Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 60

21 января 2010 г.

В выпуске:

1. ЕГЭ по литературе. Задание С1
3. Информация

 

ГОТОВИМСЯ  ЗАРАНЕЕ


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАДАНИЕ С1

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

Дорогие выпускники!

Вы, конечно, уже познакомились с демоверсией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе. Вариант ЕГЭ-2010 состоит из 12 заданий с кратким ответом (это задания В1 – В12, например: укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение; каким размером написано стихотворение и др.) и пяти заданий с развернутым ответом. В сочинениях С1, С2, С3 и С4 предлагается дать ответ в объеме 5 – 10 предложений, С5 – полноценное сочинение объемом более 200 слов, то есть примерно полторы-две страницы письменного текста.

Мы начинаем публиковать материалы, которые могут помочь многим из вас подготовиться к экзамену по литературе. Следует помнить, что ни одно пособие по подготовке к ЕГЭ не даст исчерпывающих рекомендаций, позволяющих ответить на все вопросы и повторить все тексты школьной программы. Поэтому, как мы полагаем, гораздо важнее понять принципы написания сочинений ЕГЭ по литературе, то есть научиться понимать суть предложенных заданий и давать на них самостоятельные, творческие, но содержательные и точные ответы.

Напоминаем, что задания с развернутым ответом С1 и С3 предполагают точно сформулированный и аргументированный в первую очередь текстом эпизода (стихотворения) ответ на поставленный вопрос. Сочинение также должно содержать выводы по предложенному вопросу. Эти требования ориентированы на критерии оценки сочинений частей С1 и С3.

Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
Оценка выполнения заданий С1 и С3

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).

Точность и полнота ответа:
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют   - 3 балла;
б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку - 2 балла;
в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки - 1 балл;
г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок - 0 баллов.
Максимальный балл - 3.

Итак, главный критерий ответов С1 и С3 – содержательный: точность ответа на вопрос и полнота аргументации определяют балл, который можно получить за эту часть экзаменационной работы.

Чтобы точно ответить на вопрос, рекомендуем выделить в нем главный содержательный аспект, иначе говоря, разобраться в том, о чем нас спрашивают.

Примеры заданий С1 и анализ выполненных учащимися заданий с комментариями проверяющего учителя вы найдете на нашем сайте.

Общие рекомендации к заданиям С1 и С3

1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).

3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего драматургического, лиро-эпического (если предложен отрывок из поэмы) или эпического произведения.

4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.

5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.

6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?

7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.

8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям В1 – В12: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах С1 и С3.

9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.

По материалам сайта www.gramma.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ


В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены ABL2001-2010.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное