Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 54

24 мая 2008 г.

В выпуске:

1. Готовимся к ЕГЭ. Типы текста (типы речи)
2.Перлы "знатоков" русского языка - выписки из экзаменационных работ ЕГЭ-2005 (часть С)

3. Информация

 

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН


ТИПЫ РЕЧИ (ТИПЫ ТЕКСТА)

 

ТИП РЕЧИ - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора. Для создания текстов (высказываний) констатирующего характера, представляющих информацию о предметах или явлениях действительности, в качестве способа изложения автор обычно избирает описание или повествование, для создания текстов аргументирующего (поясняющего) характера – рассуждение. Некоторые лингвисты дополнительно выделяют такие типы текста, как определение (объяснение), целью которого является представление, сравнение и обобщение фактов (речевые жанры научной, научно-популярной, энциклопедической, словарной статей и др.), и инструктирование, которое призвано побудить к выполнению определенных действий (речевые жанры инструкции, приказа, постановления, закона и др.).

Тип речи связан с функционально-смысловым стилем речи. В научном стиле используются преимущественно рассуждение и описание; в публицистическом - повествование и рассуждение; в официально-деловом и разговорном – повествование; в художественном – все типы речи в различных сочетаниях. Однако по отношению к тем или иным функциональным стилям можно говорить лишь о преобладающем типе речи. Так, в текстах научного стиля преобладание того или иного типа речи или их комбинация зависит от конкретной научной дисциплины: для текстов математической тематики более характерно рассуждение, биологической - описание, исторической – повествование, физической – описание и рассуждение.

Основные признаки, свойственные тому или иному типу речи, могут проявляться и сочетаться не только в целом тексте, но и в определённых его частях, фрагментах, абзацах и даже отдельных предложениях, например: Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая (М. Булгаков).

В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал), описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту...).

Иногда разграничение типов речи представляет определённые трудности: внутри текстового фрагмента легко принять один тип за другой. Например: В редакцию журнала пришло письмо. Автор – семидесятидвухлетний москвич – пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин. <...>. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери – моей дочери – по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я иногда чувствую привязанность… Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его инопланетянином в нашей семье (Е. Кореневская).

На первый взгляд, в тесте сочетаются повествование (пришло письмо, автор пишет) и описание (свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе), однако очевидно, что описание в данном случае подчинено задачам рассуждения: оно не выполняет самостоятельной функции, а служит аргументами в рассуждении, выстраиваемом автором письма. Поэтому тип речи этого фрагмента текста следует определить как сочетающий повествование и рассуждение.

Опознавательным знаком типа речи служит и порядок слов. Сравнив предложения Поезд остановился на станции и На станции остановился поезд, можно заметить, что в первом действие активное (поезд ехал и остановился), что говорит о принадлежности фразы к повествовательному контексту, во втором факт представляется как наблюдаемый со стороны, как деталь нарисованной картины, следовательно, предложение может быть отнесёно к описанию.

Термин функционально-смысловой тип речи подчеркивает зависимость формы устного или письменного высказывания от назначения (функции) речи и её смысла и потому, по мнению лингвистов, наиболее точно характеризует формы словесного выражения, которые ранее именовались типами изложения, разновидностями монологической речи, способами изложения и др.

В школьной же практике как синонимы употребляются термины тип текста и тип речи.

С. Белокурова, учитель русского языка и литературы
www.gramma.ru

Материалы об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении можно прочитать на сайте www.gramma.ru

 

ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"
 


      И несколько выписок из экзаменационных работ ЕГЭ-2005 (часть С):

- …рассказ Пушкина «Му-му»
- …большое количество писателей разложил парцелляцией.
- Пушкин является родоначальником призывов к милосердию.
- Любой человек падший в этом мире –это не конченый человек.
- Счастье- платное удовольствие.
- Не каждый поможет перейти бедной старушке через дорогу… Если мы попытаемся быть добрее душою друг к другу, в мире станет меньше Сонечек Мармеладовых и собачек Муму. - «Мастер и Маргарита» Достоевского…
- Цитаты нам автор дает в качестве подпорки своих слов.
- Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Необязательно читать данную статью, чтобы задать себе этот вопрос.
- Пушкина милосердие было одним из главных благодетиль.
- Литература обязана пробираться к самому сердцу человеческой души.
- Прочитав текст Гранина, в голове эхом отдается: «Милость к падшим призывать – необходимость настоятельная, труднооценимая».
- Автор ищет ответ в русской литературе. Но то ли это пристанище, куда стоит обращаться с подобными поисками?
- …разноображивая свой отзыв, Гранин риторически восклицает.
- Но как реагируем мы на стоящих вдоль обочины Сонечек Мармеладовых? Приютим ли мы всех несчастных Муму?
- Этот завет прошивает произведения величайших русских писателей.
- Гранин использует тире для уточнения и наполняет текст отрывком из художественной литературы.
- ...русская литература наполнена падшими героями, которые потеряли свое достоинство перед обществом. ∙ Соня пала не только в положении общества, но и своим внутренним духом.
- Мы читаем творчество писателей России, в нас просыпается чувство страдания, когда мы читаем «Муму», завоевав этим народное призвание и авторитет.

- Ему на всё всё равно.

 

ИНФОРМАЦИЯ


      В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены ABL2001-2008
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное