Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Единый государственный экзамен. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 35

10 сентября 2004 г.


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      С 18 августа изменились дизайн и внутренняя структура нашего ресурса, однако содержательная часть осталась прежней. Приносим извинения за временное неудобство пользователям, ходившим по привычным адресам, - все старые ссылки на наши страницы вам необходимо заменить на новые. Мы надеемся, что внесенные изменения сделают работу с сайтом более удобной и продуктивной.
      Мы просим посетителей GRAMMA.RU сообщать администратору сайта обо всех замеченных опечатках и неработоспособных ссылках. Спасибо!

В выпуске:
1. Готовимся к ЕГЭ. "Что день грядущий нам готовит?.." Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с точки зрения практикующего учителя
2. Повторим? Материалы к изучению романа И.А. Гончарова "Обломов"
3. Словарь литературоведческих терминов
4. "А что значит "записаться в бандиты"? В бандиты кого попало не берут!" Перлы ЕГЭ 2004 года
5. Информация

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ



Что день грядущий нам готовит?..
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с точки зрения практикующего учителя

      В  2005-2006 учебном году выпускники всех школ России сдают аттестационные испытания в форме Единого государственного экзамена. Это значит, что под всеобщее "объЕГЭивание" подпадают уже нынешние девятиклассники. Между тем большинство педагогов и учащихся находятся в полном неведении относительно формы и содержания предстоящего Единого государственного экзамена. Авторы проектов модернизации российского образования практически в любой публикации ссылаются на "обсуждение с широким кругом педагогической общественности". На самом деле этого обсуждения не происходит. Да, Демонстрационный вариант ЕГЭ помещен на сайте Минобразования (ныне Минобрнауки) РФ (www.ege.ru), но у всех ли есть возможность заглянуть в Интернет и "вытащить" оттуда Демоверсию ЕГЭ?
      А между тем познакомиться с содержанием этого документа не только любопытно, но насущно необходимо. Учащимся нужно знать, к чему готовиться, учителям - к чему своих питомцев готовить, да и родителям вовсе не безразлично, что ожидает их детей на экзамене.
      Итак, "что день грядущий нам готовит"?.. Что представляет собой Единый государственный экзамен по литературе? Раскроем же материалы Демонстрационного варианта…


читать дальше....

ПОВТОРИМ ?



      Опубликованы эксклюзивные материалы авторов сайта С.П. Белокуровой и С.В. Друговейко-Должанской о романах И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "Обломов". В выпуске мы предлагаем вам фрагмент статьи о романе Гончарова "Обломов": Типы и архетипы. С полной версией этой статьи, а также с другими статьями, посвященными творчеству писателя вы можете ознакомиться на нашем сайте.

      

Типы и архетипы

      "Раньше Обломов казался плохим, теперь говорят: да, Обломов патологически ленив, но в этом-то и есть его заслуга и величие". На рубеже ХХ-ХХI вв. Обломов и вовсе воспринимается "героем, о бездействии которого говорят как о поступке, более того, как о противостоянии наступающему прогрессу (в его бесчеловечной ипостаси)".
      Нам представляется, что проблема, поставленная самим Гончаровым, много сложнее и глубже. Потому что герой гончаровского романа Илья Ильич Обломов далеко не так одномерен.
      Попробуем, последовательно анализируя вместе с учащимися ключевые моменты романа, проследить, как развивается этот архетипический образ и углубляется значение понятия обломовщина.
      Первая часть романа "Обломов" по сути дела представляет собой разросшуюся на четверть книги экспозицию, где "автор устраивает парад второстепенных персонажей, каждый из которых описан по рецептам модной тогда натуральной школы. <…> Эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. <…> Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он - неподвижный центр сюжета - сразу выделяется загадочной значительностью среди этих - не характеров - типов".
      Фамилия Обломов вызывает ассоциации со словом облом, которое в языке литературном означает действие по глаголу обломать (1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-л.; отломать кругом, по краю. 2. перен. Прост. Заставить кого-л. вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство. и т. п. // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-л.; уломать.), а в современном жаргоне - 'неудачу, крушение планов'; 'тяжелое душевное состояние, депрессию; отрицательные эмоции, переживания'; 'апатию, нежелание делать что-л.' Кроме того, важную роль играет и переносное значение слова обломок: 'остаток чего-л. прежде существовавшего, исчезнувшего' (ср. в "Моей родословной" А.С. Пушкина: "Родов дряхлеющих обломок"…; у Ф.И. Тютчева в стихотворении 1835 года "Как птичка, с раннею зарей…": "Обломки старых поколений, / Вы, пережившие свой век! / Как ваших жалоб, ваших пеней / Неправый праведен упрек!.. / Как грустно полусонной тенью, / С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью / За новым племенем брести!.."; у Е. А Баратынского - "Предрассудок! он обломок Давней правды. Храм упал; / А руин его потомок / языка не разгадал./ Гонит в нем наш век надменный, / Не узнав его лица, / Нашей правды современной / Дряхлолетнего отца…"(1841)). Кроме того, фамилию Обломова можно связать с народнопоэтической метафорой "сон-обломон", который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное умирание. Возможно и сближение фамилии с устаревшим прилагательным облый 'круглый'. "В этом случае фамилия героя интерпретируется как контаминированное, гибридное образование, совмещающее семантику слов облый и ломать: круг, символизирующий отсутствие развития, статичность, неизменность порядка, представляется разорванным, частично "сломанным""...
      Имя Илья Ильич - редкое для литературного героя, отнюдь не "романтическое" имя. Одно из значений этого древнееврейского по происхождению именования - 'божья помощь'. Отчество повторяет имя, гончаровский герой не только Илья, но и сын Ильи, "Илья в квадрате" - достойный продолжатель родовых традиций. По замечанию одного из исследователей, "имя <…> самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков О<бломова> находит в нем конечное завершение". Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени: "Настоящее и прошлое слились и перемешались".
      Имя гончаровского героя невольно напоминает читателю о былинном богатыре Илье Муромце. На это обратил внимание еще Ю. Айхенвальд: "Илья Муромец, который есть в Илье Ильиче, описан больше в том периоде, когда он сиднем сидит, чем когда он совершает подвиги духа". Именно "об удали Ильи Муромца" рассказывает маленькому Илюше Обломову няня, влагая "в детскую память и воображение Илиаду русской жизни". Думается, что созвучие имен собственных Илья-Илиада столь же неслучайно, ибо помогает провести параллель между описанной Гончаровым историей "борьбы человека с самим собой" и гомеровским повествованием о многолетней войне древних...

читать дальше.

по материалам www.gramma.ru

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью; средство создания художественных образов.Рисуя явления жизни или воображаемого мира, писатель всегда соотносит их со своими представлениями. Т. о., мера В.х. в произведении может быть различна: существует "установка" на вымысел, но существуют и документальные произведения, где В.х. исключается.


ГЕКЗАМЕТР - (от греч. hexametros - шестимерник) - шестистопный дактиль с женским окончанием и с цезурой (паузой), обычно стоящей в Г. не после третьей стопы, а в середине ее, чаще всего после ударного слога; в первых четырех стопах трехсложная стопа дактиля может заменяться хореем:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...
(Гомер, Илиада. Пер. Н. Гнедича)


ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ (ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ) - человек, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении, образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Г. л. не тождествен образу автора стихотворения, не является биографической личностью. Внутренний мир Г. л. раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
      Условное понятие; на его основе создается целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности. Переживания, духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не напрямую, а опосредованно. Таким образом, Г. л. - своего рода роль, "образ", в котором выступает автор. При этом соотношение между Г. л. и автором может быть различным: сходство вплоть до слияния (Н.А. Некрасов "О Муза, я у двери гроба...", А. Твардовский "Я убит подо Ржевом") или определенная, так называемая "ролевая" дистанция (М.Ю. Лермонтов "Завещание").


Полную версию словаря читайте на сайте

ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"


А что значит "записаться в бандиты"? В бандиты кого попало не берут!

Перлы ЕГЭ 2004

  • А у нас подростки разговаривают на телевизионном жаргоне.
  • Двуякий смысл.
  • Бывает и домой возвращаться страшно: кого-нибудь да встретишь.
  • Фундамент в голове ребенка закладывается с рождения.
  • "И назовет меня всяк сущий мне язык". В этом предложении Пушкин объявляет себя языком, а свои произведения азбукой.
  • Да они (американские сериалы) же все про подростков, уж очень сексуально озабоченных, у которых главной задачей сериала является потеря невинности. После просмотра таких сериалов наши восьмиклассники могут больше рассказать нашим родителям о половом воспитании, чем родители могут рассказать им. Так что лучше уж по телевизору показывают только новости, мультики и фильмы про Великую Отечественную войну да про Белого Бима, да про Черного Уха.
  • И стоит задуматься сейчас о том, что показывают нам по ТВ, дабы потом нам это может аукнуться.
  • Герои наших сериалов - или бандиты, или хорошие бандиты.Эти сериалы надо урезать в эфире.
  • Автор умирает на чужбине, и из-за этого ему плохо.
  • О ды кватно.
  • Жизнь мафиозиев описана во всех подробностях.
  • Бандитизм становится модным особенно среди подростков. Не понимающих и неосознающих, что же означает это сладкое слово, бандитизм.
  • А что значит "записаться в бандиты"? В бандиты кого попало не берут!
  • Все мы смотрим сериалы: русские, бандитские. Зарубежные.

          читать дальше

    
ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.lit
Отписаться

В избранное