Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 56

26 марта 2009 г.

В выпуске:

1. Готовимся к ЕГЭ. Новые демоверсии
2. Готовимся к выполнению заданий
А13 и В1. Словообразование
3. Информация

 

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

 

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) внесены изменения в форматы проведения ЕГЭ по русской литературе (11 класс) и Государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по русскому языку.

С заданиями и комментариями к ним можно ознакомиться в разделе "ЭКЗАМЕНЫ. Нормативные документы

 

ГОТОВИМСЯ  ЗАРАНЕЕ


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
(задания А13 и В1)

Приводится в сокращении. Полный вариант см. на сайте www.gramma.ru

Развитая система словообразования – характерная черта русского языка. Напомним наиболее продуктивные способы образования слов.

Приставочный способ образования: бес- + порядок = беспорядок.

Суффиксальный способ образования: слабый + -ость = слабость.
Необходимо обратить внимание на то, что при данном способе иногда в момент образования нового слова происходит отсечение части основы производящего слова. Чаще всего это явление наблюдается при образовании от глаголов: заготовить + –к– = заготовка.
Внимательно анализируя морфемный состав слова заготовка (значение которого в самом общем виде можно сформулировать как «нечто, получившееся в результате действия «заготовить»), мы видим, что при образовании его от глагола заготовить «куда-то исчез» суффикс –и–. Именно это явление мы и называем «усечением части производящей основы». Обращаем ваше внимание на то, что может происходить усечение как всего суффикса производящего инфинитива: пилить + –щик = пильщик, так и его части: зимовать + –щик = зимовщик. Анализируя же морфемный состав производного слова зимовщик, вы должны понимать, что это слово состоит из корня –зим– , глагольного суффикса –ова– (точнее, его усеченного варианта –ов–), суффикса –щик–, обоначающего лицо – производителя действия, и нулевого окончания.

Бессуффиксный способ образования.
Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается: насыпать — насыпь.
При этом следует рассуждать примерно так: насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать».
Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий — глубь. Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий — дичь.
При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Приставочно-суффиксальный способ образования.
Наиболее сложным для определения является именно этот способ, который заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс: без- + дар + -н(ый) — бездарный.
Обратите внимание, что очень часто при таком способе образования новое слово возникает на базе сочетания существительного с предлогом: подснежник — под снегом. При этом бывшие предлоги становятся приставками.

Сложение – распространенный способ образования, в результате которого появляются сложные слова.

Сложение бывает нескольких видов:
1) без соединительной гласной: плащ + палатка — плащ-палатка;
2) с соединительной гласной свет + тень — светотень;

3) сложение с одновременным присоединением суффикса: глин(о) + о + меша(ть) + -лк(а) — глиномешалка;
4) аббревиация (образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде):
профком — профсоюзный комитет
(результат объединения начальных частей производящих основ);
оргстекло — органическое стекло (объединение начального элемента одного слова с другим словом);
завбазой — заведующий базой (объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова);
ОРТ — Общественное Российское телевидение (сложение названий начальных букв в производящих основах).

Переход слов одной части речи в другую.
Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова.
Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом.
Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи. Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые.
Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
ПРИМЕРЫ
1. Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.
2. Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
3. Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
4. Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
5. Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного предложения.
6. Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — болеть — болезнь — болезненный. Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы:
Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый)
Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием. Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова.

Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов.
Напомним некоторые чередования:
свет — свеча — освещение (т//ч//щ)
ситец — ситчик (ц//ч)
любить — люблю (б//бл)
воздух — воздушный (х//ш)
водить — вожу — вождение (д//ж//жд)
бросить — брошу (с//ш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
загорать — загар (о//а)
вытирать — вытер (и//е)
вырасти — вырос — выращивать (а//о, ст//с//щ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах: рот — рта (о//0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов: золото — златокудрый (оло//ла) город — градостроитель (оро//ра) молоко — млечный (оло//ле) берег — прибрежный (ере//ре).

Проверить свои знания по теме "Словообразование" вы можете, решив проверочные задания на сайте: http://gramma.ru/EXM/?id=4.43 и http://gramma.ru/EXM/?id=4.47.

По материалам сайта www.gramma.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ


В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены ABL2001-2009.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное