Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 49

21 октября 2006 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:

1. УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Новые требования к экзамену для школ, перешедших на профильное обучение
2. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: синтаксические изобразительные средства
3. Информация

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ


      В этом году в ряде регионов выпускники традиционно будут сдавать устный экзамен по литературе. Сохранены и три устоявшиеся формы экзамена: собеседование, защита реферата или учебно-исследовательского проекта и ответ на вопрос билета. Школы, не перешедшие на профильное обучение, могут воспользоваться комплектами экзаменационных билетов прошлых лет, учащимся же и преподавателям образовательных учреждений, где уже введено профильное обучение, предлагаем познакомиться с новыми комплектами билетов, дифференцированных по уровням: профильному и базовому.

      В публикуемом в этом выпуске рассылки Методическом письме ("ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ", №7, aпрель 2006 г. - текст письма приведен с сокращениями) содержится подробный комментарий к новым билетам по литературе, анализ особенностей новых комплектов экзаменационных билетов, требования к устному ответу выпускника, критерии оценки и др. Отмечен также примерный характер предлагаемых экзаменационных материалов, что позволяет частично переработать экзаменационные билеты в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы.

      Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме обязательного письменного экзамена и устного экзамена по выбору выпускников.

      Форма проведения устного экзамена по литературе может быть различной: экзамен с использованием билетов, собеседование, защита реферата.
      В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах.
      В том случае если выпускник выбирает собеседование, то по предложению аттестационной комиссии он без предварительной подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету.
      Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником темы работы с учетом рекомендаций учителя, глубокое изучение избранной для реферата проблемы и, наконец, написание работы, в которой излагается суть проблемы и формулируются выводы на основе исследованного материала. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Такая форма экзамена рекомендуется учащимся, проявившим интерес к научным исследованиям в избранной области знаний.

       Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия).

      Предлагаемые экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19. 05. 98 № 1236 и от 30. 06. 99 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05. 03. 04 № 1089).

      Таким образом, в ситуации переходного периода экзаменационный материал, частично сохраняя требования старой нормативной базы, в значительной мере отражает новые подходы, зафиксированные в стандарте литературного образования. Экзаменационные билеты включают те термины и понятия, которые вошли в раздел стандарта «Основные теоретико-литературные понятия». Некоторые изменения коснулись отбора литературных произведений, на материале которых проводится устный экзамен. В частности, снята альтернатива в выборе произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад» и «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита», что нашло отражение в билетах). В соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор», по лирике М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама (в старых минимумах эти имена отсутствуют, хотя изучение их творчества давно вошло в школьную практику).

      Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, указанном в стандарте среднего (полного) общего образования, однако в комплекты включен ряд произведений, указанных в обязательном минимуме содержания основного общего образования (с учетом традиций литературного образования в итоговый контроль в XI классе включаются «Слово о полку Игореве»; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика и баллады В.А. Жуковского; лирика А.С. Пушкина, его поэма «Медный всадник», а также романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»; лирика, поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского).

      Комплекты разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного обучения. <...>

      В основу всех комплектов заложены некоторые общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы на базовом или профильном уровнях, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты учитывают Требования к уровню подготовки выпускников и опираются на основные произведения, названные в обязательных минимумах содержания образования, представляя их в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы экзаменационных билетов для школ с русским (родным) языком обучения подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературные эпохи. Вопрос может быть отнесен к литературе первой половины XIX в. (в ряде случаев это произведения древнерусской литературы или классики XVIII в.) либо к литературе второй половины XIX в., или связан с художественными произведениями XX в. (право выбора последовательности ответа на вопросы предоставляется экзаменуемому). При составлении каждого экзаменационного билета реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. Билеты сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.

      Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов имеется своя специфика. Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. Третье задание в каждом билете нацелено на проверку именно базового уровня освоения предмета. Выпускникам предлагается ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.

      Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на профильном уровне, имеют ряд особенностей. Характер вопросов усложняется: они опираются на разнообразные термины и понятия, включают дополнительные формулировки, предполагающие углубленный анализ какой либо из сторон художественного произведения. Третье задание в каждом билете содержит вопрос обобщенно-аналитического характера, требующий выхода в литературный контекст с опорой на внутрипредметные связи. <...>

      Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в экзаменационный комплект более 30 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20). Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).

При проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность знаний, полученных в рамках конкретной программы литературного образования, по которой было организовано обучение, поэтому на экзамен выносится достаточно объемный учебный материал. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

  • понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
  • привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
  • аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
  • использование необходимых для ответа терминов и понятий;
  • композиционная стройность ответа;
  • умение выразительно читать наизусть;
  • ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

      В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литературы.

      Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
      Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
      Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

      Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Полный текст Методического письма можно прочитать на сайте www.gramma.ru
Комплекты билетов (базового и профильного уровней) мы планируем опубликовать в следующих номерах рассылки. В настоящее время их можно скачать с нашего сайта.

Материалы для подготовки к устному экзамену по литературе уже публиковались в предыдущих выпусках нашей рассылки. Тем же, кто еще не воспользовался этими материалами, мы предлагаем посетить раздел нашего сайта "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПРОГРАММА ШКОЛЫ".

Дополнительные материалы вы сможете найти также в разделах: БИБЛИОТЕКА. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. УЧЕБНИКИ; ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ; ХРЕСТОМАТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

      Тем, кто готовится к сочинению, будет полезно обратиться к рекомендациям раздела СОЧИНЕНИЕ И ЕГО ЖАНРЫ

ИНФОРМАЦИЯ

400 Технологий
- новый уникальный магазин. Изобретения, технологии, методики, книги.
Без предоплаты! Узнайте простое решение сложных проблем! Каждый посетитель магазина получает бонус: методику "Как бесплатно получить квартиру за несколько месяцев". Вы еще не видели эту методику? Заходите и познакомьтесь с ней. Убедитесь, как это просто!

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
 


      Продолжаем публиковать теоретико-литературный материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Синтаксические изобразительные средства

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos - идущий рядом) - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ:

В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.

А.С. Пушкин

АНАФОРА (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

ЭПИФОРА (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном,
Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

С. Есенин

      Полный список терминов стилистики и литературоведения размещен в Словаре литературоведческих терминов на сайте www.gramma.ru.

Желаем успехов!

 

ИНФОРМАЦИЯ


      В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2006.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное