Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 34 29 апреля 2004 г.


Специальный выпуск


 

ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ


КОМПЛЕКТЫ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2004 ГОДУ

№ 1

  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и всё былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)

  3. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По одному из романов: "Отцы и дети" или "Дворянское гнездо".)
    Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 1

  4. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского 2.

  5. "Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой" (Д.С. Лихачёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№ 2

  1. Сон Татьяны. (Анализ эпизода из 5 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

  2. а) Как в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" доказано утверждение: "трусость - самый страшный порок"?
    б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова "Белая гвардия".)
    Какой предстает "лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А.И.Куприна?

  3. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (На примере одного из романов: "Преступление и наказание" или "Идиот")

  4. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.

  5. "Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель" (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№ 3

  1. Стихотворение А.А. Блока "Ты - как отзвук забытого гимна…" (из цикла "Кармен") (восприятие, истолкование, оценка).

  2. "В чём же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?" (Г.А. Гуковский). (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

  3. Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие.

  4. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького.

  5. "Защита Родины есть защита и своего достоинства" (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№ 4

  1. а) Знакомство Ивана Бездомного с мастером. (Анализ главы 13 "Явление героя" части I романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
    б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11 главы части II романа М.А. Булгакова "Белая гвардия".)

  2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

  3. Образ Родины в "Слове о полку Игореве".
    Образ русского воина в "Слове о полку Игореве".

  4. Роль символов в поэме А.А. Блока "Двенадцать".

  5. "Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением" (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№ 5

  1. Стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может…" (восприятие, истолкование, оценка).

  2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?
    Как вы понимаете слова В.В. Маяковского "Поэт всегда должник вселенной…"? (По стихотворению В.В. Маяковского "Разговор с фининспектором о поэзии".)

  3. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
    Человек и среда в рассказе А.П. Чехова "Ионыч".

  4. а) Тема гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".
    б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина".

  5. "Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг" (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№ 6

  1. Стихотворение А.А. Блока "На железной дороге". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…" (В.Г. Белинский).

  3. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
    Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

  4. Каким предстает мир природы в лирике Б.Л. Пастернака?

  5. "Сила влияния нравственного выше всяких сил…" (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 7

  1. а) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
    б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода из
    главы 10, части 4 романа Ф.М. Достоевского "Идиот".)

  2. а) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По драме А.Н. Островского "Гроза".)
    Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве"? (По драме А.Н. Островского "Гроза".)
    б) В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"?

  3. Поколение "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

  4. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".)
    Крестьянская тема в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор".

  5. "Поэзия - это форма любви" (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№ 8

  1. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
    Стихотворение Н.А. Некрасова "Еду ли ночью по улице тёмной…" (восприятие, истолкование, оценка).

  2. "Чехов был несравненный художник… художник жизни" (Л.Н. Толстой).

  3. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского. (По одному из романов: "Преступление и наказание" или "Идиот".)
    Тема "маленького человека" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

  4. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин".

  5. "Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№ 9

  1. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
    Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное. (Анализ эпизода из главы 1, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
  2. "Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных" (О.Э. Мандельштам).
  3. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
  4. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере одного - двух произведений.)
  5. "Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…" (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№ 10

  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. "Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории" (И. Бродский).

  3. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
    Партизанская война в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

  4. Люди "дна": характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького "На дне".)

  5. "То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все" (В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Примечания

1 Некоторые темы, включенные в "Перечень…", выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне…" под одним номером.

2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).



Все комплекты тем можно прочитать и скачать здесь


ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2004.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное