Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 50

27 декабря 2006 г.


С Новым годом!ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

От всей души поздравляем вас с Новым годом и Рождеством!
Год Красного Кабана обещает успех каждому.
А мы желаем крепкого здоровья, счастья и
финансового благополучия вам и вашим близким.
Пусть в новом году вам сопутствует удача и
исполняются самые дерзкие мечты!

Коллектив GRAMMA.RU  


В выпуске:

1. Новые требования к части С Единого государственного экзамена по русскому языку
2. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: синтаксические изобразительные средства (продолжение)
3. Информация

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН


Новые требования к части С
Единого государственного экзамена по русскому языку


      В системе проверки речевой подготовки выпускников школ особое место занимает задание, предполагающее создание небольшого по объему (от 150 слов) письменного высказывания на заданную тему, связанную с проанализированным текстом.
      С помощью этого задания определяется уровень таких речевых умений, как
- умение писать на тему;
- подчинять высказывание основной мысли сочинения;
- выбирать стиль и жанр сочинения в соответствии с задачей и основной мыслью работы;
- композиционно грамотно выстроить текст сочинения;
- соблюдать логическую последовательность в изложении материала;
- умение соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- соблюдать требования точности, коммуникативной целесообразности и выразительности речи.

      Задание части С – это задание с развернутым ответом.
      На его выполнение отводится примерно 90 минут. Рекомендуется создавать сочинение в жанре рецензии на предложенный текст.
      Оценивается работа по критериям, отражающим требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 1–0, или 2–0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 20.

      В предыдущих выпусках рассылки (2005 г.) мы подробно рассказывали об особенностях задания части С и давали рекомендации по написанию сочинения. В этой рассылке мы остановимся лишь на новых требованиях и критериях, введенных в 2006-2007 учебном году. Дополнительную информацию и методические материалы можно найти на нашем сайте в разделе "Экзамены".

      В 2006 году к сочинению части С Единого государственного экзамена по русскому языку предложены новые требования:

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы

I

Содержание сочинения

K1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

K2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет,
но
допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
или
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

K3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

K4

Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
или
вообще не отражено в работе.

0

II

Речевое оформление сочинения

K5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
- допущена 1 логическая ошибка;
и/или
- в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

K6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

Грамотность

K7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

K8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

K9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

K10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2 – 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

K11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

K12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)

20


      При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.
      Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.
      При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
- К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);
- К9 – грамматических ошибок нет;
- К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

      2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится.
      Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 - К12) оценивается нулём баллов.

      С примерами сочинений, написанных в соответствии с новыми требованиями, а также с аналитическим разбором работ по новым критериям можно познакомиться на страницах нашего сайта:

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ "С" и ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СОЧИНЕНИЙ

 

ИНФОРМАЦИЯ

400 Технологий
- новый уникальный магазин. Изобретения, технологии, методики, книги.
Без предоплаты! Узнайте простое решение сложных проблем! Каждый посетитель магазина получает бонус: методику "Как бесплатно получить квартиру за несколько месяцев". Вы еще не видели эту методику? Заходите и познакомьтесь с ней. Убедитесь, как это просто!

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
 


      Продолжаем публиковать теоретико-литературный материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Синтаксические изобразительные средства

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (или ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г.) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше не-гулянье под луной,
За солнце не у нас над головами...

М. Цветаева

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте:

И пляшет тень его в окне
Вдоль насыпи. В ночи осенней.
Там. За Араксом. В той стране.

П. Антокольский

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: «Тройка! Птица-тройка!» (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: «Пышный! Ему нет равной реки в мире!» (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

      Полный список терминов стилистики и литературоведения размещен в Словаре литературоведческих терминов на сайте www.gramma.ru.

Желаем успехов!

 

ИНФОРМАЦИЯ


      В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2006.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное