тезиса-ответа.

2. Сделайте общий вывод или (если тезисов в ответе несколько) сформулируйте выводы по каждому из тезисов.

3. Старайтесь избегать в работе многословия.

По материалам сайта www.gramma.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ


В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены ABL2001-2010.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное