Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 45

14 апреля 2006 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:

1. Новые требования к части С Единого государственного экзамена по русскому языку
2. Материалы для подготовки к экзамену. Термины фонетической стилистики
3. Информация

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ


Новые требования к части С
Единого государственного экзамена по русскому языку

      В системе проверки речевой подготовки выпускников школ особое место занимает задание, предполагающее создание небольшого по объему (от 150 слов) письменного высказывания на заданную тему, связанную с проанализированным текстом.
      С помощью этого задания определяется уровень таких речевых умений, как
- умение писать на тему;
- подчинять высказывание основной мысли сочинения;
- выбирать стиль и жанр сочинения в соответствии с задачей и основной мыслью работы;
- композиционно грамотно выстроить текст сочинения;
- соблюдать логическую последовательность в изложении материала;
- умение соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- соблюдать требования точности, коммуникативной целесообразности и выразительности речи.

      Задание части С – это задание с развернутым ответом. На выполнение его отводится примерно 90 минут. Рекомендуется создавать сочинение в жанре рецензии на предложенный текст. Оценивается работа по критериям, отражающим требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 1–0, 2–0 или 3-0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 20.
      Задание части С будет сформулировано таким образом:

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
C1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

       В связи с новыми требованиями к сочинению по части С сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах:

1) проблема, поставленная в исходном тексте
2) комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо)
3) авторская позиция
4) собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

      Отметим, что проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Желательно, чтобы слово «проблема» (вопрос) прозвучало в самом начале вашего текста.
      Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор.
      Наконец, необходимо четко сформулировать авторскую позицию. Она может быть заявлена прямо в каком-либо предложении предложенного для анализа текста, а может прочитываться благодаря подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо, подчеркнув, на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно, чтобы освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту. Поэтому нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его мнение о поднятой проблеме и путях ее решения.
      Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.
      Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.

      Перед тем как начать сочинение, важно внимательно прочитать исходный текст (очень часто ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения).

1) Определите тип и стиль речи текста.
2) Обозначьте проблему (сформулируйте основные вопросы, над которыми размышляет автор).
3) Для понимания текста можно исходить из классического строения абзаца: первое предложение – абзацный зачин (формулируется тема), второе – главная абзацная фраза – идея абзаца, далее – комментирующие примеры, имена, цифры, далее – вывод. Во время работы можно прямо в тексте подчеркивать ключевые фразы.

      Здесь важно отметить, что вся работа должна рассматривать заявленную в самом начале сочинения проблему.

      В 2006 году к сочинению части С Единого государственного экзамена по русскому языку предложены новые требования. Критерии оценивания ответа на задание С см. на сайте www.gramma.ru

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАДАНИЯ


     ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ В8

      "К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении автором используется _3_. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, _8_, _10_ – также подчёркивают замысел автора.
      _5_
«висел серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста".

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


      Продолжаем публиковать теоретико-литературный материал для подготовки к выполнению задания B8.

Термины фонетической стилистики


АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - один из видов звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

А.С. Пушкин

АССОНАНС (от франц. assonance - созвучие) - 1. Один из видов звукописи (см.): многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин

2. Неточная рифма, в которой совпадают ударные гласные звуки, а согласные не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Такую рифму называют ассонансной.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов звукописи (см.): использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений («эха хохотанье», «топот копыт»).

Полный список терминов стилистики и литературоведения размещен в Словаре литературоведческих терминов на сайте www.gramma.ru.

Желаем успехов!

 

ИНФОРМАЦИЯ

      На сайте опубликованы нормативные и инструктивно-методические документы Рособрнадзора, используемые при проведении в 2006 году выпускных экзаменов по русскому языку и литературе:
1. О сроках проведения в 2005/06 учебном году письменных экзаменов в традиционной форме в XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации
2. Пресс-релиз Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/06 учебном году" и др.
      Подробнее см. раздел: "ЭКЗАМЕНЫ. Нормативные документы".

      Опубликован и доступен для скачивания ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы в 2005/2006 учебном году

      Опубликованы и доступны для скачивания примерные БИЛЕТЫ для сдачи экзаменов по русскому языку и литературе.


      В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2006.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное